Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение игровых технологий на уроках русского языка
в основной школе в период подготовки к ОГЭ

 Артамонова Евгения Александровна
Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех - и сильных, и слабых? 
Многообразие поисков на эти вопросы находит свое отражение в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Отличительный признак нестандартных заданий – это связь с творческой деятельностью обучающегося, самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, необычные условия работы, воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом. Нестандартным заданием на уроке русского языка на сегодняшний день является игра.
Игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игры являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно – волевого и эмоционального.
Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями необходимыми для реализации замысла игры. 
При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, аккуратности умение доводить начатое дело до конца. В групповой работе — умение работать в группах, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиться поставленной цели.
На уроках, где присутствуют игровые элементы, ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным.  Использование различных видов дидактических игр, даёт возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.
2.Игры-путешествия.
3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Ниже представлены варианты игр, которые можно использовать на уроках русского языка.
1. Игра «Быстрее, лучше, умней»
Задание №8 Замените слово ____ стилистически нейтральным синонимом.
Детям даётся список иностранных слов, к которым им нужно подобрать русские синонимы. Почему иностранных? Потому что данные слова сейчас активно употребляются в речи
Побеждает тот, кто правильно и быстро, опередив одноклассников, подберёт синонимы.
Абсолютный — совершенный
Абстрактный — отвлеченный
Аграрный — земледельческий
Адекватный — соответствующий
Активный — деятельный
Актуальный — злободневный
Аморальный — безнравственный
Анализ — разбор
Антураж — окружение
Аргумент — довод
Бизнес — дело
Бойфренд — приятель
Брифинг — летучка
Вариант — разновидность
Габариты — размеры
Герметичный — непроницаемый
Гипотетический — предположительный
Голкипер — вратарь
Гуманность — человечность
Дайвер — ныряльщик
Дайджест — обзор
Дебаты — прения
Девальвация — обесценивание
Демонстрация — показ
Деструктивный — разрушительный
Детальный — подробный
Диалог — беседа
Директор — управляющий
Дискомфорт — неудобство
Дискуссия — обсуждение, спор
Дифференциация — разделение
Доминировать — господствовать, преобладать
Дуэль — поединок
Игнорировать — пренебрегать
Идентичный — тождественный
Имидж — образ
Импорт — ввоз
Индивидуальный — единоличный
Индифферентный — безразличный
Индустрия — промышленность
Инертный — равнодушный
Интервенция — вторжение
Интернациональный — международный
Инфицированный — зараженный
Информация — сведения
Камуфляж — прикрытие
Коммерсант — торговец
Компенсация — возмещение
Комфорт — удобство
Комфортабельный — удобный, благоустроенный
Конкретный — определенный
Конкурент — соперник
Конкурс — состязание
Констатировать — устанавливать
Конструировать — устраивать, строить
Конструктивный — созидательный
Континент — материк
Контракт — договор
Конфронтация — противостояние
Концентрация — сосредоточение
Коррективы — поправки
Корреспонденция — переписка; сообщение
Кредитор — заимодатель
Криминальный — преступный
Легитимный — законный
Лепта — вклад
Ликвидация — уничтожение
Лингвист — языковед
Лифтинг — подтяжка кожи
Максимальный — наибольший, предельный
Маска — личина
Менталитет — склад ума
Метод — прием
Минимальный — наименьший
Мобильность — подвижность
Модель — образец
Модернизация — обновление
Момент — миг
Моментальный — мгновенный
Монолог — речь
Монумент — памятник
Монументальный — величественный
Натуральный — естественный
Негативный — отрицательный
Нивелировать — уравнивать
Объективный — беспристрастный
Оригинал — подлинник
Отель — гостиница
Параметр — величина
Паркинг — стоянка
Пассивный — бездеятельный
Персональный — личный
Плюрализм — множественность
Позитивный — положительный
Полемика — спор
Потенциальный — возможный
Превалировать — преобладать
Претензия — притязание
Прециозный — изысканный
Приватный — частный
Примитив — посредственность
Прогноз — предсказание
Прогресс — продвижение
Пропаганда — распространение
Публикация (действие) — обнародование, издание
Радикальный — коренной
Реакция — отклик
Реализовать — претворить в жизнь
Ревизия — проверка
Революция — переворот
Регресс — упадок
Резолюция — решение
Резонанс — отзвук
Результат — следствие, последствие
Реконструкция — перестройка
Рельеф — очертание
Ренессанс — возрождение
Респектабельный — почтенный
Реставрация — восстановление
Реформа — преобразование
Секретный — тайный
Сервис — обслуживание
Симпозиум — заседание
Симптом — признак
Синтез — сбор, обобщение
Синхронно — одновременно
Ситуация — положение, обстановка
Социальный — общественный
Социология — обществоведение
Спонсор — благотворитель (меценат)
Стабильность — устойчивость
Стагнация — застой
Стресс — напряжение, потрясение
Структура — устройство
Субъективный — личный, предвзятый
Сфера — область
Тема — предмет
Толерантность — терпимость
Томаты — помидоры
Трансформация — превращение
Фактический — действительный
Форум — собрание
Фундаментальный — основополагающий
Хобби — увлечение
Шеф — глава
Шопинг — покупки
Шоу — зрелище
Эксклюзивный — исключительный
Эксперимент — опыт
Экспозиция — выкладка
Экспорт — вывоз
Эмбрион — зародыш
Эра — летосчислени
Юриспруденция — правоведени.
Следующая игра развивает у обучающего способность безошибочно находить предложения, где используются фразеологизмы. Задание № 3.
Для игры необходимо две- три  группы участников по 5-6 человек.
2. Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных». Накануне детям выдаётся домашнее задание, где им нужно подобрать фразеологизмы, в которых упоминаются животные, растения, люди и т.п.
1 вариант- демонстрация  рисунков с изображениями животных.
(За двумя зайцами.... Трусливый, как заяц. Ползет, как черепаха. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга. Топает, как слон.)
2 вариант- карточки с заданиями-фразеологизмами. Задача участника при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальных участников – угадать показанный фразеологизм.
Задания на карточках:
  • Стоять на задних лапках.
  • Не находить места
  • Прикусить язык Попасть не в бровь, а в глаз
  • Ломать голову.
  • Намылить шею.
  • Зарубить на носу.
  • В рот воды набрал.
4. Игра «Крестики- нолики». Закрепляет любое правило русского языка. Развивает навык безошибочного определения правильного ответа в задание №5.
По мотивам одноименной игры, но одна команда вписывает слова, которые соответствуют правилу «правописание приставки зависит от глухости последующего согласного», другая- «<…> звонкости»/ Слова с приставкой ПРИ- в значении присоединения/ приближения и т.п.
5. Игра «Блеф- клуб», это своего рода аналог фронтального опроса по любой теме. В основном берутся задания, схожие с заданиями № 2, 3
Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.
Детям даётся установка:
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.
1) В предложении «Цветок, окруженный заботой ветра, рос в поле» есть обособленное обстоятельство (Нет.)
2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)
3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)
4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)
5) Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)
6) Союз И употребляется ТОЛЬКО для связи простых предложений в составе сложного. (Нет.)
Итого ответов: 001010.
6. Игра «Снежный ком».
Цель: учиться строить предложение согласно нормам русского литературного языка. Практика заданий № 3
Группе предлагается вытянуть билет с одной буквой. Задание состоит в том, чтобы составить предложение (сложноподчиненное, сложносочинённые, с однородными членами и т.п.), слова в котором начинались бы на эту букву. Каждый член группы добавляет своё слово, а за 10 секунд до окончания работы ребята корректируют предложение. (Например: С середины среды серебряный снег с севера сыпался совершенно спокойно)
При работе с детьми главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Нужно сконструировать урок так, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок, поэтому в преподавание любого предмета нужно внедрять игровые технологии. В игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»