Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Системно-деятельностный подход в обучении орфографии

Дроздова Вера Александровна
        "Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века, века, в котором происходят глобальные изменения, связанные, прежде всего, с ускорением темпов жизни, с ростом информации, с увеличением объёма знаний человека. Сегодня обществу нужны люди, мобильные и конструктивные, способные к сотрудничеству, умеющие неординарно мыслить, самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность, прогнозировать их последствия. Таким образом, появилась необходимость преобразования существующей системы образования. Именно Концепция развития образования в Российской Федерации и стандарты второго поколения ФГОС формируют современные представления о фундаментальном образовании.  Это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Многие учителя – практики с сожалением говорят о низкой мотивации обучающихся на предмет получения новых знаний, пассивности в учебной деятельности. Как решить эти проблемы? Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо правильно организовать эти поиски, обеспечить активную учебно – познавательную деятельность учащихся, уметь управлять обучающимися, – в этом заключается важная функция современного учителя. А поможет ему в этом системно – деятельностный подход, который предполагает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно – познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся», развитие универсально – учебных действий, основой которых является способность школьников сознательно получать   новый социальный опыт. При использовании данного подхода обучающийся становится активным субъектом образовательной деятельности, он не получает знания в готовом виде, а добывает их сам по принципу «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
     Компонентами учебной деятельности при системно-деятельностном  подходе являются:
- потребности и мотивы;
- цели и условия их достижения (учебные задачи);
- действия;
- результаты;
- контроль и самоконтроль;
- этапы в деятельности субъекта: мотивационно-потребностный, операционно исполнительский, рефлексивно-оценочный.
     Своеобразие системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, что процесс усвоения знаний и умений совершается не при осуществлении репродуктивной деятельности учащихся, а в ходе эвристической, или исследовательской, направленной на овладение знаниями и умениями, посредством мотивационного и целенаправленного решения учебных задач (проблем).
     Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной, на мой взгляд, представляется модель системной деятельности, предложенная доктором педагогических наук А.В.Хуторским, по которой обучающийся:
1) изучает объект (в том числе эвристически);
2) создаёт в результате свой образовательный продукт;
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом;
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения;
5) рефлексирует: дает самооценку и оценку результатов.
     Осуществление тeхнологии системно - дeятельностного мeтoдa в практическом преподавании происходит посредством следующих дидактических принципов.
1. Принцип дeятельности. Учащийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, осознает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что содействует активному успешному воспитанию его общекультурных способностей, общeучебных умений.
2. Принцип нeпрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип цeлостности. Формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4. Принцип минимaксa. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государствен ного стандарта знаний).
5. Принцип психологической кoмфoртнocти. Снятие всех стреccooбразующих факторов обучения, организация в школе доброжелательной атмосферы, которая ориентирована на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вaриативности. Воспитание учащимися способностей к система тическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип твoрчeства. Максимальная ориентация на творческое начало в обучении, приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности.
     Эти принципы помогают на современном уроке формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, учащегося и учащегося, привлечение школьников  к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
     Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Реализуя системно-деятельностный подход на своих уроках русского языка и литературы, я перестраиваю свою деятельность, ухожу от привычного объяснения и предоставляю обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их себе. При этом учителю необходимо обязательно руководить поиском ответов на поставленный вопрос: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность обучающегося предполагает привлечение им дополнительных сведений из разных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Такая работа способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
     Последнее время очень часто слышу следующие суждения: «Обучение русскому языку сегодня не может быть сведено к обучению орфографии и пунктуации», «Углубляется лингвистическая составляющая курса русского языка», «Развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов»… Не могу согласиться с некоторыми суждениями, потому что  формирование у школьников прочных орфографических навыков остается одной из важнейших задач изучения русского языка в школе (в этом ее актуальность), так как грамотное письмо – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Оно неотъемлемо связано с умением осуществлять орфографический самоконтроль, который стимулирует самоанализ, формирование воли, становление личностной зрелости, заметно влияет на развитие творческих возможностей ребенка. Так у ученика постепенно формируется способность отдавать себе отчет в том, что он делает, что уже сделано. Более того – происходит оценка, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно учится смотреть на себя как бы глазами другого человека – со стороны – и оценивать свою деятельность.
     От того, насколько полно будут сформированы орфографические навыки ученика, зависит  обучение ребенка, его способность усваивать программный материал не только по русскому языку, но и по другим предметам.
     Обратиться к теме «Системно – деятельностный подход в обучении орфографии» меня побудило сохранение орфографических ошибок в работах обучающихся (анализ их письменных работ свидетельствует о весьма невысоком уровне их подготовки по орфографии), требования ФГОС, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник основной  школы по данной теме:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
     Не секрет, что главным в обучении правописанию считается орфографическое правило, умение его применять, то есть решение орфографической задачи. Но ее решение возможно лишь при условии, что ученик «видит» орфограмму. Только сумев ее найти, он сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Я считаю, что именно неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
     В работе по формированию орфографической зоркости  можно выделить несколько целей и задач:
  1. Систематически вести работу по разъяснению несоответствия произ ношения и написания.
  2. Ввести понятие «опасное» место, чтобы предупредить учащихся о появлении возможной ошибки.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Обучать правильному списыванию текста.
  5. Прививать интерес к чтению.
  6. Интегрировать уроки русского языка и литературы.
  7. Развивать словарный запас детей.
  8. Развивать логическое мышление и аналитико-синтетические способности.
     В практике существуют эффективные приёмы и методики формирования орфографической грамотности.
Методики:
- Система  И.Т. Федоренко  (И.Г. Пальченко) «Зрительные диктанты», которая не только развивает оперативную память, способствует быстрому запоминанию текста, но и формирует навыки беглого чтения.
- Орфографическое чтение по методике П.С. Тоцкого 
- Наталия Сычева. Пишем без ошибок
-  Система повышения грамотности Журавлёвой Л.И.
- Белла Макарова. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней
- Методика Е. Гордеевой. Уроки практической орфографии.  
- Екатерина Клепова. Как запомнить все правила русского языка.  
- Юлия Андреева, Ксения Туркова. Русский без нагрузки
     Некоторые из этих методик можно использовать как в начальной, так и в основной школе. Какая методика лучше? Какая хуже? — Спорный вопрос, так как большую роль играет личность учителя, его предпочтения, его понимание методик.
Приемы:
- Выделение орфограмм зелёной пастой.
- Орфографическое проговаривание.
- Специально организованное списывание.
- Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».
Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знают, какую писать.
- «Метод Буратино».
Приём, предложенный М.М. Разумовской, который она сама называет письмо с буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук, например, в о а да, кру г к.
- Комментированное письмо с указанием орфограмм.
- Работа с орфографическим словарем и словарная работа.
- «Сводная таблица»
- «Дополни схему, таблицу»
- «Корзина идей»
- Приём «Лови ошибку»
- Приём «Да-нет»
- Приём Пинг-понг
- Дидактическая игра…
    Для развития орфографической грамотности очень важна, на мой взгляд, словарная работа. Известный ученый-методист А.В. Текучев писал:  «Словарная  работа –это  не  эпизод  в  работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».
     Авторы современных учебников по русскому языку при формировании орфографической грамотности также большое внимание уделяют работе с орфограммами и словарными словами. Например, в УМК под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой в начале каждого параграфа есть задание по «орфографическому минимуму», при выполнении которого учащиеся самостоятельно или коллективно повторяют и закрепляют правописание орфограмм, обращаются к орфографическому словарю. На полях учебника расположены слова, правописание которых необходимо запомнить, или дается толкование слов, но при этом обращается внимание и на правописание данных слов. Также в учебнике существует ряд рубрик: «Это интересно», «Советы помощника», «Из истории языка», которые обес печивают обучающихся необходимым материалом, помогают им самостоя тельно или с помощью учителя обнаруживать и исследовать предмет деятель ности, трансформировать его, преобразовывать и  запоминать.
   Практически в каждом упражнении учебника в любом разделе есть ряд заданий, направленных на развитие орфографической зоркости, что еще раз доказывает важность изучения такого раздела лингвистики как «Орфография».  Я при работе с учебником стараюсь использовать данные задания по максимуму, не нарушая общую идею всех упражнений учебника, которые заставляют думать, сравнивать, анализировать, делать выводы (что характерно для системно – деятельностного подхода), но  также в своей работе практикую и другие виды упражнений. Современная  методическая  литература  предостав ляет  широкий  выбор разнообразных упражнений по орфографии. Например, осложненное списывание,  обучающие диктанты (предупредительный, комментированный, объяснитель ный, выборочный, распределительный, цифровой, диктант «Проверяю себя»…), упражнения типа «Исправить ошибки», упражнения  переконструирования, поэтическая пятиминутка, упражнения логически – поискового характера (например, исключить из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово, причину исключения каждого слова обосновать), словообразовательные упражнения (составление гнезд родственных слов), разнообразные творческие работы.… Вот далеко не полный перечень тех заданий, которые делают орфографическую работу увлекательной и творческой. Не следует бояться трудных случаев написания, сложных литературных текстов для орфографического анализа.
     Орфографическая пятиминутка. С нее очень часто начинаю свой урок. Она дает возможность уметь анализировать, синтезировать, классифицировать слова (а значит развивать мышление); уметь объяснить свой принцип классификации (развивать научную речь).  
     Приведу пример.  Детям диктуются сразу все слова, и они записывают их без предварительного объяснения (думают сами!), например, думаешь, много задач, дочь, плач, могуч, сжечь, с крыш, печь, меч, тягуч. Задаю вопрос: что вы можете сказать? (Если работа ведется в системе, вопрос задавать не нужно, ребята сами знают, что делать, и сразу поднимают руки).
     Возможны варианты ответов:
- Я заметил, что все эти слова на орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
- Я бы поделил эти слова на  две группы: 1-я: делаешь, молодежь, беречь, речь. Эти слова пишутся с ь; 2-я: из-за туч, шалаш, хорош, с крыш, меч, могуч (без ь).
- Я бы поделил эти слова на три группы, так как эта орфограмма встретилась нам в глаголах, существительных и кратких прилагательных…
     Плюсы такой работы еще и в том, что здесь присутствует элемент соревнования: каждому хочется высказаться, быть активным. Дети не боятся ошибаться (их поправят или с ними поспорят); их не будут ругать за то, что они не знают правила; они начинают набирать плюсы за урок.
     На мой взгляд, при выполнении заданий  по орфографии очень полезна индивидуальная карта самоконтроля. По мнению Филипповой Н.К.,  карта самоконтроля является эффектив ным способом развития умения самооценки, самоконтроля, самопроверки, творческой самостоятельности в самоопределении последующего выбора шагов деятельности в языковом умении с целью роста и совершенствования языковых знаний, культуры речи, что способствует в перспективе организации самообразования учащегося. При подведении итогов деятельности ученика на основе карты самоконтроля учитель имеет возможность логического перехода от дифференциации к индивидуализации работы с учащимся.
     В чем особенность индивидуальной карты самоконтроля?
- Проверка всех видов работ производится на самом уроке самим учеником посредством самопроверки вследствие комментирования и объяснения отвечающего ученика, взаимопроверки, проверки некоторых видов работ учителем.
- Каждый вид работы имеет свою оценку, которую ученик выставляет непосредственно после её определения в конец тетради, где разлинована карта самоконтроля.
Преимущества данной формы работы
1. Ученик непосредственно сам выявляет свои ошибки, пробелы знаний тут же по результа там проверяемого материала, знает, какие «дыры следует латать». Он сам контролёр своих знаний.
2. Двойка за один вид работ не обескураживает ученика, что является гарантом интенсивной работы в течение всего урока.
3. Подсчёт оценочных баллов в окружении подсчёта другими одноклас сниками своих работ психологически создаёт ситуацию азарта, возможности накопления балла, создающего ситуацию успеха.
4. Учитель детально видит каждого ученика на каждом уроке.
5. Родитель имеет полный информационный блок о знаниях своего ребёнка по всем разделам предмета.
6. Учитель по последней графе карты самоконтроля имеет ясное представление о социальном запросе ученика и родителя, организует оптимальную работу с учеником, имеет связь с родителями.
7. В перспективе создаются условия для индивидуализации работы с учеником, т.к. ученик вписывает в последнюю графу карты итоги предприни маемой деятельности при неудовлетворённости своими знаниями.
     Систематическая и целенаправленная рабoта по фoрмированию навыков орфографичес кого самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребенка.
      Также одной из форм системно-деятельностного подхода является проектная деятель ность обучающихся (проблемно – поисковый метод – ведущий метод в системно – деятельностном подходе) в рамках уроков русского языка, предполагающая решение какой-то проблемы, ориентированная на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуаль ную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Проект – возможность для самораскрытия своего «я» в решении проблемы и по отношению к данной исследуемой проблеме. Проекты удобны и тем, что они очень разно образны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д.
     На уроках русского языка при работе над орфограммой можно организовать работу над следующими видами проектов: коллективные проекты, групповые, индивидуальные. Темы проектов могут быть разнообразны. Например: «Альбом правил русского языка", «Кто командует корнями?», «Беглые гласные», «Грамотным быть – модно», «Портрет одного слова», «Приставки, которые ходят парами», «Происхождение русского языка и первые орфограммы», «Разделительный Ъ и Ь»…
Коллективные проекты (пример)
     В 5 классе учащиеся знакомятся с различными видами справочной литературы, учатся работать со словарями и создавать, по образцу,  собственные словари.  Например, при изучении раздела «Лексика. Орфография» можно организовать работу над проектом словаря военных терминов, на основе текста о военных событиях, изучаемого на уроке литературы (М.Ю. Лермонтов «Бородино»). Работа над таким проектом поможет ученикам не только научиться работать со справочной литературой, но глубже узнать историю своей страны, увидеть мастерство поэта или писателя, воплощенное в изучаемом произведении. Проект включает в себя следующие этапы:
этап ориентирования
Учащимся дается опережающее домашнее задание по литературе: прочитать произведение, выписать незнакомые слова и узнать их значение. Формируем информационную, культуро логическую компетенции через самостоятельную деятельность учащихся.
этап разработки
На уроке рассматриваем домашнее задание, создаем совместно с учащимися модель словаря: образец словарной статьи, структуру самого словаря. Для этого рассматриваем различные виды словарей: энциклопедический, толко вый, этимологический, орфоэпический, орфографический - анализируем структуру словарей и словарных статей.
Формируем информационную, исследовательскую, предметную компетен ции через учебную деятельность на уроке.
этап реализации проекта
В качестве домашнего задания ученики создают словарные статьи по модели, разработан ной на уроке. Ученики в самостоятельной деятельности реализуют полученные на уроке знания.  Формируем информационную, исследовательс кую, предметную компетенции через самостоятельную деятельность.
этап презентации результатов проекта
При поверке домашнего задания ученики защищают свои страницы словаря, объясняя значение слова.  Формируем коммуникативную компетенцию через организацию выступле ний и их обсуждение.
этап оценки проекта
На заключительном этапе, когда представляются самостоятельные работы, учащиеся обсуждают свои работы, высказывают свое мнение о том, чему они научились, что сделали, что еще можно было сделать.  Формируем рефлексив ную компетенцию через обсуждение самостоятельной учебной деятельности и ее результатов.
     Метод проектов стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполага ющим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятель ность решение этих проблем. Проектная технология позволяет реализовать не только личностно-ориентированный подход в обучении, но и  самомотивацию школьника.
     Важнейшей составляющей достижения метапредметных результатов на уроках русского языка является умение учащихся работать с лингвистическими текстами, помогающими сформировать читательскую грамотность школьников, развивающими орфографическую грамотность,  способствующими осознанному восприятию информации. Для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является предъявление лингвистической информации в форме схем-таблиц (данный вид работы уместно использо
вать и при отработке определенных орфограмм). Как показывает практика, учебный материал, представленный таким способом, лучше усваивается учащимися. Схемы-таблицы можно использовать на разных этапах урока. Важно научить школьников правильно читать схему, то есть понимать еѐ смысл. Это умение отрабатывается с помощью специальных заданий:
- внимательно ознакомьтесь со схемой,
- попробуйте пересказать еѐ содержание словами,
- подкрепите примерами каждое положение схемы,
- попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографи ческого правила.
     После выполнения  заданий по составлению схемы  осуществляется сверка своего ответа с эталоном, данным в учебнике. На этапе закрепления материала, когда обучающиеся применяют изученное правило, можно предложить им частично или полностью составить схему, которая наглядно представляла бы изучаемое правило. На этапе рефлексии также можно использовать предложенные схемы в качестве проверки уровня усвоения изученного материала: предложить учащимся самостоятельно составить схему (таблицу), в которой отражался бы лингвистический материал, изученный на данном уроке. Постепенно учебный материал, представленный в виде схем, будет накапливаться, а это значит, что учащиеся без особого труда смогут в нужный момент обратиться к нему и освежить свои знания. Так как объемные темы изучаются в несколько этапов, то некоторые схемы могут дополняться по мере изучения нового материала.
     Приведу пример. В 5 классе обучающиеся знакомятся с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». В 6 классе уже имеющиеся знания по этой теме пополняются. Закрепление по данной теме можно проводить при помощи следующих схем: предложить детям схемы, дать задание сформулировать правило на основе предложенной схемы и подобрать несколько примеров, обозначая орфограмму.
     Или в учебнике русского языка для 6 класса под редакцией Л.М. Рыбченковой правило о слитном и дефисном написании сложных имен прилагательных занимает страницу. Трудно поверить, что шестиклассники выучат по учебнику такое правило, поэтому оформляем тему в виде микротаблицы. Но сначала проводится детальная, кропотливая работа со всеми частями правила, закрепляются навыки правописания слов с данной орфограммой, и только потом микротаблица зачерчивается в справочник или тетрадь. Предварительная работа проводится для того, чтобы дети легко опознавали сокращенные до минимума записи.
     Предъявление лингвистического материала в такой форме – это не просто зрительное его восприятие, а прежде всего работа с определѐнной системой. Работа со схемами и таблица ми способствует развитию навыков отбора, анализа, структурирования и систематизации материала. Использование данной формы работы на уроке даѐт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания, реализуя системно-деятельностный подход. Его особенность заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и выбирает формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему еѐ норм, активно участвует в их совершенствовании, это способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, универсальных умений.
     Использование схем, таблиц и алгоритмов на уроках русского языка также способствует реализации системно-деятельностного подхода. Большой плюс данной работы заключается в том, что разнообразные виды заданий и упражнений по орфографии можно проводить на любых уроках и при этом использовать самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы.         Эффективным вспомогательным средством активизации познавательной деятельности учащихся при работе над орфографическим правилом считаю использование информацион ных компьютерных технологий. Как показывает практика, учащиеся уже с начальной школы владеют многими навыками работы на компьютере, поэтому они с удовольствием состав ляют презентации, викторины, тесты, игры...  Компьютерные технологии помогают учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняют способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
     Можно бесконечно долго и много говорить об использовании системно – деятельностного подхода в обучении орфографии, но особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности - способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость, школьники  постоянно получают "пищу для ума", у них формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться, самостоятельно мыслить, анализировать, строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения. А для учителя деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни. Тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям. А это  побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.
     Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении, основанный на принципах непрерывности, целостности, деятельности, психологической комфортности, помогает современной школе в воспитании человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но и понимающего, что он делает, для чего и как.
 
Список использованной литературы
  1. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5.
  2. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2013. - N 6. - С. 30-39.
  3. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2014.
  4. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система иструктура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2010
  5. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. – 2017 №4. - С.13-27.
  6. Системно-деятельностный подход в педагогическом образовании: опыт реализации и перспективы развития Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Белгород: Тип. «Принт-Мастер», 2018. - Часть 1. –468 c
  7. Методические рекомендации по использованию системно-деятельностного подхода в организации образовательной деятельности / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д. Стрельникова, Н.В. Углова – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 18

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»