Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок русского языка в 6 классе (обучающиеся с ТНР)

Не с прилагательными

Грушковская Елена Сергеевна
Цель: закрепить правило правописания не с прилагательными.
Результаты обучения:
Предметные: закрепить понятие «качественные прилагательные», закрепить правило правописания не с прилагательными.
Метапредметные:
Познавательные: уметь выделять главное; уметь подбирать и группировать материал по определенной теме; уметь работать  с учебником и дополнительной литературой.
Коммуникативные: развивать умение анализировать речевой материал и делать выводы; развивать умение отвечать на вопросы полным предложением на материале урока
Регулятивные: учить осознанно ставить цель изучения темы, определять результат, порядок ее изучения; уметь составлять простой план; уметь понимать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Личностные: готовности к самообразованию и самовоспитанию; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; осознание важности учёбы и познания нового.
Коррекционно-развивающие: развивать память на материале урока; развивать логическое мышление на материале урока; развивать умение следить за своим произношением, исправлять ошибки в своей речи и в речи товарищей; развивать мотивацию к изучению русского языка;
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Используемая технология: коучинговый подход
Ход урока
I Организация начала урока.
II Основная часть
1. Сообщение темы
- Назовите, какую тему мы изучаем.
+ Мы изучаем тему «Не с прилагательными».
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать эту тему, закрепим наши знания.
2. Проверка домашнего задания (Приложение 1)
- Откройте тетради. Будем проверять домашнее задание.
- Как пишется не с полными и краткими качественными прилагательными?
+ Не с полными и краткими качественными прилагательными пишется слитно и раздельно.
- Сформулируйте правило, когда не с прилагательными пишется слитно.
+ Не с прилагательными пишется слитно, если слово без не не употребляется.
+ Не с прилагательными пишется слитно, если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значением выражением.
- Приведите примеры.
- Сформулируйте правило, когда не с прилагательными пишется раздельно.
+ Не с прилагательными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.
+ Не с прилагательными пишется раздельно, если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.
- Приведите примеры.
3. Работа с «Колесом развития» (Приложение 2)
- Мы проверили выполнение домашнего задания, вспомнили правило. Можем ли мы продвинуться еще на один шаг в изучении темы.
- Отметьте его на колесе развития.
- Вспомните, какую цель вы ставили перед собой.
- Какого результата хотели достичь?
- Вспомните, на каком этапе изучения темы мы находимся. Что по плану мы будем делать сегодня на уроке?
4. Выполнение упражнений.
А) волшебные квадраты (презентация)
- Мы будем выполнять упражнения. А в конце урока напишем проверочную работу.
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
Упражнение 1. «Волшебные квадраты». Вы видите перед собой поле с квадратами. За ними скрываются словосочетания. Я буду открывать квадраты в произвольном порядке. Следите внимательно, какой квадрат я открою.
Задание: Спишите словосочетание, раскрывая скобки.
Недобрый человек, недорогой, а красивый подарок, не высокий, а низкий дом, портфель не кожаный, неряшливый вид, неинтересная книга, вовсе не грустный, далеко не легкое дело.
Физкультминутка. - Молодцы. Теперь немного отдохнем.
 Б) вредные советы
- Хорошо. Следующее задание.
Упражнение 2. Вредные советы.
Прочитайте. Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить.
- Исправьте советы. Советы должны стать не вредными, а полезными.
- Объясните орфограмму.
- К какой лексической группе относятся слова редкий-частый?
- Какой знак препинания пропущен в предложении? Почему?
Чтобы всегда быть здоровым:
1. Надо есть вредную пищу.
2. Надо быть ленивым.
3. Надо садиться за стол с грязными руками.
4. Надо всегда быть в плохом настроении.
5. Прогулки на свежем воздухе должны быть редкими.
В) работа с текстом (Приложение 3)
- Молодцы. Следующее задание. Будем работать с текстом. Упражнение3.
Прочитайте текст. Раскройте скобки, объясните изучаемую орфограмму. Выполните задания после текста.
Работайте прямо на листах
Приморская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. Особенно она поражает (не)обыкновенной (какие синонимы вы подобрали?) красотой весной.
(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не)приметные.
Рядом с ними расцветают сибирские яблони. У подножья сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикая вишня.
 - О чем этот текст?
- Озаглавьте текст.
- Объясните изучаемую орфограмму.
Задания:
- Объясните значение слова «нерукотворный», «сопка»
- Подберите синоним к слову «необыкновенный» (удивительный, замечательный)
- Подберите антоним к слову «небольшие».
 - Подумайте, как природа помогает сохранить наше здоровье.
+ ……………
- Рассмотрите картинки. Созерцание природы, ее видов помогает нам сохранить психическое здоровье, ведь на природе мы отдыхаем.
5. Проверочная работа (Приложение 4)
- Мы выполнили все упражнения. Отметьте уровень своих знаний на колесе развития.
- Какой следующий шаг?
+ Надо написать проверочную работу.
- Верно. Будем выполнять тест.
Отметьте номера правильных ответов.
- Проверьте работу.
III Организация окончания урока.
 - Мы выполнили проверочную работу. Подумайте и оцените свои знания по этой теме. Отметьте это на колесе развития.
А) Работа с «Колесом развития»
 - У кого получилось добиться результата?
- У кого не получилось добиться результата?
- Какой вывод из этого может сделать каждый из вас?
- Верно.  Я вам помогу. Первый шаг – это домашнее задание. Откройте дневники и запишите дз: п. 54, упр. 307
Рефлексия.
- Нам осталось ответить на последний вопрос. Как и где это может пригодиться?

Приложение 1
Домашнее задание
Заполните таблицу. Сформулируйте правило, когда не с полными и краткими качественными прилагательными пишется слитно. Дополните правило своими примерами.

 
1. 2.
встреча
почерк
работа
дорога
шарф
река
 
Домашнее задание
Заполните таблицу. Сформулируйте правило, когда не с полными и краткими качественными прилагательными пишется раздельно. Дополните правило своими примерами.

 
1. 2.
встреча
почерк
работа
дорога
шарф
река

Приложение 3
Прочитайте текст. Раскройте скобки, объясните изучаемую орфограмму. Выполните задания после текста.
Приморская тайга – удивительный (не) рукотворный сад. Особенно она поражает (не) обыкновенной красотой весной.
(Не) большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не) приметные.
Рядом с ними расцветают сибирские яблони. У подножья сопок стоят (не) взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикая вишня.
 
Задания:
 Подберите синоним к слову «необыкновенный»
_____________________________________________________________________________
 
Подберите антоним к слову «небольшие»
_____________________________________________________________________________

Приложение 4
Тест
1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
а) если слово не употребляется без НЕ-;
б) если к прилагательному относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не;
в) если в предложении есть противопоставление с союзом А.
 
2. В каком предложении прилагательное не употребляется без не-:
а) Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
б) Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
в) (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
 
3. В каком предложении прилагательное пишется с Не раздельно
а) Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.
б) В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
в) День выдался (не)жаркий, а прохладный.
 
4. В каком предложении прилагательное пишется с Не слитно:
а) (Не)приятельская армия отступила.
б) Эта книга далеко (не)проста.
в) Нам продали вовсе (не)вкусное мороженое.
 
5. В каком предложении прилагательное пишется с Не слитно:
а) Посетитель был вовсе (не)скучен.
б) Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
в) Ее (не)годующий взгляд остановил нас.
 
6. В каком предложении допущена ошибка в написании НЕ с прилагательным:
а) Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
б) Океан был вовсе не спокойным.
в) В лесу мы увидели не глубокое, а мелкое озеро.

 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»