Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Сценарий (технологическая карта) урока литературы 7 класс

Сравнительный анализ  стихотворений М.Ю. Лермонтова

Серова Елена Анатольевна
УМК: Учебник: «Литература»  7 класс. Автор: В.Я. Коровина. Москва: «Просвещение», 2015 год.
Цель: совершенствовать навыки анализа  поэтического текста, сопоставительного анализа;
Задачи:
образовательные (предметные): создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта,  дать возможность  глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте, раскрыть   тему трагической разъединённости между миром и человеком +в поэзии М.Ю. Лермонтова , создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.
метапредметные: показать  связь литературы с искусством
развивающие: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.
воспитательные: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания.
Технология:
Прогнозируемые результаты:
  • предметные   понятие о молитве как о литературном жанре в лирике М.Ю.Лермонтова.  Видеть различия между произведением поэта и религиозной службой. Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить
  • формируемые УУД
регулятивные:  Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить. Уметь формулировать выводы из коллективного обсуждения. Оценивать правильность выполнения своих действий.
Познавательные: Приобретение навыков интерпретации поэтического текста. Умение владеть информацией. 
Коммуникативные: Воспитание речевой культуры и эстетического вкуса учащихся. Умение владеть словом, умение сформулировать и высказать свое мнение. Умение договориться в паре и в группе.  
Личностные: Определение своего эмоционального состояния.
Форма работы: фронтальная, в парах, индивидуально
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, экран, индивидуальный раздаточный материал
 
Сценарий урока

 
Этап урока        Деятельность учителя   Деятельность учащихся           Возможные приёмы и методы
1. Мотивационно-целевой          I. Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала.
1.     Вступительное слово учителя. 
Русский поэт и философ  Д.С. Мережковский пишет так о своем  отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное,  Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…».
Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами  ощутили притягательную силу его творчества.  
М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.
Кто такой  для нас Лермонтов? Пожалуй, сразу не объяснишь то ощущение гордости и одновременно  грусти, которое охватывает нас, едва бросаешь взгляд на это выразительное лицо молодого, рано ушедшего от нас поэта.
Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер.
Многие друзья вспоминают Лермонтова  веселым, добрым, искренним, участливым и деликатным.
А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм.
Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол.
 А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному.
Какой же он был на самом деле? Что хотел он донести до нас  своими стихами?
 
Для начала вспомним произведения Михаила Юрьевича, которые мы с вами изучали в предыдущих классах. Сейчас на экране появятся стихи. Ваша задача - вспомнить название стихотворения и записать в бланке ответов.(приложение 1)
1.Но остался  влажный след в морщине              
 Старого утёса. Одиноко
 Он стоит, задумался глубоко,
  И тихонько плачет он в пустыне.   
 «Утёс»
  2.На севере диком стоит одиноко
 На голой вершине сосна
 И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета как ризой она.  
« На севере диком…»
   3.Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри  - не вы.
 Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.   «Бородино»
4.Листья в поле пожелтели,
 И кружатся, и летят;
 Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.         «Осень»
                                                         5.Играют волны – ветер свищет,
                                                              И мачта гнётся и скрипит…
Ув                                   - он счастия не ищет
И не от счастия бежит.     «Парус»
 
6.Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь продолжал караван,
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.    
   «Три пальмы»
7. Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?       «Тучи»
Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Взаимная проверка выполненных работ.
Ø  Рассказ-предположение по ключевым словам.
 
Ø  Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.
 
Ø  Верные и неверные утверждения.
 
Ø  Перепутанные логические цепочки.
 
Ø Составление списка "известной информации".
2. Проектировочный Учитель: А сейчас у меня к Вам необычные вопросы:
- Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?
Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним.
Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним.
В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.
К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи.
- Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?
Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.
Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя стихотворениями М.Ю. Лермонтова. Они имеют одинаковое название – «Молитва».  Написаны в разные периоды жизни поэта. Но ответьте мне на вопросы: «Могут ли эти произведения быть одинаковыми? В чем могут быть эти отличия?».
Учитель: Какие же цели мы должны достигнуть на сегодняшнем уроке?
  1. Познакомиться с этими стихотворениями;
  2. Провести сравнительный анализ произведений
Учитель: Перед нами трудная задача: сопоставление двух лирических произведений, но мы с вами справимся.
Это одно из заданий ОГЭ по литературе. Вы уже знакомы со структурой  анализа лирического произведения, сами  разбираете стихотворения поэтов и сдаете   литературный минимум. Поэтому я просто напомню вам план.
Примерный план анализа лирического произведения:
1. Название стихотворения.
 2. История создания (если это возможно).
 3. Год написания стихотворения.
 4. Структура образов, композиция и развитие конфликта.
а) Тема и основная мысль (идея) произведения.
б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)
в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).
5. К какому типу лирики относится стихотворение? ( любовная, пейзажная, философская, гражданская )
6. Лирический герой, другие персонажи.
 7.  Основные особенности поэтического языка.
а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия, анафора, эпифора, повтор).
б) Языковой поуровневый анализ:
 поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация);
 поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы, старославянизмы);
 использование явлений морфологии и синтаксиса.
 8. Ритм. Стихотворный размер  (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль). Рифма (женская, мужская). Рифмовка (парная, перекрестная, опоясывающая).
9.Смысл названия стихотворения. Идея.
10. Мое восприятие произведения.
Давайте вспомним, кто такой лирический герой.
 Лирический герой – образ, высказывающий в лирическом произведении свои чувства, переживания, мысли.
Вспомним языковые средства выразительности. Мы с вами знакомы со многими из них.
Просмотр слайдов презентации
Первое стихотворение мы проанализируем все вместе,  остальные два вы попробуете разобрать в парах, а потом озвучим итог вашей работы.
 
 
Ученики отвечают на вопросы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ученики высказывают свои предположения.
 
 
Ученики высказывают свои предположения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ученики высказывают свои предположения.
 
3. Операционно-деятельностный (реализация проекта)         1 стихотворение «Молитва» (раздаются индивидуальные листы с текстом)
Не обвиняй менявсесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
 
Учитель: Как вы думаете, в каком возрасте М.Ю. Лермонтов написал это стихотворение?
Учитель: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. В это время Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву и начинает готовиться к поступлению в университетский благородный пансион. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, болезни наложили свой отпечаток на характер поэта. Уже тогда он создал в сознании образ своего лирического героя: мятежного, отважного, бросающего вызов всей вселенной, отрицающего и сомневающегося, противоречивого, несчастного, но свободного. О чем автор говорит в первой части стихотворения?
Его первая «Молитва» (1829) – это искренняя, прямая, честная и обличающая себя самого исповедь, это желание поговорить с Богом без каких-либо посредников, желание высказать о себе всю правду, ничего не приврав и не приукрасив, это честное признание за собой многих грехов, от которых лирический герой и не собирается отказываться.
Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья».
Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.
Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.
Обратите на вторую часть стихотворения. Как оно начинается? Как называется этот прием?
Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь,
завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.
Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.
Давайте заполним таблицу анализа стихотворения
Учитель: Переходим к двум другим стихотворениям   (раздаются индивидуальные листы с текстом)
2 стихотворение
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

<1837> Литературоведы считают, что поэт посвятил его своей соседке по московской квартире — Варваре Лопухиной (1815—1851гг.),  глубокое чувство к которой он пронес через всю свою жизнь.     «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл – но это вовсе ничего не доказывает».
«Будучи студентом, — писала  А. П. Шан-Гирей, — он был страстно влюблен... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей...» Стихотворение «Молитва» М.Ю. Лермонтова относится к зрелой лирике поэта


Учитель: Перед вами 3 стихотворение
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

<1839>
О стихотворении Михаила Лермонтова «Молитва» лучше всех сказала его бабушка Е. А. Арсеньева «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу… Стихи, которые он мне вчера принес». Молодого поэта часто обвиняли в легкомысленности, как это бывает в юности. Но М. Ю. Лермонтов, словно зная, что рано уйдет из жизни, вел с самых молодых лет напряженный духовный поиск и одним из отражений этого поиска стало произведение «Молитва». Он написал его в 1839 году, это был последний период его творчества, о чем тогда никто не знал.
На создание этого произведения Лермонтова вдохновила княгиня Мария Щербатова, молодая вдова, которой Лермонтов был увлечен в 1839-40 годах. Это была умная, образованная женщина, предпочитавшая светским развлечениям известный литературный салон Карамзиных. В этом салоне, она, судя по всему,  и познакомилась с поэтом. Мария Алексеевна тоже испытывала теплые чувства к поэту с умными, пронзительными глазами, но ее бабушка Серафима Ивановна Штерич, видела мужем своей внучки другого.
Однажды Лермонтов посетовал  на тягостное душевное состояние, и тогда Мария Алексеевна посоветовала поэту читать «Богородицу». Очевидно, поэт воспользовался советом умудренной нелегкой жизнью подруги, и своим впечатлением от чтения молитвы поделился с ней в этом стихотворении. Стихотворение отдано в печать после смерти Лермонтова самою Щербатовой.


Учитель: Ваша задача: Работая в парах, составить сравнительную характеристику этих двух лирических произведений. Вы опираетесь на план, который лежит у вас на партах, он же виден и на слайде.(приложение 2). По окончании работы мы с вами подведем итоги и проверим результаты совместной деятельности.
Учитель :
2  Стихотворение строится как монолог лирического героя. Звучит мольба его о счастье любимой женщины.   Стихи пронизаны благоговейным чувством нежности, света и чистоты.
Как мы видим, в стихотворении поэт обращается к Божьей матери с просьбой защитить свою любимую, послать ей счастливую жизнь и спокойную смерть, дать самого лучшего ангела-хранителя, окружить ее достойными людьми. Поэтические строки наполнены нежностью и чистотой. Таким образом, главной темой произведения вполне можно считать тему любви. И это стихотворение заслужено считается одним из лучших в любовной лирике Лермонтова
Стоит отметить, что в произведении затрагивается также и несколько других проблем.
Философско-религиозная же тема раскрывается в том, что Лермонтов видит духовную силу, способную помочь и спасти, лишь в божественном мире. Мир же людей представляется поэту «холодным», то есть равнодушным, мрачным местом. Стоит полагать, что помимо названных в стихотворении присутствует   проблема   одиночества лирического героя и его души.
Через молитву лирического героя читатель может уловить конфликт между человеком и толпой, его окружением. Лирический герой предстает перед читателем отшельником, одиноким, непонятым обществом и отвергнутым им. Однако в стихотворении присутствует хронотоп церковного таинства и интонационно произведение имеет ритм молитвы. Все это помогает настроить читателя на восприятие стихотворения, погружая его в чувства поэта целиком.
Также в стихотворении присутствует противопоставление. Это антитеза чистоты, «теплой заступницы» и холодного окружающего мира. Лирический герой, будто бы забывая о самом себе, молится совсем не о собственных печалях, а о счастье для любимой.
Анализ структуры стихотворения «Молитва»
Анализируя метрическое строение стиха, можно отметить, что он написан четырехстопным дактилем в сочетании с большим количеством сверхсхемных ударений и с некоторым числом пропущенных ударений в ряде сильных мест. Все это придало произведению оригинальный мелодический рисунок.
Композиционно же это стихотворение можно разделить на две части: первая – обращение поэта к Божьей матери, а вторая – исповедь лирического героя, раскрытие собственной души перед высшими силами, просьбы о сохранении души «невинной девы».
Важно также отметить, что стихотворение построено в виде монолога, философского размышления, но помимо лирического героя в стихотворении присутствуют образы его любимой и «матери божьей». То есть явно различимы три образа – лирический герой, его возлюбленная и божественный образ, представленный Богородицей. Причем образ возлюбленной в этом стихотворении выходит на первый план и даже несколько вытесняет образ лирического героя. Поэт рисует ее как нежную и чистую девушку, светлое и духовное существо с благородным сердцем. Мы видим это из таких эпитетов, как «дева невинная», «душа прекрасная и достойная», «сердце незлобное».
В произведении присутствуют ряды однородных членов, разнообразные средства художественной выразительности (в особенности эпитеты, погружающие читателя в ту таинственную атмосферу, которую пытался передать М.Ю. Лермонтов). Также присутствует инверсия, придающая герою спокойствие, антитеза («мир холодный»– «теплая заступница», «молодость светлая»– «старость покойная»).
Лирический герой возвышает свою любимую до образа божественного, а себя же со своей «пустынной» душой относит к «темному миру». Это помогает читателю разглядеть христианскую мифологию, которая пронизывает практически все стихотворение. Ну а еще такое противопоставление указывает на невозможность поэта быть вместе с возлюбленной, которое вынуждает героя к одиночеству и говорит о неразделенной любви.
В последнем абзаце поэт обращается к матери Божьей с просьбой послать к «ложу печальному душу прекрасную», что, на мой взгляд, является важным уточнением, так как в своем раннем творчестве поэт приравнивает образ лирического героя к образу демона, что впоследствии (уже в более поздней лирике) исчезает. На смену прошлым представлениям приходит спокойствие, смирение, истинная вера в Бога. Можно предположить, что по этой причине для словосочетания «прекрасная душа» используется определение «лучшей», то есть более возвышенной души, ведь демон – воплощение злых сил, но ради счастья любимой готовый полностью отказаться от своих убеждений, поверить в Бога, вверив ему свою судьбу.
3 стихотворение
Каким настроением  проникнуто стихотворение?
Стихотворение наполнено настроением божественного откровения.
Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием,   гармония, исходит от каждого её слова.
- О чем пишет поэт?
Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть.
Но чудная молитва вернула ему душевное  равновесие, очистила его.
 Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту).
- В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу:
Есть сила благодатная
В созвучьях слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
-  Объясните значение эпитета «благодатная».
благодатный – значит, исполненный Божественной благодати  
(само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше..
А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.
 В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру.
 И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых»
- Какие отметим художественные средства выразительности?
(Эпитеты, употребленные  с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых».
В прямом порядке употреблены эпитеты  «непонятная, святая прелесть»
Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, /И так легко, легко…»).
И олицетворение «Грусть теснится и прелесть дышит», а также сравнение «сомнение – как бремя».

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Молитва» состоит из трех строф, в каждой строфе по 4 строки. Но композиционно оно представляет единое, одночастное произведение.
Стихотворение написано трехстопным ямбом с пиррихиями. Этот стихотворный размер делает произведение легким, с некоторой долей игривости.  . Рифмовка перекрестная, с сочетанием мужских и отодвинутых на третий слог, рифм.

Тема и идея стихотворения

Тема и идея в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Молитва» совпадают. Это благодатная сила молитвы, необходимость прибегать к молитве, когда на душе не спокойно. Безбожник, каковым его считали близкие, Лермонтов, ощутил живительную силу молитвы, и это его чрезвычайно удивило. Он не ожидал, что молитва способна умиротворять душу, вызвать слезы умиротворения и благодарности.

Средства художественной выразительности

Лермонтову удалось передать в стихотворении свое душевное состояние, чудодейственное влияние молитвы с помощью следующих средств художественной выразительности:
  • эпитеты – чудная (молитва), благодатная (сила);
  • метафоры – трудная (минута), живые (слова), непонятная, святая (прелесть);
  • олицетворения – теснится (грусть), дышит (прелесть), скатится (бремя);
  • сравнение – сомнение, как бремя.
Из фигур речи Лермонтов использовал в «Молитве» многосоюзие.
Учитель: Стихотворение положили на музыку более сорока  композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие
Послушайте романс Доргомыжского  (Исполняет Олег Погудин)
- Чем вам понравилось стихотворение?
(Стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная человеческая речь, строки короткие.
 Но что-то в нем завораживает, заставляет повторять его несколько раз.)
Это лирический монолог автора. Лермонтов пишет о том, что в жизни наступила трудная минута, он ищет утешения и сразу дает ответ на вопрос, где его найти — в молитве. Интересно, что автор не называет название молитвы и ничего не говорит о словах, которые мысленно произносит, но описывает свои ощущения, а в конце стихотворения мы видим и результат молитвы — облегчение, освобождение от тяжелых мыслей.
Тоска в «Молитве» — это символ невозможности поверить, тяжких сомнений, поэт рассказывает о том, что есть способ победить их. В то время, когда Лермонтов писал «Молитву», у него был творческий кризис и трудный период в жизни, но мы видим, что он нашел выход из него.
Ученик читает   текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы ребят.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы ребят.
 
Далее учащиеся, опираясь на наводящие вопросы учителя, разбирают произведение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы ребят.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся совместно заполняют таблицу анализа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся работают в парах.
По окончании работы под руководством учителя учащиеся проверяют свои записи, подправляя и дополняя их.
Ø  Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.
Ø  Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ø  Ответы на поставленные вопросы.
Ø  Организация круглых столов и дискуссий.
Ø  Написание творческих работ.
Ø  Исследования по отдельным вопросам темы Ø  Инсерт (маркировка).
 
"V" - известная информация
 
"-" противоречит моим первоначальным представлениям;
 
"?" - непонятная информация;
 
"+" - новая информация
И др.
4. Контрольно-оценочный Какое стихотворение из трех   вам понравилось больше и почему?
Мы с вами разобрали три стихотворения одного поэта под одним названием. Но можем ли мы сказать, что они об одном и том же? Почему? Чем они отличаются?
Чем похожи?
Ответы учащихся. При ответах используют материал заполненных таблиц.  
5. Рефлексия   Учитель: Тема одиночества проходит одной из главных в творчестве писателя. И эти произведения не являются исключением.
Что вызвало наибольшее затруднение в сравнительном анализе этих лирических произведений?
На следующих уроках мы продолжим обучение сравнительному анализу произведений как лирических, так и прозаических.
Вывод:
Даже немного странно, что это творения Лермонтова: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Свойственна им мягкая лирическая интонация. И щемящие душу строки о сокровенном – молитвенном порыве, когда в минуты слабости или неверия в свои силы обращается он к Творцу.
Вместе с тем не покидает мысль – как рано он ушел из жизни, сколько мог еще написать прекрасных творений. Для меня он так и остался ребенком: очень талантливым, капризным и... одиноким.
 
 
 
 
Ответы детей.

 
.          
 
Домашнее задание:
 Сделайте сравнительный анализ последнего стихотворения «Молитва» «В минуту жизни трудную…» и одного из предложенных на выбор
«Ангел»(1831г.) или «­­­­­­­­­­­­Когда волнуется желтеющая нива…» (1837г.)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»