Технологическая карта урока для 8 класса
Прямая и косвенная речь
Косачева Юлия Валерьевна
Тип урока – урок получения новых знаний. Цель урока – научить правильной постановке знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью
Задачи урока:
- Продолжать формировать умение различать типы синтаксических конструкций.
- Познакомиться с разными способами построения предложений с прямой и косвенной речью.
- Продолжать совершенствовать умение применять правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой косвенной речью, вводными словами, используя прием синтаксической синонимии.
- Продолжать формировать умение производить анализ текста.
- Способствовать развитию филологического и логического мышления.
- Расширять кругозор через тексты духовно-нравственной направленности.
- Развивать интерес к творчеству и исследовательской деятельности.
Опорные понятия: прямая и косвенная речь, синтаксическая синонимия, виды орфо- и пунктограмм, экспресс-анализ текста, цитата, косвенные падежи, косвенное дополнение
Новые понятия: косвенная речь, косвенный вопрос
Планируемые результаты:
Предметные:
-отличать предложения с прямой речью от других синтаксических конструкций;
-знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
- понимать правило постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью;
-уметь объяснять выбор знаков препинания;
-использовать теоретический материал учебника и теоретической тетради;
-различать функции знака «тире»;
-отличать тире и дефис;
-объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры синтаксической единицы.
Метапредметные (УДД):
Познавательные: кодирование информации в виде схемы, опорного конспекта; извлечение фактуальной информации из текста; анализ с целью выявления признаков; формулирование цели; смысловое чтение; построение речевого высказывания; установление причинно-следственных связей; наблюдение; конструирование.
Регулятивные: постановка и адекватное формулирование учебной задачи, прогнозирование этапов учебной деятельности; определение последовательности действий и умение работать по плану; самоконтроль.
Коммуникативные: адекватное понимание информации письменного и устного сообщения; осуществление взаимодействия и сотрудничество в процессе учебной деятельности; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией.
Личностные: осознание ценности знаний о языке для осуществления коммуникации; определение личностной заинтересованности в изучении материала.
Межпредметные связи: социология, литература, астрономия, культура.
Образовательные ресурсы: учебник пар.43 стр. 220, пар.45 стр.227, образовательные Интернет-ресурсы
Литература: «Рабочая программа. Русский язык, 8 класс к УМК М.М. Разумовской»; «Поурочное планирование. Русский язык, 8 класс к УМК М.М.Разумовской.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя (технологии, приемы) | Деятельность обучающихся (формы организации деятельности) |
Подготовка учащихся к усвоению нового знания. Мотивация к учебной деятельности | |
Включение в деловой ритм. Устное слово учителя. -Посмотрите на лица этих прекрасных людей. Это наша национальная гордость. -Кто может назвать их имена? (Портреты советских и российских космонавтов) -А сейчас? (появление портрета Гагарина) -Имя этого человека? В чем его заслуга перед Отечеством? -Перед вами портреты советских и российских космонавтов. Спустя всего лишь 16 лет после окончания Великой Отечественной войны они открыли человечеству путь к звездам. Кто космонавт №2? Кто первым в открытый комос? Подвиг Терешковой? -Почему сегодня, 11 апреля, мы вспоминаем эти легендарные для истории имена? (С 11 по 17 апреля 1961 года планировался запуск космической ракеты с человеком на борту, который состоялся 12 апреля) - Запись числа, объяснение правописания «НН» в числительном. -Что вы знаете об этом событии нашей истории? - Узнаем вместе, обратившись к тексту - Смысловое чтение и экспресс-анализа текста (метапредметные навыки, межпредметные связи). -Какие требования к чтению текста вслух должны быть предъявлены? (правильность, громкость, выразительность) (предварительно инд.: проведите экспресс-анализ текста по плану, расшифровка аббревиатур) Юрий Алексеевич Гагарин — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, был… запущен… с космодрома Байконур. В самом начале подъёма ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали!» На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях за Землей. «Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них, — писал на бортовой магнитофон Гагарин. — Красиво, красота!..» Выполнив один оборот вокруг Земли, на 108-й минуте корабль приземлился в Саратовской области. Гагарин отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет». Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос объявлен Днём космонавтики. -Прокомментируйте качество чтения. - Инд. зад.1: расшифровка, произношение, грамматические нормы аббревиатур: ВВС, ПВО, главком ВВС (силами), СССР [эс-эс-эс-эр] (с гаджета на портале «Грамота .ру») -Инд.2: проведите экспресс-анализ текста по плану: Тема «Первый полет человека в космос» Количество микротем - 4 Тип речи 2 абзаца– повествование Стиль – научно-популярный Основная мысль – 12 апреля - дата, установленная в ознаменование первого полёта человека в космос. /12 апреля - День космонавтики благодаря беспримерному подвигу советского космонавта Ю. А. Гагарина. -Теперь больше информации об этом событии? -*Ролик старта ракеты 20 сек https://www.youtube.com/watch?v=8r0EiOouSEo&t=69s -Пропустите 1 строку и запишите в тетрадь название праздника, используя наиболее подходящую синтаксическую конструкцию. «Двенадцатое апреля – День космонавтики». - Объясните «Н» в числительном. -Какую конструкцию выбрали? У кого иная? Объясните знаки препинания. *Способ выражения подлежащего - цельное словосочетание -Выделительная или разделительная роль тире? |
Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности Рассматривание портретов космонавтов Высказывания учеников Высказывания учеников Запись числа, предложения, объяснение «НН» и постановки знаков препинания Требования к чтению текста вслух: правильность, громкость, выразительность, оптимальный темп Чтение и осмысление текста Комментирование чтения Инд. зад.1: расшифровка, произношение, грамматические нормы аббревиатур: ВВС, ПВО, главком ВВС (силами), СССР [эс-эс-эс-эр] (с гаджета на портале «Грамота .ру») Инд.2: проведите экспресс-анализ текста по плану: Тема «Первый полет человека в космос» Количество микротем - 4 Тип речи 2 абзаца– повествование Стиль – научно-популярный Основная мысль - 12 апреля - дата, установленная в ознаменование первого полёта человека в космос. /12 апреля - День космонавтики благодаря беспримерному подвигу советского космонавта Ю. А. Гагарина. Работа в тетради « Двенадцатое апреля - День космонавтики». Объяснение «Н» в числительном. Объяснение тире между подлежащим и сказуемым. *Способ выражения подлежащего - цельное словосочетание Отвечают на вопросы, актуализируют знания Разделительная функция. |
Актуализация знаний/ умений. Фиксирование индивидуального затруднения. | |
Предлагает найти в материале для наблюдения информацию о постановке знаков препинания при прямой речи. -В рассказе об этом событии использованы разные конструкции. -Прочитайте предложение, где тире играет другую роль. Какую? Какой схеме на форзаце соответствует? -Что такое прямая речь? Из скольких частей состоит предложение? Как связаны части? -Соотнесите схему и предложение из текста А: «П!» и А: «П». Прочитайте предложения. -А какой схеме будет соответствовать предложение 1, если слова автора поставить после прямой речи? Запишите получившееся предложение. Чтение выразительно и чтение со знаками препинания. Творческое задание на развитие речи – включение в контекст. -Творческое задание: включите это предложение в контекст: 1 вар. – продолжение фразы, 2 вар. – начало фразы. *** - Чтение получившихся вариантов. - Какая схема предложений с прямой речью наиболее трудная? -***Почему не назвали в ответах на вопросы о тире «ракета –носитель, летчик-космонавт»? (использован дефис)
-Для кого эта тема важна? Кому необходимо восполнить пробелы? -Перед вами наиболее и наименее известные фотографии Гагарина. А каким помнят его те, кто шел вместе с ним дорогой космоса. Борис Щербинин – тренер космонавта по физподготовке. - На примерах высказываний Бориса Щербинина из интервью корреспондента газеты «Комсомольская правда» потренируемся расставлять знаки препинания в предложениях с прерванной прямой речью. -Прочитайте все высказывания. (на д.) -Имеет ли значение для постановки слов автора, из скольких предложений состоит прямая речь? (Ели на месте разрыва нет знаков, запятая, точка с запятой, двоеточие, то «П,- а,- п». Если на месте разрыва точка, восклицательный или вопросительный знак, то ставится этот знак и после слов автора точка и продолжение прямой речи с заглавной буквы) -О чем нужно помнить, выбирая глагол речи? (об интонации) 2 чел. выполняют: 1 устно комментирует, как он будет делать, другой самостоятельно пишет на доске. Чтение выразительно и чтение со знаками препинания.
Глаголы говорения: рассказывал, восхищался, призывал, вспоминал… - 5 чел. Чтение со знаками препинания. -Итак, что такое прямая речь? (Точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес, написал) -Из скольких частей состоят? (2: слова автора и непосредственно прямая речь) -Как связаны части? (бессоюзной связью при помощи интонации) |
1 и 2 уровень сложности Выделительная функция – слова от прерванной прямой речи. «Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них, — писал на бортовой магнитофон Гагарин. — Красиво, красота!..» В самом начале подъёма ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали!» Гагарин отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет». «П!» - а. «Поехали!» - воскликнул Гагарин в самом начале подъёма ракеты. «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин», - так Гагарин отрапортовал командиру дивизии ПВО. «Юрий был без ума от самолетов, - вспоминал Щербинин, - к учебе относился ответственно и личностью был разносторонней». «В глазах будущего космонавта светились энергия, жажда жизни, сила воли! – восхищался Борис Щербинин. - Если Юра ставил перед собой какую-то цель, то шел к ней, не щадя собственных сил». «Ребята, - призывал Щербинин, - будьте как Юра!» |
Постановка и формулирование проблемы. Изучение нового материала | |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. -Внимание! Иногда говорящий или пишущий не ставит перед собой задачи произвести дословно высказывания кого-либо. -Прочитайте предложения -Ваши наблюдения.
-Если необходимо донести основное содержание фразы, не сохраняя манеры и интонации говорящего, используют косвенную речь. Это передача чужой речи от собственного лица¸ а не от лица того, кто ее произнес.
(прямая речь с глаголом в повелительном наклонении выражена косвенным дополнением в неопределенной форме глагола) -Какое лингвистическое явление наблюдаем? (синтаксическая синонимия) -В каких учебных ситуациях может пригодиться?(сжатый пересказ) -Какие наблюдения можете сделать? -Что сохранили в высказывании? -Что изменили? (в предложении использовали косвенное дополнение, а во втором – СПП, знаки препинания, нет обращения, нет глаголов в повелительном наклонении, нет интонационных знаков) -Каким термином названы такие предложения? (на «5»: есть им. пад. – есть косв., есть прямое доп. «призывал людей»– есть косв. «говорил о любви», есть прямая речь – есть косвенная речь) -Такие СПП, где главная часть – слова автора, а придаточная часть – косвенная, чужая речь, называются предложения с косвенной речью. |
|
Формулировка темы урока. Целеполагание и планирование деятельности | |
Просит определить тему урока и сформулировать учебную задачу -Выберите подходящий вариант формулировки темы сегодняшнего и следующих уроков: «Прямая речь», «Знаки препинания в предложениях с прямой речью и косвенной речью», «Косвенная речь» -Какая цель в работе должна быть поставлена? -Каким должен быть план действий, чтобы научиться правильной постановке знаков препинания? -Работа с учебником. Чтение параграфа, выявление главной информации. Организует чтение в парах теоретического материала стр. 227 пар. 45 (примерно по 1/2параграфа) -Итак, главная информация в ТТ (Косвенная речь – это пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов предложения – по разным теоретическим источникам) |
Формулируют тему урока и учебную задачу, доказывают выбор варианта формулировки темы урока: «Прямая речь», «Знаки препинания в предложениях с прямой речью», «Функции тире и кавычек в предложениях разных типов» Составляют план достижения цели. Читают параграф, выявляют главную информацию. Записывают в ТТ |
Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний | |
Определение способа проверки нового знания Устанавливает осознанность восприятия Ребята работают «по цепочке» у доски. На слайде высказывания о Гагарине (по 2 уч. у д.) Особенности употребления косвенной речи. -Какие упражнения могут быть наиболее эффективными? (перевод из прямой в косвенную речь, на синтаксическую синонимию) -Кто выходит в открытый космос? -Помните об ответственности, работая перед классом. -Чтение друг другу и проверка знаков препинания.
Перед полетом Германа Титова Юрий Гагарин прислал из Канады телеграмму: "Дорогой Герман, я всем сердцем с тобою. С волнением слежу за твоим полетом, который прославит великую Родину и советский народ!" Перед полетом Германа Титова в телеграмме из Канады Юрий Гагарин писал, что он всем сердцем с ним, с волнением следит за его полетом, который прослав…т великую Родину и советский народ. -Повествовательная косвенная речь присоединяется при помощи союза «что». -При переводе предложений с прямой речью в косвенную следует помнить, что местоимения изменяются с 1 на 3 лицо, высказывание с маленькой буквы, без интонационных знаков, без кавычек, с маленькой буквы. Чтение со знаками препинания в СПП. Микровывод об особенностях косвенной речи. Герман –Германия – прошло всего 16 лет – политические соображения
«Он был удивительным человеком, старался всем нам помочь, к нему можно было в любой момент обратит…ся», - поделилась воспоминаниями Терешкова Валентина Владимировна. Терешкова Валентина Владимировна, делясь воспоминаниями о совместной работе с легендарным советским летчиком-космонавтом, говорила, что «он |Гагарин| был удивительным человеком, старался всем им помочь. К нему можно было в любой момент обратиться». Микровывод об особенностях косвенной речи. При переводе предложений с прямой речью в косвенную следует помнить, что местоимения изменяются с 1 на 3 лицо, высказывание с маленькой буквы, без интонационных знаков, без кавычек, с маленькой буквы. Чтение со знаками препинания в СПП.
Ю.А.Гагарин говорил, что он не мог (бы) проникнуть в космос, будучи одиночкой, что это не его личная слава, это слава нашего народа. При переводе предложений с прямой речью в косвенную следует помнить, что местоимения изменяются с 1 на 3 лицо, высказывание с маленькой буквы, без интонационных знаков, без кавычек, с маленькой буквы, несколько предложений объединяются в одно. Чтение со знаками препинания в СПП. 4. Серге́й Па́влович Королёв — советский ученый, конструктор ракетно-космических систем. С.П.Королев спрашивал: «Человек может находит…ся и работать в условиях открытого космоса?» С.П.Королев спрашивал, может ли человек находиться и работать в условиях открытого космоса. При переводе предложений с прямой речью в косвенную следует помнить, что местоимения изменяются с 1 на 3 лицо, высказывание с маленькой буквы, без интонационных знаков, без кавычек, с маленькой буквы, без вопросительного знака. Чтение со знаками препинания в СПП. И первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, Алексе́й Архи́пович Лео́нов. Микровывод об особенностях косвенной речи. -В предложениях с косвенной речью вопрос передается, но вопросительный знак не ставится. Такие вопросы называют косвенными. -В качестве союза выступает частица «ли». -Какие предложения: с прямой или косвенной речью – наиболее выразительны? |
Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной, мыслительной операции, учебные навыки Проговаривание во внешней речи пошагово по эталону Первичное обобщение после объяснения каждого предложения Перед полетом Германа Титова в телеграмме из Канады Юрий Гагарин писал, что он всем сердцем с ним, с волнением следит за его полетом, который прослав…т великую Родину и советский народ. Перед полетом Германа Титова в телеграмме из Канады Юрий Гагарин писал о том, что он всем сердцем с ним, с волнением следит за его полетом, который прослав…т великую Родину и советский народ. Терешкова Валентина Владимировна, делясь воспоминаниями о совместной работе с легендарным советским летчиком-космонавтом, говорила, что Гагарин был удивительным человеком, старался всем им помочь, к нему можно было в любой момент обратиться. Ю.А.Гагарин говорил, что он не мог (бы) проникнуть в космос, будучи одиночкой, что это не его личная слава, это слава нашего народа. С.П.Королев спрашивал, может ли человек находиться и работать в условиях открытого космоса. |
Физкультминутка | |
Контроль и самопроверка знаний | |
Определение способа проверки нового знания. Конструирование предложений с прямой речью, включение в контекст, объяснение выбора глагола «говорения» с учетом интонации, отработка выразительности речи. -Критерии для проговаривания. -По словам литературоведа Эмилии Обуховой, «гений … смог угадать, каков цвет Земли при наблюдениях из космоса». - Проведем исследование: какой человек и когда мог описать космическое пространство так (фрагмент стихотворения): Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? 1841 (за 120 лет) -л/з «кремнистый» - усеянный камнями -Ассоциации: олицетворение природы, «я», инверсия, вопросно-ответная форма, мотив одиночества (Лермонтов). -Путешествие лирического героя можно сравнить с полетом в космос. Он пребывает на высоте и смотрит оттуда на родную планету. Позже астронавты именно так описывали Землю. -Выразительное чтение стихотворения. - В 20 веке первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин назвал поэта единственным «космическим» поэтом - Лермонтов первым увидел Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно / Спит Земля в сиянье голубом». -По словам литературоведа Эмилии Обуховой, «гений Лермонтова смог угадать, каков цвет Земли при наблюдениях из космоса». - -А вы думаете, Гагарин не знал русскую литературу? -Какая синтаксическая конструкция? -Перестройте по вар. в предложение с прямой и косвенной речью. -Взаимопроверка. -Каковы ваши варианты? -На Меркурии есть кратер Лермонтова. Еще есть Толстого, Пушкина, Ломоносова. Темы исследовательских работ 1. Из истории знаков препинания. 2.«Спит земля в сиянье голубом…» Космические мотивы и образы в произведениях Лермонтова. https://pandia.ru/text/79/193/82642. 3.Образ космоса в русском художественном авангарде http://www.delphis.ru/journal/article/obraz-kosmosa-v-russkom-4. Образ космического пространства в поэтическом дискурсе5 начала ХХ века https://moluch.ru/archive/63/9838/
|
Проговаривание выборочное во внешней речи Проверка по эталону Простое предложение с вводным словом Литературовед Э. Обухова говорила: «Гений Лермонтова смог угадать, каков цвет земли при наблюдениях из космоса» Литературовед Э. Обухова говорила, что «гений Лермонтова смог угадать, каков цвет земли при наблюдениях из космоса» Артемьев Олег (космонавт - испытатель) Кудь-Сверчков Сергей (космонавт - испытатель) Матвеев Денис (космонавт - испытатель) Федяев Андрей (космонавт - испытатель) Рязанский Сергей (летчик-космонавт) Шкаплеров Антон (летчик-космонавт) Артемьев Олег: «Ю.А. Гагарин для меня – это символ нашей Родины, символ России» Кудь-Сверчков Сергей: «Гагарин – это образец, пример, ориентир» Матвеев Денис: «Ю.А. Гагарин- это человек, который показал нам дорогу в космос» Федяев Андрей: «Ю. Гагарин – это наш национальный герой» Рязанский Сергей: «Это действительно символ нашей страны» Шкаплеров Антон: «Ю. Гагарин – это символ победы нашего народа» |
Подведение итогов урока | |
Рефлексия – выделение и формулирование нового знания -Достижение цели -Какие виды работ выполнялись? -Повторение правила -В каких жизненных ситуациях может быть применено это правило? -Никто не решил стать космонавтом? -Спросить тех, для кого работа по теме должна была восполнить пробелы? -Активность учащихся и оценивание работы -С наступающим праздником! https://www.youtube.com/watch?v=aAL4sehRMAY -Голос Гагарина перед полетом https://www.youtube.com/watch?v=OaYKPlunQjw |
|
Информация о домашнем задании |
|
Б) «Современная русская пунктуация – это очень сложная, но четкая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию в мощное смысловое и стилистическое средство» (Валгина Н.С.) 4.* к/ф «Звезда по имени Гагарин», А.Леонов «Я выхожу в космос» http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/leonov/vyhoju/01 |