Повышение уровня учебной мотивации
как необходимое условие повышения качества знаний
Абросимова Надежда Владимировна
Одним из основных направлений в работе по повышению уровня учебной мотивации на уроках со старшеклассниками по подготовке к ЕГЭ по русскому является применение нестандартантных форм упражнений для освоения и закрепления материала. В целом в работе по подготовке к ЕГЭ по русскому языку должны соблюдаться следующие требования:
- Системная подача материала
- Интенсивная практика
- Поддержка необходимого уровня учебной мотивации
При работе с теоретическим материалам продуктивными формами являются составление таблиц, обобщающих схем, алгоритмов.
Самостоятельная работа с теорией формирует инициативность, вдумчивость учащихся, материал воспринимается более осознанно.
Пример задания. Ребятам предлагается «скелет» алгоритма определения слитного или раздельного написания Н в суффиксах причастий. Блоки алгоритма необходимо заполнить вопросами, помогающими определить верное написание. После проверки составленных алгоритмов ученикам предлагается использовать свой алгоритм при решении задания 13.
Нестандартной формой подачи теоретического материала могут послужить видеоуроки. Преимущество данной формы в том, что зачастую теория в них подается с учетом подростковой аудитории и содержит интересные для учеников иллюстрации или видеоряд. Это позволяет сделать акцент на важных моментах правила, подать «подсказки» в интересной форме. Например, видеоуроки THiNK Online. Каждый урок – разбор отдельного правила+практика. После просмотра видеоролика ребятам предлагается на практике использовать данную «подсказку».
Особенно продуктивными и интересными являются задания в формате ситуации «Учитель-ученик». Данные задания активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию ученика. Вот несколько вариантов работы в подобном формате.
1. Ситуация «Учитель-ученик». Взаимопроверка. Учащиеся выполняют предоставленные учителем задания, далее обмениваются работами, проверяют и выставляют баллы.
2. Составление заданий.
Учащиеся самостоятельно готовят задание в формате ЕГЭ по изученной теме (на уроке или дома);
обмениваются составленными заданиями;
выступают в качестве проверяющего, выставляют баллы за выполнение.
3. Проверь учителя.
Данный вариант работы возможен и на этапе закрепления практических навыков, и во время закрепления теоретического материала (ребята слушают небольшую лекцию учителя, находят в ней ошибки и фиксируют).
Дети слушают учителя, находят ошибки в его утверждениях и фиксируют их. Далее идёт обсуждение допущенных ошибок. Например:
1) В слове «жалюзи» ударение падает на последний слог, поскольку слово пришло из фр.яз., где ударение всегда на последнем слоге.
2) Для указанного предложения (на слайде) из пары паронимов АБОНЕМЕНТ-АБОНЕНТ следует выбрать слово АБОНЕНТ.
3) В ряду однокоренных слов с корнем –БАЛ- ударение ставится следующим образом: бАлуясь, балОванный, баловАть, бАловень, избАлованный
4) НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА – это слова-синонимы.
Интегрированные задания. Преимущество данной формы работа в формировании целостного взгляда на письменную речь как на одну из основных форм коммуникации. Ребята с интересом вспоминают и определяют произведения, позитивно реагируют, когда могут узнать произведение по фрагменту, что положительно сказывается на учебной мотивации.
Интегрированные задания проводятся чаще всего в формате орфографических пятиминуток. Ребятам предлагается отрывок из произведения, в котором они должны найти слова с изучаемой орфограммой. Также учащимся следует указать автора, название произведения и, например, имя героя/героев, место, историческое событие и т.п.
Полезным является использование интерактивных игр и заданий. Наряду с известными сайтами РешуЕГЭ, ЯндексРепетитор, Незнайка, хочется отметить сайт Учи.ру. Игры данного сайта обычно используются в работе с учащимися начального и среднего звена, однако некоторые игры могут быть использованы для повторения курса 8-9 класса. Преимущество представленных на сайте заданий:
- яркая, тематически оформленная подача материала;
- синтез теории и практики в одном упражнении.