Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Информационно-коммуникационные технологии
в практике учителя русского языка и литературы

Прохорова Елена Эдуардовна

   Последние полтора года даже самых скептически настроенных учителей убедили в необходимости использования в своей работе информационнокоммуникативных технологий. Понятно, что «в современных условиях глобальной информатизации общества и активного внедрения новых информационных технологий во все сферы социальной деятельности, в том числе науку и образование одной из важнейших компетенцией учителяпредметника является активное использование новых информационных технологий на уроках». Но именно в пандемию, когда всем пришлось перейти на дистанционное обучение, применение ИКТ позволили эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся; способствовали совершенствованию практических умений и навыков.
   Урок с использованием ИКТ - это процесс, в котором участвуют два основных компонента: учитель и компьютер. Компьютер занимает место универсального средства обучения. Компьютерные технологии дополняют традиционное обучение. Они содержат четко структурированную информацию в виде текста, наглядного изображения, аудиозаписи и. т.д. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.
   Текстовый редактор Word который позволяет изготовить печатные материалы к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки, организовать контроль.
   Весьма эффективной формой представления материала по русскому языку и литературе является мультимедийная презентация, поскольку учебный материал подается как система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Успешно используется презентация как на уроках по биографиям писателей, так и при обобщении изученного материала в виде теста или игры.
   С удовольствием презентации к урокам готовят учащиеся. Это могут быть исторические справки об исторических личностях, событиях, видеоклипы, созданные по песням на стихи, виртуальные экскурсии на родину писателя или поэта.
   Большие возможности предоставляет презентация на уроках русского языка для словарно-орфографической, орфоэпической работы. На слайд демонстрируются словарные диктанты (или группа слов) для запоминания правописания. Ученики, работая над словами, должны вспомнить на какие правила записаны слова, вписать нужную букву, при необходимости объяснить лексическое значение слов, после взаимопроверки открывается слайд с правильным написанием. Подобные формы работы способствуют формированию самоконтроля и самооценки.
   Итак, применение презентации на уроках облегчает процесс усвоения знаний, расширяет кругозор учащихся, повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке, усиливает интерес к изучению предмета.
   Хорошим подспорьем являются различные мультимедийные приложения к учебникам: «Ассоциативный орфографический словарь. Практикум по русскому языку. 6 класс», «Универсальное мультимедийное пособие. Русский язык. 5 - 9 класс», «Универсальный мультимедийный тренажёр. 5- 9 класс», «1 С:Школа. Тесты по пунктуации 9 – 11 классы», «1 С:Школа. Учебные пособия по русскому языку» и многие другие. Учебные компьютерные программы позволят сэкономить время на опрос ребят, дадут возможность заниматься ребятам не только в школе, но и дома.
   В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я. Коровиной). Как эталонное прочтение, к которому следует стремиться, используем фонохрестоматию.
   Во время пандемии и дистанционного обучения спасением учителя и ученика становится сеть Интернет, поскольку обладает огромным потенциалом образовательных услуг. В Интернете можно найти задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов, программы-тренажеры, выполняющие функции дидактических материалов, а также видеоуроки на образовательных сайтах, таких как «Инфоурок», «Якласс», «Российская электронная школа» и другие. Например, сайт «Видеоуроки» позволяет легко организовать полноценное онлайн-обучение или расширить возможности обычных уроков, так как предоставляет возможность использовать готовые видеоуроки, тесты и упражнения на своих уроках, раздавать материалы учащимся для самостоятельного изучения или в качестве домашнего задания. Создание электронного класса разрешает удобно управлять учебным процессом в классе и дистанционно, просматривать подробную статистику работы учащихся из любой точки мира, помогать ученикам, которые пропустили уроки или обучаются удалённо, то есть вооружает инструментами, идеально подходящими для проведения как обычных, так и дистанционных уроков. Также существуют интерактивные приложения, благодаря которым учитель может создавать собственные задания, например, LearningApps.
   Практически неограниченные возможности Интернета способствуют организации исследовательской деятельности учащихся. Работая над проектом, учащимся необходимо изучить тему, собрать материал, отобрать его, систематизировать, обобщить, найти иллюстративный материал, что развивает самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.
   Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников в изучаемом материале. ИКТ позволяют не только предоставить обучающимся большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

Список использованной литературы:
1. Андреев, С.А. Разработка методологических и организационных путей совершенствования мультимедиа технологий / С.А. Андреев. - М.: Педагогика, 2012. - С. 90
2. Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №2, с.7-12.
3. Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе //Литература в школе. – 2008.-№ 3.- С. 28-31.
4. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004. 5. Зенкина, С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования / С.В. Зенкина // Педагогика. - 2008. - №6. - С. 22-28.
6. Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1986. №3, с.3-7.
7. Мочалова Н.А. Использование компьютера на уроках русского языка и литературы // Русский язык в школе. – 2007.- № 4.-С. 15-17.
8. Современные технологии обучения // Сб. статей. ИНМИО. - М., 2012. - 209 с.
9. Ушаков, В.Н. Мультимедиа технологии в России / В.Н. Ушаков. - М., 2014. - 309 с. 10. Швайко, Г.С. ИКТ для развития грамотности / Г.С. Швайко. - М., 2013. - 125 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»