Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок-игра в 5-6 классах

Приключения Амефрома, или Что, Где, Когда
на планете Словообразование

Кузьмина Надежда Петровна,
учитель ГБОУ Центр образования № 80
Центрального района города Санкт-Петербурга
Цели урока.
Обучающие: обобщить и повторить знания по теме «Морфемика. Словообразование».
Развивающие: развивать  в детях умение видеть состав слова, орфографическую зоркость, а также интерес к языку и фантазию.
Воспитывающие: способствовать формированию в учащихся чувства уважения к языку. 
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объявление целей урока.
- Ребята, на протяжении долгого времени мы с вами все вместе, сообща изучали эту непростую, подчас загадочную, но достаточно интересную и очень важную планету – Словообразование. На следующем уроке вам предстоит уже в одиночку путешествовать по ней, а сегодня у нас  есть возможность повторить свои знания и закрепить их, для того чтобы нам никакие опасности не угрожали. Давайте отправимся в путь!
3. Встреча с жителями планеты Словообразования.
- Позвольте представить вам необычное существо – робота-спасателя по имени Амефром. Он житель планеты Словообразование. Его изобрели правители этой планеты, которые живут в этом прекрасном дворце. ( На доске нарисован Дворец,  архитектурные детали  которого напоминают обозначения морфем слова.)
Угадайте, как их зовут?
Да, Главный Правитель,  Его Превосходительство Корень, их величества Суффикс и Приставка, а также придворный советник, он же Главный Управляющий Окончание, а с ними их многочисленные помощники.
- Как вы думаете, чем объясняются различия в чинах и званиях? (Дети говорят о роли частей слова.)
- Что можно отметить в характерах этих особ?
(Корень – постоянство, дружелюбие, приветливость, гостеприимство; Окончание - непостоянство, изменчивость; умение корня, приставки и суффикса крепко дружить.)
- Что они вместе составляют, как называется их союз? (Основа слова.)
- А почему правителями являются именно они? (Образуют слова.)
4.Наблюдения за жизнью на планете Словообразования. Катаклизмы.
В случае получения сигнала «SOS» Амефром спешит на помощь. Вот вереница ЧП.
  1. Однажды в Долине Разборов в результате плохих погодных условий произошло дорожно-транспортное происшествие: библиобус столкнулся со встречной машиной. Произошло, казалось, непоправимое. Рассыпался словообразовательный словарь, и части слов оказались перемешанными. Давайте поможем Роботу!
Учащиеся составляют из морфем слова:
  •  
 
  •  
  •  
Но некоторые слова не просто рассыпались, а даже потеряли буквы из разных морфем. К счастью, рядом возвышался огнедышащий вулкан, извергавший различные буквы из пасти. Какие из них понадобились и почему?
  •  
  •  
  •  
  •  
 
2. Не раз Амефрому приходилось быть детективом. Вот несколько дел, которые он расследовал.
Дело №1
Одному знатному семейству довелось делить наследство. Вдруг возникло подозрение, что кто-то из родственников – «самозванец», не имеющий права на наследство. Кто этот лишний? Даны слова:
гора, пригорок, горянка, горец, горе.
 
Дело №2
Потерпел крушение в небе над океаном семейный экипаж. Все пассажиры были подобраны водным транспортом. Но попали они в разные города стран побережья. Наш Амефром разыскал их благодаря визитке с корнем слова.
Собираем «гнездо» слов с корнем –да-.
 
Дело №3
Однажды рассорились морфемы в некоторых словах и убежали в другие слова. Робот справился с задачей возвратить их. Верните и вы беглецов!
Решаем метаграммы.
 
а) Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке мы встречаем,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
 
б) В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове «рассказ» вы приставку найдете;
В целом – по мне на уроки пойдете.
 
в) Корень тот же, что и в слове сказка.
Суффикс тот же, что и в слове извозчик .
Приставка та же, что и в слове расход.
 
г)Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс, как и в слове "дневник" ,
Целым же в космос проник.
 
д)Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде храниться надёжно,
Суффикс в гудении явно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
 
 
3. Робот-экзаменатор.
Наш Амефром не толькоспасатель и детектив. Он часто бывает почетным гостем на турнирах знатоков русского языка и устраивает игры, предлагает свои задания. Например:
а) Что общего в словах: ветвь – ветка, ветошь – ветхий, живой – жизнь.
б) С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово?(-ищ-).
в) Как большой дом превратить в маленький?
г) Как топор превратить в рукоятку?
5. Подведение итогов урока.
- Понравился ли вам урок?
Выставление отметок.
6. Домашнее задание: придумать задание для робота.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»