Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие речи. Рецензия

Филоненко Елена Рафаиловна
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о рецензии как разновидности письменного анализа текста;
- формировать чёткое представление о рецензии, её отличии от анализа. Отработать схему создания рецензии. Научиться использовать приём «ниточка»;
- подготовить учащихся к написанию самостоятельной рецензии на текст художественного произведения, фильм, спектакль;
- воспитывать привычку к повторному прочтению не с целью повторения впечатления, возникшего при первом чтении, а с целью проверки их правильности, адекватности авторском замыслу.


Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь – памятка.
План урока:
Этап урока Содержание (цель этапа) Время (мин.)
1 Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1 мин
2 Знакомство с новым материалом Сформировать у учащихся представление о рецензии как разновидности письменного анализа текста 4 мин
3 Лексико – орфографическая работа Усвоить необходимую для данной темы лексику 2 мин
4 Практическая работа Закрепить полученные знания о составляющих текста рецензии. Подготовить учащихся к самостоятельному написанию рецензии 8 мин
5 Самостоятельная работа Отработать умение учащихся писать текст рецензии 18 мин
6 Подведение итогов урока Чтение и анализ написанных работ 6 мин
7 Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание домашнего задания 1 мин



На доске:
Четырнадцатое сентября.
Рецензия.


 
Отзыв – мнение, впечатление о прочитанном (увиденном).
Отзыв о книге (спектакле, фильме)
Рецензия – письменный разбор, содержащий критическую оценку прочитанного.
Рецензия на книгу (спектакль, фильм)


 
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме. Рецензии на книгу или о книге.
«Толковый словарь иностранных слов» Л.П.Крысина
Рецензия - от нем. rezension - осмотр, обследование. Письменный критический отзыв.
В статье Т.А.Колгановой «Выпускное сочинение...»:
Рецензия - отзыв, критический разбор и оценка художественного и или научного произведения. Слово закрепилось в литературном языке в конце XVIII - начале XIX века. Рецензия является жанром литературной критики.

Мы пока остановимся на двух ключевых словах из определений рецензии: отзыв и жанр.
Во всех высказываниях, приведённых нами, рецензия определяется как отзыв.
Разумеется, эти понятия очень близки. Вот определение отзыва в «Словаре русского языка» Академии наук СССР: «Отзыв - это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо»
Выстроим к слову отзыв синонимичный ряд: отклик, отголосок, резонанс, эхо, реакция. Получился ряд эмоционального погружения в текст. А это лишь первый этап постижения произведения.
В рецензии же налицо три этапа любого размышления, рассуждения:
а) непосредственный отклик на произведение - отзыв;
б) анализ его формы и содержания - критический образ;
в) аргументированная оценка.
Следовательно, рецензия - это не просто один из видов отзыва. Рецензия - но особый жанр литературно-критической статьи.
О жанровом многообразии сочинении-рецензии.
Условно можно выделить следующие виды рецензий:
• Небольшая критическая или публицистическая статья (часть полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
• эссе - это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, невеяное чтением произведения, чем ею истолкование;
• развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, мастерство иллюстратора и одновременно содержится оценка. Обратите внимание на основные компоненты оценки.
Чем рецензия отличается от отзыва? 
На журфаках этому посвящают несколько лекций, но попробуем сократить их до нескольких абзацев. При том, что и отзыв, и рецензия передают отношение автора к увиденному, первая основывается на личных эмоциях, вторая же опирается еще и на контекст. Преподаватель Медиашколы Игоря Попова Лада Мягкова формулирует так: «Рецензия — это в первую очередь анализ. Да, авторский, но обоснованный, грамотный и, возможно, даже провокационный». 

В процессе написания следует отчетливо представлять адресата: это неискушенный зритель или профессионал (актер, режиссер, продюсер)? Ведь ожидания у них разные. зритель ждет подсказки и рекомендации из разряда «смотреть — не смотреть», а после спектакля хочет сверить свое впечатление со взглядом профессионала. Создатели спектакля ждут компетентной оценки, основанной на исследовательской работе, и если рецензия адресована им, важно знать контекст: историю, тенденции, забытые сплетни, имена, сравнения и противопоставления. 

Отдельно рецензия подразумевает оценку создателей спектакля (режиссера, ведущих актеров, постановщика, костюмера и пр.): своим новым творением они поднялись на новую высоту или, наоборот, провалились? 

В заключение Лада Мягкова советует: не перемудрите, не пересказывайте весь сюжет (за исключением случаев, когда сюжет ерундовый, а выдающейся является именно его подача) и не пытайтесь выставить свое «я». Рецензия — не про вас, а про спектакль. 

Директор «Мобильного художественного театра» и главный редактор «Я в театре» Алексей Киселев добавляет, что текст о спектакле должен стать самодостаточным литературным произведением малой формы. "При этом, конечно, важно, чтобы текст был ёмким, умещал в себя минимальную необходимую информацию (кто поставил, где, как это выглядит, о чем это, почему это важно) и содержал не больше одной главной — стержневой — мысли». И добавляет: «Важно не забывать, что человек, намеревающийся отправиться в театр, вбивает в поисковик "спектакль такой-то отзывы зрителей", а не "рецензия на спектакль такой-то"». 
II.   Запись в тетради основных компонентов рецензии.
•    Информация о содержании книги, о её композиции.
•    Характеристика проблем, поднятые в книге.
•    Критический разбор: тема, идея, язык и стиль.
•    Место книги в ряду других произведений писателя.
•    Раскрытие роли в литературном процессе и обществе.
Всё это сближает рецензию с критической статьёй. Однако рецензию характеризует небольшой объём и краткость оценки.
III.  Знакомство с моделью написания рецензии.
В начале рецензии можно выполнить приём актуализации. Под актуализацией понимается текст, в котором объясняется, почему Вы решили писать эту работу, какая потребность побудила взяться за перо, чем лично заинтересовала эта книга (тема).
Это трудная мыслительная работа, но она очень важна. Многие ученики на вопрос, почему стали писать сочинение, ответили бы, что учитель велел. Но в таком случае ученик - это всего лишь покорный исполнитель. (Исполнять безропотно работу, веря мудрость вождей (учителей), бессмысленно!) Необходимо, чтоб ученики сами поняли, чем интересна и важна предлагаемая в качестве сочинения тема или проблема именно для него. Поэтому размышления на какую-то тему или о какой-то проблеме - это, прежде всего, попытка понять самого себя и современную жизнь.
Как выполнить эту процедуру? Можно прямо ответить на этот вопрос и начать примерно так: «Я решил написать эту работу, потому что...», а дальше объяснить причины, которые обусловили выбор темы. Однако чаще всего используется дугой способ - проективный. Можно вспомнить случай из своей жизни, исторический эпизод, сделать пейзажную заготовку...
Важно, чтобы этот фрагмент по своему смыслу и по своей эмоциональной тональности создавал соответствующий настрой у тех, кто будет читать работу, подготовил к восприятию дальнейшего текста, тех мыслей, которые будут высказаны в рецензии.
В пособии для абитуриентов «Знаю, понимаю, могу» Александров В.Н. для создания актуализации предлагает использовать миф (библейская притча, древняя легенда, сюжет из античной истории), в котором будет обнаружена суть конфликта рецензируемого произведения. Используя миф, ученик покажет:
•     что проблемы, поставленные в рецензируемом произведении, возникли очень давно, на заре человеческой истории, и до сих пор сохраняют свою актуальность;
•     в отдалённых, будто бы совершенно непохожих явлениях можно находить мотивы, созвучные рецензируемому произведению. Это косвенное свидетельство эрудиции автора рецензии, глубины постижения художественного произведения, эмоциональности.
Вторым мыслительным действием может стать формулировка исходного тезиса рецензии. Иными словами, нужно чётко определить вопрос, на который автор рецензии должен ответить.
Следующий шаг написания рецензии - обоснование выдвинутого тезиса, т.е. с помощью рассуждений, сопоставлений, примеров, цитат ответить на исходный вопрос (проблему). Это основная процедура всей работы.
Вывод. Это необходимый итог всех предыдущих рассуждений, ответ на поставленный в исходном тезисе вопрос.
В заключении рецензии можно использовать приём «ниточка»(В.Н.Александров). Он заключается в том. что из анализируемого произведения как бы «вытаскиваются» существенные строчки, становящиеся опорой для суждений. Этот приём можно применять и в начале рецензии, и в заключении её.



Ход урока:
  1. Орг.момент
  2. Знакомство с новым материалом
  1. Анализ таблицы
Учащиеся сравнивают понятия, обращают внимание на разницу в управлении слов отзыв и рецензия, составляют предложения с получившимися словосочетаниями.
  1. Чтение теоретического материала на стр. 34.
  2. Фронтальная беседа:
- Что такое рецензия?
- Какие компоненты она включает?
- Что такое тема и идея произведения?
4. Лексико-орфографическая работа
Рецензия, рецензент, рецензирование.
Режиссёр, режиссёрский.
Оператор.
  1. Практическая работа
Попробуем оценить рецензию на современный спектакль, написанную Ходыковой Алёной.
Ложь, любовь и жалость
Чувствуй и дыши, смотри и слушай: тебе расскажут, в чем смысл. Пьяные монологи о любви и лжи, о том, что нужно не бояться и не жалеть себя, и снова о любви. А в конце тебя обольют холодной водой  –  наступит отрезвление, и Марк (Валерий Дегтярь), секунду назад искренне говоривший, что нужно отдавать всего себя и не врать, сначала воскликнет «Роза, обними меня крепко-крепко!», а потом станет приставать к поверившей ему проститутке. Но пока финал не настал, мы будем верить заповедям из Библии Андрея Могучего, режиссера спектакля «Пьяные» в «БДТ» им. Г.А. Товстоногова, и Ивана Вырыпаева, автора пьесы. Будем верить, ведь все-таки устами пьяных с нами говорит Господь.
Мы увидим свойственные режиссеру акробатические, немного цирковые, приемы: каждый «пьяный» герой будет в своих пластичных движениях настолько реалистичен, а в трюках и прыжках с железных балок так смел, что ты задашься вопросом, не выпил ли он перед выходом на сцену десяток бокалов вина. Мужчины во фраках в свободном падении будут лететь с покатой сцены вниз, а потом закатят эффектную драку, женщины в фиолетовых париках будут в порыве чувств швырять их на пол. Визуально эффектные сцены присутствуют, но, что необычно для Андрея Могучего, здесь они не так важны. Режиссер выдерживает в спектакле предельный минимализм, весь он состоит из диалогов и монологов героев  –  в первом действии семейные пары, друзья, любовники будут выяснять свои отношения, нас погрузят в историю персонажей, а во втором все герои встретят на ночной улице таких же пьяных незнакомцев и изменятся, поймут главное. Слушай внимательно: в этих словах вся суть. А еще в музыке: живые мелодии Эми Уайнхаус «Back to black» или Фрэнка Синатра «Strangers at the night» добавляют дух чего-то бытового и разгульного, разбавляя глубокую философичность пьесы. А «Мантра любви и нежности, уравнивающая неуравнимое» Маниша Вьяса создает напряженность, лиричность и небольшой пафос сцен. Теперь к главному  –  к заповедям.
Заповедь первая: «Смысл есть в любви»
«Любить жареное мясо и любить Иисуса – это одно и то же», «когда мой отец смотрел на кружку пива – это тоже такой вид любви». Любовь всеобъемлющая, любовь большая, любовь вселенская. Любовь ко всему, что тебя окружает. Это смысл, который путем опьянения понимают герои. И только после этой ночи они начинают жить. Потому что «пока не любишь, ты спишь», и только осознав это, банкиры, модели, менеджеры могут проснуться. Жизнь без любви – сон.
Банкир Густав (Дмитрий Воробьев) пробуждается после признания незнакомой девушки Марты (Карина Разумовская) ему в любви. Говорит своей жене, что наконец-то нашел ту, которая его любит. Комично. Марта, самая молодая героиня пьесы, кажется глупой истеричкой, то смеющейся, то плачущей, но она знает истину: общество – это «пластиковый мир с резиновыми людьми», живущими без любви. Она говорит фразу «твоя жена спит» и повторяет слово «спит» десяток раз – действительно, Лора (Марина Игнатова) спит – с мужем лучшей подруги, а также пребывает во сне, потому что не любит Густава. Метод повтора фраз встречается в каждой сцене спектакля, только непонятно, иронизирует ли режиссер над пафосом и бессмысленностью этих речей или пытается сделать на них акцент. Густав произносит искренний монолог о значении любви, после которого его жена кричит «ало, ало, скорая помощь», но банкир не злится на Лору, не злится и за ее измену, прощает и продолжает любить.
Всепрощение и всеобъемлющая любовь к людям и ко всему миру – напоминает качества Господа или сына его Иисуса Христа, и правда, персонажи на протяжении всего спектакля обращаются к нему, как к единственному примеру правильной жизни. Густав уверяет Карла (Анатолий Петров), что тот Господь. Потом называет Господом и себя: «Ты господь, и я господь, понимаешь, приятель?», а затем произносит монолог о том, что Бог бесконечен, а люди – его тело, напоминающий монолог Сатина о человеке из пьесы М. Горького. Победительница любовного треугольника Магда (Алена Кучкова) будет задаваться вопросом, существует ли судьба, и было ли определено, что она уведет у лучшей подруги Лауры (Варвара Павлова) возлюбленного, и кто за нас это решает, и получит лаконичный ответ от Лоуренса (Василий Реутов) «господь Бог, понятно». Карл признается, что всю жизнь врал жене и себе, внушит нам, что ложь – смертный грех и приведет в пример Господа: «Все врут, только Бог никому не врет, потому что ему плевать, что о нем думают. Потому что он такой, какой он есть». Бог повсюду, «Бог есть любовь» воскликнет Макс (Виктор Княжев), и он пытается сказать нам самое главное, только мы не слышим. Но об этом – в следующей заповеди.
Заповедь вторая: «Мы все слышим шепот Господа в своем сердце, но не признаем это»
Эта фраза одного из менеджеров на мальчишнике, Габриэля (Евгений Славский), на даже он, произнося истину, говорит якобы не своими словами, а словами брата, католического священника, хотя никакого брата не существует. Мы боимся признать, что все вокруг вместе с нами внутри мертво – без любви и веры, что жизнь прожита как во сне, и только в состоянии глубокого опьянения ты смог понять смысл. «Мы не можем найти счастье в окружающем мире и заглядываем в себя»- говорит Габриэль, «и тогда слышим шепот Господа в своем сердце». Слышим, но не слушаем, потому что Господь говорит: надо жить по-другому, не так, как ты сейчас живешь. А значит, надо что-то менять, ломать и заново строить. Об этом говорит узнавшая об измене мужа Линда: на вопрос Карла, как они будут жить дальше, она отвечает, что попытаются начать все заново. Об этом говорит Лоуренс в контексте того, что люди только жалеют себя и ноют: «Будьте сильными, изменяйте себя, и мир будет меняться». Менять надо, но лично мне очень не хотелось бы переделывать свою жизнь в момент приближения к ее закату: ведь всем героем пьесы, кроме Марты, уже за 30.
А вот один из менеджеров, Макс, в честь свадьбы которого устроен мальчишник, на это готов. Он осознает, что всю жизнь спал: «Мое поколение ничего не чувствует. Только возбуждение и секс, только работа и алкоголь», говорит об оторванности от реальности, о потере самого главного. А что главное? Думать долго не нужно – это любовь. Поняв это, Макс не боится менять свою жизнь: значение момента, стечение обстоятельств, опьянение – и накануне своей свадьбы он венчается с пятиминутной знакомой Лаурой. После одних разговоров о любви мы наконец-то ее видим: долгий и страстный поцелуй новоиспеченных жениха и невесты. Демонтаж сцены, беготня мужчин в костюмах – ничего не существует, кроме поцелуя актеров, ничего не существует, кроме любви. Лаура при этом снимает свой яркий парик – теперь она настоящая, только теперь она живет. И не боится этого.
Заповедь третья: «Это все просто долбанная жалость к самим себе»
Перед нами драка, битва, противостояние: точки зрения Карла и Лоуренса. Карл говорит о лжи, о ее неприемлемости, но, к сожалению, естественности. Его монолог выглядит убедительно, в него верит впечатлительная Магда, которая, по примеру Карла, уже готова разрушить свою только начавшуюся семейную жизнь. Но тут удар под дых от Лоуренса – всю пронзительную речь Карла он называет жалостью к себе, унынием и закомплексованностью: «Вы просто хотите поныть над собой, поплакать над своими недостатками. А вот это и есть главное вранье – вранье собственному сердцу». И мировоззрение Лоуренса, его экспрессивность и близость к сути, к моим, и, наверное, общечеловеческим, чувствам делает его на фоне Карла сильнее и убедительнее. Главный месседж Господа – не ныть, заявляет Лоуренс. И после этого ты осознаешь – он прав. Собирая по частям заповеди, делая неуверенные шаги к осмыслению, мы начинаем понимать, в чем смысл (в любви) и что надо делать, чтобы его достичь (не бояться изменений и не жалеть себя).
По ходу спектакля можно много смеяться – режиссер не обделил диалоги героев остроумными шутками. Но мне кажется важнее почувствовать и понять, что в своих сбивчивых речах хотели донести персонажи. Искренность и честность перед другими и собой заполняет весь спектакль, поэтому так болезненно видеть в конце перечеркивающий все обман Марка. Закрадывается мысль, что все произошедшее на сцене – ложь, но я отказываюсь верить сиеминутному и думаю. Любовь. Любовь большая и могучая, любовь к окружающему миру, к людям, к себе и своему делу – вот спасение. Поэтому после просмотра спектакля хочется чувствовать, дышать, ощущать, а главное – жить.
 

 
  1. Подведение итогов урока
Чтение и анализ написанных работ.
  1. Домашнее задание: написать рецензию на понравившийся спектакль.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»