Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческих способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы
и во внеурочной деятельности

Аксенова Ирина Владимировна
Статья поможет учителю-словеснику понять, насколько важно развивать творческие способности учащихся на уроках русского языка и литературы.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания по предмету,но  и развить творческие способности каждого ребенка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий.
При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать: а) общий уровень развития ученического коллектива; б) возрастные особенности формирования креативной сферы; в) личностные особенности учащихся; г) специфические черты и особенности учебного предмета. Условия формирования творческих способностей: а) положительные мотивы учения; б) интерес учащихся; в) творческая активность; г) положительный микроклимат в коллективе; д) сильные эмоции; е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы. Принципы деятельности: а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся); б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения); в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков); г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся); д) системность обучения; е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Задачи учителя: пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературе; развитие общеучебных умений и навыков; развитие креативного мышления; развитие творческой самостоятельности учеников; воспитание творческой личности.
 Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
Для начала стараюсь определить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, уровень развития речи; по работе творческого характера (например, изложение) отследить навыки грамотного, безошибочного письма в свободной речи, наконец, определить реальные возможности, склонности учащегося (актерские способности, творческое воображение, склонность к выразительному чтению). На этой основе можно дать ребенку индивидуальное творческое задание. Красноречивому и артистичному — подготовить сообщение;  кто неплохо сочиняет, предлагается составить загадки, написать стихи по изученной теме, лингвистическую сказку, письменные ответы на вопросы, анализ эпизода. Любящим рисовать — иллюстрации.
Педагог должен настойчиво работать над повышением мотивации у учащихся к изучению предмета. Необходимо вызвать интерес к занятиям всем ходом уроков по русскому языку и литературе,  развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ. Необходимо сделать все возможное, чтобы процесс обучения был интересным для каждого учащегося, дать любому ученику почувствовать себя в ситуации успеха.
Проведение творческих работ в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе: от наблюдений над готовым текстом, от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи. Эта работа начинается с лингвистического анализа текста, со свободного диктанта. Без лингвистического анализа текста невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, видеть средства его выразительности. Как правило, успешным оказывается путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закономерностях данного текста.
Свободный диктант – это упражнение, при выполнении которого содержание читаемого текста записывается не дословно, а относительно свободно, на память. Учащимся разрешается в ходе диктанта какие-то детали опускать, заменять слова, перестраивать предложения. Свободный диктант – переходная ступень от собственно диктанта к изложению. Основное назначение свободного диктанта – закрепление навыков правописания и развития речи школьников.
Сочинение – это упражнение, заключающееся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей на заданную тему. Работа над сочинением развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т.е. способствует развитию мышления. Помогают в написании сочинений памятки. С удовольствием пишут учащиеся сочинения на лингвистическую тему – лингвистические сказки. При этом нужно соблюсти определенные условия: писать по заданной теме, использовать как можно больше повторяемых или изучаемых орфограмм или пунктограмм. Этот вид работы используется  и на уроках, и в качестве домашнего задания при изучении таких разделов языкознания, как фонетика, орфография, словообразование.
Можно предложить ребятам отредактировать школьное сочинение (находятся ошибки разного типа), оценить сочинение товарища, определив «плюсы» и «минусы».
При работе с орфограммами  важны такие виды работы, как оформление ассоциативных рисунков (прием мнемотехники).
Литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одаренных людей, избранных натур. Многие могут научиться излагать свои мысли и передавать впечатления живо и образно. Пробуждая интерес детей к словотворчеству, предлагаются различные литературные игры. Особый интерес вызывают творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные строчки», «Посоревнуемся с поэтом», «Я начну, а ты продолжай» и другие. В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся. Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству даже тех, кто не сразу входит в игру. А потом дети пробуют перо сами.
На уроках литературы при изучении сказок (5 класс) предлагается ребятам сочинить собственную сказку. В качестве домашнего сочинения даю учащимся задание написать репортаж с различных мест событий, сочинение по итогам наблюдений за природой, сочинение-рассуждение, сочинение-рассказ на основе впечатлений из личной жизни и др. На заключительном этапе урока (рефлексии) традиционно использую одну из методик технологии критического мышления – синквейн (пятистишие), в которой учащиеся рефлексируют материал урока в виде небольшой творческой зарисовки .
Каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание раскрыть свою личность. Практически на каждом уроке литературы предлагаются учащимся творческие задания, отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому. Полезна работа, предполагающая  нарисовать цепь образов, зрительных и слуховых ассоциаций, возникших при прочтении рассказа или стихотворения («Кинолента видений»). Важна на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие (закат солнца, роса на траве и т.д.). Или описание должно быть таким, чтобы читатели почувствовали запах свежего хлеба, аромат ветки сирени. Написание сценария мультфильма – этот жанр предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Написание киносценария также способствует развитию творческих способностей. В качестве домашнего задания можно предложить подготовить творческий пересказ, сообщение о писателе, коллаж по произведению, написать отзыв, подготовить викторину, тест, презентацию, составить кроссворд, письменно дать ответ на вопрос, составить кластер, подготовить сравнительную характеристику героев, свои вопросы по произведению, продумать вопросы для интервью (у героя, писателя) и др.
Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.
Каждый учитель должен помнить, что творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности учащихся. Каждый учащийся к чему-то и в какой-то мере способен. Помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.
Учителю важно помнить, что творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.  Важно донести  до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»