Правописание корней с чередованием гласных а-о, е-и
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 275
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тема урока: «Повторение и обобщение изученного по теме «Правописание корней с чередованием гласных а- о, е-и».
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний, умений, навыков.
Место и роль урока в изучаемой теме:173-й урок по теме «Правописание корней с чередованием гласных а- о, е-и», перед промежуточным контролем.
Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через повторение изученного по теме «Правописание корней с чередованием гласных
а – о, е - и» и достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов.
Технологии урока: игровые, проблемного обучения, информационно-коммуникационные, дифференцированного, рефлексивного и диалогового обучения.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Образовательные ресурсы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2013., дидактический материал, мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, доска), Толковый словарь С.И.Ожегова, таблица успешности.
Характеристика и содержание основных этапов урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный (2 мин.) |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоционально-позитивный настрой на работу. |
Приветствуют учителя. Готовятся к работе на уроке. Высказывают пожелания друг другу и учителю на этот урок. |
Личностные:
|
2. Мотивация учебной деятельности (3 мин.) |
Организует диалог с учащимися, в ходе которого обсуждаются и формулируются цели и тема урока. Подводит учеников к формулировке задач урока. Объясняет план работы и взаимодействия команд. Знакомит учащихся с таблицей успешности и правилами самооценки. |
Обсуждают цель урока, формулируют тему и задачи урока. Знакомятся с таблицей успешности и правилами самооценки, заполняют «шапку» таблицы. |
Личностные:
|
3. Актуализация опорных знаний (5 мин.) |
Организует разминку, уточняет правила разминки. Предлагает командную форму работы, объясняет план работы и взаимодействия команд. Подводит итог разминки. |
Записывают вопросы по теме «Правописание корней с чередованием гласных а – о, е - и». Задают и отвечают на вопросы одноклассников и учителя. |
Регулятивные:
|
4.Применение знаний, умений и навыков. (25 мин.) |
Предлагает выполнить задания №1- №5. Предлагает проверку заданий №1- №5 с помощью слайдов. Выслушивает ответы учащихся в разных командах с обоснованием сделанного выбора. Организует деятельность учащихся в парах и группах, показывает слайд-образец выполнения задания для самокоррекции. |
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку в парах по слайдам учителя на доске. |
Личностные:
|
5. Оценивание. (4 мин.) |
Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, насколько все задачи выполнены. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Объявляет итоги командных соревнований. |
Подводят итоги в таблицах успешности и выставляют средний балл. |
Личностные:
|
6. Рефлексия. (4 мин). |
Проводит рефлексию. | Составляют отзыв об уроке. | |
7. Домашнее задание. (2 мин.) |
Предлагает учащимся самостоятельно выбрать один из вариантов домашнего задания. | Записывают задание на дом, задают вопросы. |
Регулятивные:
|
Личная таблица успешности
Ученика (цы) 5 класса ________________________________________________________________________
Тема урока: _________________________________________________________________________________
Задание №1.Запишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму-гласную в корне слов:
предл…жение предл…гать
выр…стают выр…сли
р…стение р…сли
Р…стов возр…ст
ср…щение р…стовщик
бл…стать бл…стеть
заг…р заг…рать
з…ря з…ренька
вн…мание нач…нание
выб…рать выб…ру
Итог: 10 – 9 баллов – «5»; 8 - 7 баллов – «4»; 6 – 5 баллов – «3»; 4 – 1 балл – «2»
Отметка:
Задание №2. Запишите словосочетания в соответствующие колонки таблицы. Укажите слова, в которых корни звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. Обозначьте орфограммы:
русая к…са, к…сить траву, маленькая к…сица, ск…сить взгляд, прик…саться осторожно, к…сой угол, легкое прик…сновение, к…саюсь стены, молодой к…сарь, нас к…снется
Итог: 10 – 9 баллов – «5»; 8 - 7 баллов – «4»; 6 – 5 баллов – «3»; 4 – 1 балл – «2»
Отметка:
Задание №3 (с самопроверкой по слайду).
- Итак, мы продолжаем наш турнир. Выпишите из предложений глаголы с чередованием е-и.
1. Всё замерло.
2. Кругом зажигаются огни.
3. Сердце замирает от страха.
4. Мать вытерла ручку ребенка.
5. Пчелы собирают мед.
6.Пчелы соберут мед и улетят домой.
7. Дуб вершиной упирается в облака.
8. Блеснуло вдали озеро.
Итог: 8 баллов – «5»; 7 баллов – «4»; 5 - 4 баллов – «3», 2-3 балла – «2»
Отметка:
Задание 4. По данным значениям отгадайте слова. Обозначьте орфограмму корня. Проверьте свои решения по словарю.
- Световая окраска горизонта перед восходом и заходом солнца - ….(заря)
- Отсвет заката или пожара - …(зарево)
- Отдаленная мгновенная вспышка на небосклоне, отблеск молний дальней грозы - … (зарница)
- Птичка, поющая на зорьке - …(зарянка)
- Просветление мысли, внезапная находка ума - …(озарениие)
Итог: 5 баллов – «5»; 4 балла – «4»; 3 балла – «3», 2 балла – «2»
Отметка:
Задание №5.Найдите в предложении ошибку.
1. Кузнец берет железо и ложит его в горн.
2. Петя поклал книгу на стол.
3. Ученики ложат тетради на парту.
Итог: 3 балла – «5»; 2 балла – «4»; 1 балл – «3»
Отметка:
Оцените свою работу на уроке, сложив все баллы и поделив сумму на 5:
Оцените урок, подчеркните строчку:
- Было интересно и всё понятно
- Было интересно, но не всё понятно.
- Было сложно и непонятно.
Ход урока
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности ученика: | ||||
1.Организационный момент | |||||
- Здравствуйте, ребята! Какие у вас пожелания на этот урок друг другу и учителю? - Спасибо за пожелания. |
Желают друг другу получить хорошие отметки, успеть сделать все задания, хорошо работать, не подвести учителя, не расстраиваться учителю, если ответы были неправильными , получить удовольствие от работы на уроке. | ||||
2. Мотивация познавательной деятельности | |||||
- Завтра нам предстоит серьезное испытание - контрольная работа по теме «Правописание корней с чередованием гласных а- о, е-и». - Давайте сформулируем тему и цель нашего урока. - Что надо сделать, чтобы завтра хорошо написать диктант? - Действительно, нам надо много успеть сделать за урок:
- Что означает слово «турнир»? ТУРНИР - |
Сегодня надо повторить и обобщить всё, что нам известно о чередовании гласных о-а; и – е в корнях слов, поэтому тема урока может звучать так: «Повторение и обобщение изученного по теме «Правописание корней с чередованием гласных а- о, е-и».
Турнир – это соревнование, состязание. |
||||
3. Актуализация опорных знаний | |||||
- Прежде чем мы начнем наш турнир, давайте проведем разминку. Запишите на листочках вопросы и положите листочки на первую парту. - А теперь я перемешаю листочки, а представитель от каждой команды выберет вопрос и ответит на него. - Молодцы, ребята. Все справились с разминкой. Теперь мы заполним «шапку» личной таблицы успешности (запишем фамилию и тему урока). |
От чего зависит выбор гласной в корнях -лаг- (-лож-); -кас- (-кос-)? Правильно ли говорить «ложу книгу на стол»? От чего зависит выбор гласной в корнях -раст- (-ращ-, -рос-)? Назовите слова-исключения. От чего зависит выбор гласной в корнях -бер-(-бир-), -тер- (-тир-), -мер-(-мир-) и др.? Когда в корнях с чередованием а(я) – им(ин) пишутся сочетания им, ин? От чего зависит выбор гласной в корнях -гор- (-гар-), -зор- (-зар-)? Можно ли проверять слова с чередующимися гласными в корне родственными словами? |
||||
4. Применение ЗУНов | |||||
Задание №1. -Запишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму-гласную в корне слов: предл…жение предл…гать выр…стают выр…сли р…стение р…сли Р…стов возр…ст ср…щение р…стовщик бл…стать бл…стеть заг…р заг…рать з…ря з…ренька вн…мание нач…нание выб…рать выб…ру - Сверьте свои ответы со слайдом. Оцените свою работу. Поставьте отметку в таблицу успешности. Задание №2. - Запишите словосочетания в соответствующие колонки таблицы. Укажите слова, в которых корни звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. Обозначьте орфограммы: русая к…са, к…сить траву, маленькая к…сица, ск…сить взгляд, прик…саться осторожно, к…сой угол, легкое прик…сновение, к…саюсь стены, молодой к…сарь, нас к…снется - Проверьте работу своего товарища по парте. Поставьте отметку в таблицу успешности. Физкультминутка. - Участвуя в турнире, мы с вами немного устали. Давайте подвигаемся. Я буду называть слова, а вы будете вставать и садиться, если буква О – встаёте,,,…. Задание №3 (с самопроверкой по слайду). - Итак, мы продолжаем наш турнир. Выпишите из предложений глаголы с чередованием е-и. 1. Всё замерло. 2. Кругом зажигаются огни. 3. Сердце замирает от страха. 4. Мать вытерла ручку ребенка. 5. Пчелы собирают мед. 6.Пчелы соберут мед и улетят домой. 7. Дуб вершиной упирается в облака. 8. Блеснуло вдали озеро. - Проверьте себя и поставьте отметку за это задание. Задание 4. - По данным значениям отгадайте слова. Обозначьте орфограмму корня. Проверьте свои решения по словарю.
- Проверьте себя и поставьте отметку за это задание. Задание №5. - Найдите в предложении ошибку. 1. Кузнец берет железо и ложит его в горн. 2. Петя поклал книгу на стол. 3. Ученики ложат тетради на парту. - Проверьте работу одноклассника, сидящего за вами и поставьте ему отметку. |
предлОжение предлАгать вырАстают вырОсли рАстение рОсли РОстов возрАст срАщение рОстовщик блИстать блЕстеть загАр загОрать зАря зОренька внИмание начИнание выбИрать выбЕру Сверяют ответы со слайдом. Оценивают свою работу. Выставляют отметку в таблицу успешности.
Проверяют работу товарища по парте. Оценивают свою работу.
Проверяют свою работу и выставляют отметку. 1.заря 2. зарево 3.зарница 4.зарянка 5. озарение Проверяют свою работу и выставляют отметку. 1. Кузнец берет железо и кладёт его в горн. 2. Петя положил книгу на стол. 3. Ученики кладут тетради на парту. Проверяют работу одноклассника и ставят ему отметку. |
||||
5. Оценивание | |||||
- Итак, закончился наш «Грамматический турнир». Давайте подведем итоги нашего урока. Участвуя в состязании, вы показали неплохие знания. Желаю вам завтра легко справиться с контрольной работой. | Подсчитывают баллы. | ||||
6. Рефлексия | |||||
- Что понравилось сегодня на уроке? - Какой из этапов урока был самым интересным? - Чему новому вы научились на этом уроке? - Что получилось, а что не удалось, на ваш взгляд? - Как бы вы оценили свою работу? - Над чем предстоит еще поработать? |
Отвечают на вопросы. | ||||
7. Домашнее задание | |||||
|
Записывают домашнее задание, задают вопросы. | ||||
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 275
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тема урока: «Повторение и обобщение изученного по теме «Правописание корней с чередованием гласных а- о, е-и».
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний, умений, навыков.
Место и роль урока в изучаемой теме:173-й урок по теме «Правописание корней с чередованием гласных а- о, е-и», перед промежуточным контролем.
Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через повторение изученного по теме «Правописание корней с чередованием гласных
а – о, е - и» и достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов.
Технологии урока: игровые, проблемного обучения, информационно-коммуникационные, дифференцированного, рефлексивного и диалогового обучения.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Образовательные ресурсы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2013., дидактический материал, мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, доска), Толковый словарь С.И.Ожегова, таблица успешности.
Характеристика и содержание основных этапов урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный (2 мин.) |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоционально-позитивный настрой на работу. |
Приветствуют учителя. Готовятся к работе на уроке. Высказывают пожелания друг другу и учителю на этот урок. |
Личностные:
|
2. Мотивация учебной деятельности (3 мин.) |
Организует диалог с учащимися, в ходе которого обсуждаются и формулируются цели и тема урока. Подводит учеников к формулировке задач урока. Объясняет план работы и взаимодействия команд. Знакомит учащихся с таблицей успешности и правилами самооценки. |
Обсуждают цель урока, формулируют тему и задачи урока. Знакомятся с таблицей успешности и правилами самооценки, заполняют «шапку» таблицы. |
Личностные:
|
3. Актуализация опорных знаний (5 мин.) |
Организует разминку, уточняет правила разминки. Предлагает командную форму работы, объясняет план работы и взаимодействия команд. Подводит итог разминки. |
Записывают вопросы по теме «Правописание корней с чередованием гласных а – о, е - и». Задают и отвечают на вопросы одноклассников и учителя. |
Регулятивные:
|
4.Применение знаний, умений и навыков. (25 мин.) |
Предлагает выполнить задания №1- №5. Предлагает проверку заданий №1- №5 с помощью слайдов. Выслушивает ответы учащихся в разных командах с обоснованием сделанного выбора. Организует деятельность учащихся в парах и группах, показывает слайд-образец выполнения задания для самокоррекции. |
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку в парах по слайдам учителя на доске. |
Личностные:
|
5. Оценивание. (4 мин.) |
Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, насколько все задачи выполнены. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Объявляет итоги командных соревнований. |
Подводят итоги в таблицах успешности и выставляют средний балл. |
Личностные:
|
6. Рефлексия. (4 мин). |
Проводит рефлексию. | Составляют отзыв об уроке. | |
7. Домашнее задание. (2 мин.) |
Предлагает учащимся самостоятельно выбрать один из вариантов домашнего задания. | Записывают задание на дом, задают вопросы. |
Регулятивные:
|
Личная таблица успешности
Ученика (цы) 5 класса ________________________________________________________________________
Тема урока: _________________________________________________________________________________
Задание №1.Запишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму-гласную в корне слов:
предл…жение предл…гать
выр…стают выр…сли
р&