Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока русского языка в 7 классе

Урок развития речи 

Ванькова Елена Валентиновна,
учитель ГБОУ СОШ № 149
Калининского района Санкт-Петербурга
Тема: Описание природы. (подготовка к сочинению «Осень за окном»)
Цель: подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию осеннего пейзажа.
Задачи:
- образовательная: закрепление умений и навыков анализа текста;
- развивающая: умение пользоваться монологической речью;
- воспитательная: любовь и бережное отношение к природе.
Технологии:
  • Технология развития критического мышления
  • ИКТ
Оборудование: мультимедийный проектор
ЭОР:
  • Презентация к уроку, созданная учителем.  
Слайд1
Слово учителя.
-Тема нашего урока – подготовка к сочинению – описание природы, пейзажа на основе личных наблюдений, а так как на дворе осень, мы назовем нашу творческую работу «Осень за окном». (Уч-ся записывают тему урока)
Слайд2
-Послушайте, что писал К.Г.Паустовский о том, как нужно описывать природу: «Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые ипорой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.»
Умение увидеть и почувствовать красоту окружающего мира, а самое главное, передать читателю или слушателю – задача, и нелегкая, которую нам с вами необходимо решить.
Каждое время года по-своему красиво. И осенью, и зимой, и весной, и летом есть что-то поразительное, очаровательное, нужно только уметь это увидеть.
Слайд3
Лексическая работа (анализ поэтического текста)
- Русские писатели и поэты нередко обращались к природе. Передавая красоту окружающего мира, стремились выразить свое душевное состояние.
Слайд4
А.С.Пушкин:
…Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей,
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл;…
 
…Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет…
- Чем поэту мила осень? С кем сравнивает? Как называется этот прием?
- Всем хорошо знаком этот отрывок из стихотворения Пушкина «Осень»
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Выпишите метафоры. Какой частью речи чаще всего они выражены?
- Вы тоже знаете наверняка много стихов об осени. Давайте послушаем, что говорят другие поэты об этом времени года.
(уч-ся читают стихи про осень)
- Что каждый из поэтов сумел увидеть в это время года?
- Какими поэтическими средствами пользуется?
(анализ прозаического текста)
- Обратимся к другому роду литературы – прозе. Послушайте небольшую зарисовку на «узкую» осеннюю тему.
Слайд5
Молодой клен.
Молодой клен в хвойном лесу… Кажется, что это не дерево, а стая желтых птиц взлетела и остановилась в воздухе.
Чуть тронуть деревце – и все птицы золотые разом полетят и сядут на тебя, золотые, с длинными красными ножками. (М.Пришвин)
- Посмотрите, сколько поэзии в этом маленьком тексте. Как вы думаете, что можно сказать о человеке, так описавшем клен?
Слайд6
- Теперь давайте обратимся к живописи. Перед вами картины осени, но посмотрите, все они разные.
Слайд7
«Задумчивые дни осени.» Белыницкий-Бируля В.К.
- Что изображено на картине? Обратите внимание на название. Оно говорит о замысле художника.
-Какое настроение передает автор? Какие краски преобладают в картине?Каким чувством пронизано полотно? Можно ли сказать, что автор любит родную землю? Почему?
- Посмотрите за окно. Какой пейзаж вам открывается?
(напоминаем, что такое пейзаж, каким бывает пейзаж и т.д.)
-Запишите, какими вы увидели
Небо:
Деревья:
Землю:
Воздух:
Листья:
И т.д.
Попутно повторяем правописание прилагательных, причастий, причастных оборотов.
- И последний совет: ваше сочинение будет выглядеть более ярким, красочным, если вы воспользуетесь эпиграфом.
(даем определение, что такое эпиграф, для чего он служит)
Слайд8
  1. Уже румянит осень клены… (А.Майков)
  2. В саду горит костер
Рябины красной… (С.Есенин)
  1. Роняет лес багряный свой убор… (А.Пушкин)
  2. Как птицы, скачут и бегут, как мыши,
Сухие листья кленов и берез… (С.Маршак)
  1. Все деревья блистают
в разноцветном уборе… (К.Бальмонт)
  1. Уж небо осенью дышало… (А.Пушкин)
  2. Неизъяснимую печаль
Таят в себе красоты осени… (А.Дементьев)
- Предлагаю вам написать несколько предложений на тему «Осень», назовем это пробой пера.
- Д.з. сочинение на тему «Осень за окном»
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»