Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коммуникативно-познавательные и творческие уроки
русского языка и литературы в контексте
современной социокультурной реальности

Серова Елена Анатольевна
Урок ... Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улуч­шить работу, сделать ее более эффективной?
На современном уроке надо не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира. Но деятельная позиция – это позиция активная, и, следовательно, учителя должны разными способами, методами активизировать, прежде всего,    познавательную деятельность учащихся, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам.
Именно в таком формате я проводила обобщающий урок по теме «Причастие». В нем есть интересные (на мой взгляд) методы работы с детьми, цель  которых развить в учениках способность   анализировать и перерабатывать информацию. В своем выступлении я хотела бы поделиться  новыми формами работы  по развитию коммуникативно-познавательных и творческих способностей на  уроках русского языка и литературы.
Существуют три составляющие активности: мотивация; целеполагание; инструментарий.
Если говорить о мотивационной основе активности, то первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому нужно поставить перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя “творцом обстоятельств”, чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы.
 
На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов:
  1. В проверке знаний тем  прошлых уроков (это может быть групповая письменная работа с параллельным объяснением  написанных слов или работа у доски одного ученика) вставляются задания, связанные с новой, еще неизученной темой. Мои ребята сразу замечают: «Эту тему мы сегодня и будем проходить?» Далее начинают высказывать свои догадки, приводить доводы в пользу своей теории. Ученики сами формулируют темы, цели, задачи урока, находят способы решения поставленной проблемы.
  2. Еще один момент начала объяснения новой темы: на доске или  в презентации уже записаны слова.  Распределение их по группам дает подсказку ребятам для формирования  нового для них правила. Представлена тема урока, материал перед учениками и дано задание: «Попытаться сформулировать условия написания  н и нн в отыменных именах прилагательных». Ребята очень любят такие задачи, начинают с азартом предлагать свои варианты. Конечно, есть ученики, которые пытаются подсмотреть ответ в учебнике, но другие ребята тут же пресекают такие попытки.
В процессе этой работы развивается стремление самостоятельно решать интересные задачи. Ребята  пытаются завоевать авторитет в глазах товарищей, рассматривают свою деятельность с точки зрения её пользы для себя и для других людей.
Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха, и роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора и консультанта. Ученик не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями. А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности (в данном случае познавательной).
Следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания. Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, на котором возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений. Ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т. д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока.
Кроме того, нельзя забывать о методе  дифференцированного  обучения  учащихся, так как, по утверждению психологов, мастер, творец, деятель появляется только “в том случае, когда человек сам пытается определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности”, и тогда “его активность приобретает характер безграничного самосовершенствования”.
Поэтому на уроке использую разноуровневые задания, но опять–таки нельзя забывать, что решающие слово в выборе уровня за учеником, а не учителем, как бы нам того не хотелось. Главное здесь не само задания, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учится, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его. И на уроке, и при выполнении домашнего задания я использую данный прием.
  Пример  трехуровневых заданий в 6 классе по теме: «Буквы о/ё после шипящих в суффиксах имен прилагательных».
1.Сильные учащиеся получают задание:
Составьте текст, используя слова с буквами о/ё после шипящих в разных, уже изученных, частях речи.
2.Средним предлагается сгруппировать слова по орфограммам и вставить пропущенные буквы.
3. Слабые – только списывают и выделяют графически орфограмму.
Я согласна с мнением, что при работе с ребятами любого уровня главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, творческих возможностей. А работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет их разнообразия.
Дифференцированно подхожу, но естественно не на каждом уроке, к домашнему заданию. Сильным учащимся предлагаю не упражнения из учебника, а составления схемы таблиц по изученному материалу; подбор примеров на соответствующие правила из художественной литературы. А слабые работают дома по материалам учебника.
Таким образом, дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы.
Как известно, развитие мыслительной деятельности детей тесно связано со степенью мыслительной активности в ходе оперирования знаниями. Такую возможность дают не привычные формулировки заданий, применение нового языкового материала, необходимость сделать самостоятельный вывод, К таким видам работы я отношу
*Задания на сравнениена обобщение,  на исключение лишнего,
*Группировка
В наш век информатизации, для увеличения интереса к самому процессу, можно предложить ребятам  выполнить   задания в игровой форме  на специальных сайтах: kahoot.it, в интерактивной тетради skysmart.ru, LearninqApps.org . Кстати, о последнем сайте я узнала на курсах повышения квалификации в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования в процессе обмена опытом между коллегами.
 


 

 
На этих сайтах ребята отвечая на вопросы и  выполняя задания на сравнение, группировку, обобщение, соревнуются между собой. Зарабатывая баллы, вырываясь вперед, ученики выполняют цели, которые мы, педагоги, ставим перед собой: усвоение учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области.
Уроки русского языка дают возможность для формирования практических навыков, позволяют овладеть основами коммуникации и рефлексии, поэтому большое внимание уделяю и практико-ориентированным проектам. Сюда можно отнести и выпуск лингвистических газет «Фонетика – это интересно», «Лексика – сфера бесконечных возможностей», составление словариков, таблиц, тематических кроссвордов. Такая форма работы учит школьников сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, ориентирует учеников на самостоятельную практическую работу, носит поисковый характер.
Видом деятельности, который бы обеспечивал глубокое понимание, долговременное запоминание и требовал личной творческой активности, является преобразование формы представления информации. При изучении правописания преобразованием материала из одной формы в другую можно считать перевод текстовой формулировки правила в блок-схему алгоритма.
Поэтому,   записи, которые ребята делают в тетрадях по теоретическому материалу, представлены в виде алгоритмов, кластеров, блок-схемах. Материал, представленный в учебнике, мы совместно с ребятами перерабатываем  в более усваиваемые для них варианты. При ответах на вопросы они пользуются той формой представления информации, которая им более понятна.

Текстовая формулировка правила для 6-го класса.
Сложными называются прилагательные, содержащие несколько корней. Существует три случая, когда между корнями сложного прилагательного требуется поставить дефис:
1. если прилагательное обозначает оттенки цветов (например, ярко-красный, сине-зеленый);
2. если прилагательное обозначает стороны света (северо-западный, юго-восточный);
3. если в словосочетании, от которого образовалось слово, был союз и или его туда можно легко подставить (например, физико-математический).
В остальных случаях сложные прилагательные пишутся слитно.
Блок-схема, составленная по этому правилу:

 
Подобные схемы ученики успешно составляют практически для любого правила. После того как схема нарисована, ее сразу можно проверить на конкретных примерах при выполнении обычного упражнения. Ребята, выполняя эти упражнения, сверяются с записями из теоретической тетради.
 
В процессе профессиональной деятельности использую элементы традиционной объяснительно-иллюстративной технологии обучения, технологии дифференцированного обучения, личностно – ориентированный, информационно-коммуникативные технологии.
Хотелось бы упомянуть о некоторых формах работы, которые повышают уровень знаний ребят по учебным предметам:
 
1. Нахождение  материала в сети Интернет  открывают массу возможностей для удовлетворения вечного детского любопытства, желания что-то творить, помогают преодолеть пассивность ребят, делая их активными участниками учебного процесса.
 Так, объясняя новую тему на обычном уроке, я оставляю часть информации нераскрытой, предлагая самостоятельно найти ее на просторах Интернета.
Например, при изучении раздела «Лексика» ребята выполняют практические задания к уроку «Синонимы и антонимы», «Многозначность слова», а перед   темой «Омонимы и антонимы» даю задание: найти в виртуальном уроке ответ на вопрос «Что такое паронимы?» (в учебнике понятие не дается).
2.Составление интерактивных диктантов учениками - интересное и творческое дело. Диктант, подготовленный одним учеником, выполняют одноклассники. Начинаются обсуждения, соревнования (у кого меньше ошибок) и споры (чей текст труднее). При подготовке текста для интерактивного диктанта ученик должен не только найти орфограммы и пунктограммы, места возможной ошибки, но и предположить все возможные варианты ошибочного написания.
3. Интересной формой работы является чтение QR КОДОв. При закрепление темы урока я иногда использую коды, которые ребята сканируют. За каждым кодом  «спрятано» слово. Считав код, ребята выбирают место этого слова в тексте. Именно такое задание было на обобщающем уроке по теме «Причастие»

4. Каждый ребенок должен определить для себя, что на уроке русского языка он не просто учится грамотно писать по-русски, что немаловажно для современного человека, но и учится излагать свои мысли, говорить публично, познает действительность и приобщается к национальной культуре русского народа, то есть,  он учится жить в обществе.
 Для решения этой задачи, а также для подготовки  к успешной сдаче экзаменов ребята каждый месяц сдают «Литературный минимум». Учащиеся по своему желанию  выбирают стихотворение  автора, которого проходят в данный момент и дают характеристику этому произведению по определенной схеме. Единственное условие – стихотворение  не изучается в школьной программе. 
 
5 Следующая игра тоже преследует цель- обогащение словарного запаса ребенка. Игра «Печа-Куча» - это простейшая технология публичных выступлений, где   показывается ровно 20 слайдов,  и ученики  комментируют каждый в течение 20 секунд. Это  так называемое интеллектуальное караоке родилось в Токио, и в переводе с японского означает вовсе не теплую кучу и не кучу у печи, а бла-бла-бла — шум беседы. Неважно, чему именно посвящена презентация. Главное, чтобы речевой поток журчал, не прерываясь. 4 команды по очереди должны описать то, что видят на слайде. С этой игрой меня также познакомили на курсах повышения квалификации в АППО.
6. В основе нашей работы по развитию познавательной активности, воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Считаю, что активизировать внимание учащихся к языку, можно, соединив изучение русского языка и литературы
 Игра «Конструктор». Задание следующее: опиши картину, используя только существительные, или прилагательные, или глаголы.
7. Игра по раундам «Замени выделенное слово синонимом (антонимом)».
Предлагается  в заданном  тексте заменить выделенные слова синонимом или антонимом.
 
В заключении хотелось бы сказать, что каждый урок - творческий поиск. Все это заставляет учителя целенаправленно отбирать материал, выбирать такую форму его подачи, такие приемы и виды работ, чтобы постоянно развивать интерес к предмету, подкреплять его на каждом уроке.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»