Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Развитие навыков функционального чтения
на уроках «Русского языка» в 6 классе
Дубинкина Алина Лукинична,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 632
Приморского района Санкт-Петербурга

.
Прежде всего функциональное чтение учит понимать, что и зачем мы читаем и где это можно применить.
Читатель выходит на уровень собеседования с автором.
Это чтение, цель которого — нахождение информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. В нём применяются приемы сканирования и аналитического чтения. Владение навыком функционального чтения - опора для развития творческого мышления. Функциональное чтение, если коротко, это чтение, цель которого также нахождение информации, но для конкретной задачи в данный момент. Навык функционального чтения развит у каждого в той или иной мере и отвечает за способность человека воспользоваться им при изменении определенных жизненных ситуациях, например, попадание в новую языковую среду, развитие технологий и умение ими овладеть, используя инструкции.
Для чего этот навык может пригодиться? Поскольку разные тексты окружают нас повсеместно: билеты, рекламы, анкеты – это умение позволяет человеку социализироваться, то есть заполнить документы в банке, быстро выбрать необходимую ему информацию в различных источниках, будь то рецепт, ярлык на одежде, чек, квитанция или объявление.
Какие задания подходят для развития функционального чтения? Например, можно использовать билет в театр, и к нему составить задания для максимального использования информации, находящейся на нем: ученики должны были найти его стоимость, дату и время, место проведения спектакля и его название. Человек, который владеет функциональным чтением, способен обозначить тему и основную мысль письменного текста, вычленить из него необходимую информацию, сделать вывод, отличить точку зрения автора от факта, понимает выражения, использованные в переносном смысле. Он читает текст, используя активные методы чтения, например, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, ищет ответы на поставленные вопросы.
Таким образом, развивается познавательное мышление.

Мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы над художественным произведением.
Я формирую навыки функционального чтения. Это значит, что мой ученик овладеет отдельными читательскими умениями. Ориентировочными умениями, исполнительскими умениями. Практическими умениями.

Предлагаю несколько приемов активной работы с текстом, через которые можно формировать навык функционального чтения:
1. Прием «Чтение с остановками». Прочитали главу в книге, остановитесь и сформулируйте основную мысль текста в паре предложений. Это поможет лучше понимать, запоминать и применять полученную информацию. А также чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его к осмыслению текста.
2. Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова- это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления- вопросы по ходу чтения, слушания, при размышлении- демонстрация понимания пройденного.
3. Прием «Кластеры» удобно использовать для понимания научно-познавательного текста. При чтении выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди.
Интересы нынешних подростков часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерам. Поэтому воспитание интереса к чтению, формирование навыка чтения – является актуальной темой на уроках чтения. И здесь большую роль играют задания, заставляющие подростка снова и снова перечитывать: докажи словами из текста, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий ее. Такой подход к тексту меняет мотивацию ученика, он читает уже не ради самого процесса, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею. Содержание заданий способствует формированию умения оценить поступки героев, сделать выводы и задуматься над своими поступками и поведением. Задания позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения, их воображение и речь, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос.
В 6 классе программа предусматривает очень много уроков по развитию речи.
Я стараюсь, чтобы дети с удовольствием включались в трудную работу написания сочинений и изложений.
На помощь приходит Стратегия текстовой деятельности, например, «Чтение про себя с вопросами».
Цель стратегии – научить учащихся читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы (можно работать в парах или группе).
Фрагмент урока.
Урок развития речи.
Подготовка к сочинению по картине Рустема Хузина «У окна».

Учитель:
Ребята сегодня работаем в группах. Перед вами лежит текст, прочитайте его про себя.
1. Есть незнакомые слова?
2. О чем или о ком этот текст?
3. Что вы заметили при чтении? - Нарушена последовательность событий.
4. Давайте восстановим последовательность событий.
5. Прочитайте начало 1 абзаца. Обозначим его цифрой 1.
6. Читаем второй абзац. Обозначаем его цифрой 2.
7. Продолжаем 3 абзац. Обозначаем его цифрой 3.

Учитель: Мы начинаем по очереди читать текст по предложениям.
Ваша задача- читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы.
Итак, начнем, я читаю.
Восстанови его последовательность (поставь номер абзаца).
Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания.
– Что всегда стремился передать в своих картинах художник?
Хузин Рустем Хаитович (родился в Уфе в 1985 году)- современный российский живописец. В настоящее время живет и работает в Казани, член Союза художников России и Республики Татарстан.
– Где и когда родился Р. Хузин?
Творчество Хузина показательно для современного искусства, поддерживающего традиции монументальной живописи. Сила реализма прослеживается в его работах с жанровым многообразием
– Чем известен Рустем Хузин?
Когда художник берётся за разработку картины по историческим событиям, то делает это с опорой на документальные материалы, его персонажи – реальные личности.
– Кто чаще всего изображён на картинах Р. Хузина?
Художник воспитывает эстетическое чувство прекрасного у зрителя, концентрируясь на состоянии природы. Именно поэтому пейзажам не свойственна надуманность и идеализация, они такие, каков Урал: масштабный, панорамный, но покорённый человеком.
–  Что особенного в пейзажах Рустема Хузина?
Картина «У окна» стала резонансной точкой в творчестве художника. На картине Хузина У окна» изображён ребёнок, с интересом рассматривающий мир за окном. На этом полотне объединены бытовой жанр и городской пейзаж.
– Что объединяет картина «У окна»?

Итак, ребята! Тема сегодняшнего урока…кто подскажет? Правильно! Сегодня мы будем учиться писать сочинение по картине Р. Хузина «У окна».

На начальном этапе использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью функциональной грамотности, свидетельствующей об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»