Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование функциональной грамотности
обучающихся на уроках русского языка
и литературы через игровые технологии

Аксенова Ирина Владимировна
Игровые технологиии-незаменимые помощники учителя при  формировании функциональной грамотности у учащихся средней школы.
 Современный образовательный процесс направлен на развитие функциональной грамотности обучающихся, что является сегодня необходимым условием становления творческой, деятельной, конкурентоспособной личности. Только функционально грамотная личность способна к самореализации, то есть способна применять все полученные и приобретаемые в течение жизни практические умения и навыки для решения максимально широкого охвата жизненных задач в различных сферах деятельности.
Термин «функциональная грамотность» отражает общеучебную компетенцию, которая на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта всех ступеней образования. Отличительным качеством современного прoцесса обучения является его нацеленность на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их неразрывности, целостности, единстве.
 Но жизненно важными результатами становятся метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Метапредметный подход предполагает такое изменение предметного обучения, при котором знания преподносят не как сведения для запоминания, знания должны стать средством обучения действиям с целью осмысленного использования на практике. На уроках, включающих метапредметные связи, ценится, прежде всего, действие, позволяющее мыслить более свободно, в совместной деятельности – минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Добиться перечисленных результатов поможет учителю использование современных инновационных технологий, которые позволят обучающимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализоваться путём осмысленного и деятельного присвоения нoвого социального опыта.
В педагогической практике применяю инновационные технoлогии: технологии проектно-исследовательской деятельности, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения, технологии использования в обучении игровых методов.
Подробно остановлюсь на технологии использования в обучении игровых методов или игровых технологиях. Самая открытая, естественная форма погружения человека в реальность или воображаемую действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, самостоятельности, самореализации – это игра. Действительно, игра раскрывает ребёнку новые, неизвестные грани изучаемого предмета, всегда вызывает повышенный интерес, активизирует, побуждает к действию. Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических умений, перевод имеющихся знаний в полезный для жизни опыт. На уроке учителю лишь необходимо побудить ученика к действию, создать условия для этого: комфортный психологический настрой, проблемная ситуация или задания игрового характера. Разгадывание кроссворда, чайнворда, игра «Третий лишний», «Мозговой штурм», игра «Найди пару», «Кто больше» в начале урока направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся, помогают ускорить процесс целеполагания, позволяют им быстро включиться в работу. Деятельность обучающихся носит преобразующий характер: они наблюдают, сравнивают, группируют, выясняют закономерности, делают выводы.
Игра «По опорным словам». Это игра творческого характера. Написать сочинение миниатюру по опорным словосочетаниям, добиваясь смысловой законченности и выразительности, формы некоторых слов можно изменить. Летний день, прохладная река, яркое солнце, легкий ветерок, с моим другом, жаркая погода, весело смеяться. Другой вариант: учитель предлагает глаголы, используя которые, обучающиеся, должны составить небольшой рассказ на определенную тему (например, «Театр»): Играть, исполнять, репетировать, выступать, гримировать, выходить, слушать, аплодировать, освещать, оформлять.
Например, игра «Третий лишний». Задача игры: необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д. Ситцевый, горошек, замочек (лишнее – ситцевый, так как имя прилагательное). Петушок, камышовый, гребешок (лишнее – камышовый, так как имя прилагательное). Обучающиеся находят лишнее слово по принадлежности к части речи (имени прилагательному, акцентировав своё внимание на изучаемой части речи), затем учитель предлагает сопоставить, проанализировать правописание всех предложенных слов. Ребята вспоминают изученную орфограмму «Правописание гласных о, е после шипящих в суффиксах имен существительных», при этом делают вывод о сходстве правописания имен существительных с именами прилагательными. Цель сформулирована – научиться определять условия выбора гласной о или е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Игровая цель – позволяет вставить в игровую задачу большое число примеров или заданий, относящихся к различным жизненным ситуациям. Например, молодой человек устроился на работу в редакцию газеты. Ему поручили отвечать за выпуск очередного номера. А в тексте имеются ошибки, – найдите и исправьте их. Ведь, как вы понимаете, обязательным условием для хорошего редактора является знание русского языка.
 Функциональную грамотность обучающихся можно развивать при изучении любой темы по русскому языку и литературе. Например, при изучении в 5 классе темы «Предложения с прямой речью» можно предложить школьникам составить и разыграть мини-диалоги в разных речевых ситуациях: «В автобусе», «В аптеке», «В библиотеке», «В магазине», «В музее». Затем получившиеся диалоги нужно правильно оформить на письме, соблюдая знаки препинания в предложениях с прямой речью, употребляя вежливые обращения, вежливые приветствия. Но главным фактором здесь будет включение каждого ученика в те роли, с которыми им предстоит столкнуться в различных жизненных ситуациях. Разнообразные мини-сочинения, эссе, репортаж, интервью, путевые заметки, юмористические рассказы, словесные зарисовки, лингвистические сказки помогают обучающимся точно, правильно отбирать материал, развивают их устную и письменную речь, обогащают их словарный запас, активно развивают творческие способности.
Подводя итоги, к ребятам можно обратиться с вопросом: «В какой жизненной ситуации, в каких новых условиях вам может пригодиться изучаемый сегодня на уроке материал?» После чего происходит самоанализ своих действий, при котором дети стараются найти ответ на предложенный вопрос.
На уроках литературы для организации разносторонней деятельности обучающихся при формировании функциональной грамотности использую такие формы, как урок-суд, урок-КВН, урок-театр, урок-концерт, урок-диспут и другие. Когда обучающийся на уроке чувствует себя естественно, свободно, всегда находится в действии, в сотрудничестве, неотъемлемой его частью становится практический языковой опыт общения, приобретенный им во время игровых форм работы. Нужно лишь помочь ребенку сделать правильный шаг.
Игровые технологии – путь на самоутверждение и самореализацию, самосовершенствование.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»