Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока

Имя прилагательное

 

Тищенко Лидия Ивановна,
ГБОУ лицей 554
Приморского района Cанкт-Петербурга

Одной из приоритетных задач системы образования является сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни. А для учителя на первый план выдвигается задача выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
 Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.
 При построении урока необходимо учитывать динамику внимания учащихся. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки (выполняя движения, ребята еще и запоминают стихотворения, тренируют память). Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы.  
 
Тема: Морфологический разбор имени прилагательного (5 класс)
 
Цели урока: 
Познавательные:   создать условия  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание),  умения работать с алгоритмом морфологического разбора, применять полученные знания на практике;
Личностные:  формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение  проводить самооценку.
Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  развитие  умения слушать и понимать других;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  умение  работать в группе.
Регулятивные:  развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;  оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;  прогнозирование  предстоящей  работы;  осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.
Формы обучения: групповая,  фронтальная, индивидуальная, работа в  группе. 
Методы обучения:  словесные,  наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся:
-  морфологическому разбору имени прилагательного
Получат возможность научиться:
- безошибочно применять  алгоритмы и правила при решении учебных задач. 
Тип урока: обобщение знаний и рефлексия.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.
Ход урока

 

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы органи-зации взаимо­действия Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежу­точный контроль
1. Моти­вация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологиче­ская и мотивационная подго­товка учащихся к усвоению изучаемого материала Эпиграф: (слайд №1)
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли в школу на урок?
Пусть нам всем урок русского языка принесет радость общения. Сегодня вас ожидает много интересных заданий и новых открытий.  Каким  вы хотите видеть сегодняшний урок?  Слова какой части речи вы использовали в своих ответах?
Размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем. Фрон­тальная Личностные: приобретают новые знания, умения, со­вершенствуют имеющиеся
Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции
 
2. Актуа­лизация и пробное учебное действие Сценка из комедии Ф.И. Фонвизина «Недоросль»
Эвристи­ческая беседа по теме урока.
 Воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и применение их в новых ситуа­циях.
В комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина есть такая сцена: один из героев Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике.
Инсценирование (2 учащихся):
 
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь? Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Картинки по запросу картинка митрофан и правдинПравдин: Почему же?
Митрофан: Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
 
Фронтальный опрос:
Правильно ли ответил Митрофан Простаков? Что же такое прилагательное? Дайте точное определение этой части речи (слайд №2):
1) Что обозначает имя прилагательное?
2) На какие вопросы отвечает?
3) Как изменяются имена прилагательные?
4)  Какую форму могут иметь имена прилагательные?
5) С какой частью речи согласуются прилагательные?
6) Каким членом предложения являются? (слайд №3)

 
Отвечают на во­просы. Строят понятные для партнера выска­зывания.
 
Смотрят сценку, восприни­мают на слух информацию, осваивают лин­гвистические термины. Обдумывают от­веты на вопросы
Фрон­тальная Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи
Регулятивные: замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи, принимают и сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на во­просы других, формулируют собственные мысли, выска­зывают и обосновывают свою точку зрения
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению
Устные
ответы
3. Выявле­ние места и причины затрудне­ния Эвристическая беседа, ответы на вопросы Проблемный вопрос:  А  как  вы  думаете, с  какой  целью  мы  с  вами  повторили  морфологические
 признаки  имени  прилагательного?   Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи?
Отвечают на во­просы, слушают других. Строят понятные для партнера выска­зывания. Фрон­тальная Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассу­ждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием Устные ответы  
4. Целеполагание и постро­ение про­екта вы­хода
из затруд­нения
Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности Уточните тему нашего урока. Для чего нам необходимо исследовать слово как часть речи? (слайд №4)
 
Синтаксическая 5-минутка (слайд №5)
Обратимся к эпиграфу:
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
 
 Действительно, велика роль прилагательных в художественной литературе: они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании  их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы.  
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учите­лем. Знакомятся с заданием, слу­шают учителя, под руководством педагога состав­ляют план работы над заданием Индиви­дуальная, групповая Познавательные: извлека­ют необходимую информа­цию из прослушанного объ­яснения учителя, высказы­ваний одноклассников, систематизируют знания 
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания
Вопросы для уточ­нения ин­форма­ции. Устные ответы  
5. Творче­ская прак­тическая деятель­ность по реали­зации по­строен­ного про­екта Организация ра­бочего места. Письменная ра­бота по группам Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту (слайд №6).
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
( «Жаворонок» В. Жуковский)
Учитель: 
-Какую картину природы вы себе представили?
-Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
-А бывает пар тонкий, жаворонок звонкий? Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?
 -Назовите антоним к прилагательному тёмный. А что такое антонимы?
-Назовите  синоним к слову звонкий. Какие слова мы называем синонимами?
Самостоятельно (слайд №7):
1) Определите количество грамматических основ в предложении.
2) Какими членами предложения являются прилагательные?
На  доске:
- Выписать словосочетания (прил. + сущ.)
 
А теперь рассмотрим алгоритм морфологического разбора прилагательного.
Морфологический разбор прилагательного
План разбора (слайд №8)
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: начальная форма (Им.п., м.р., ед.ч.); краткая или полная форма; род (в ед.ч.), падеж, число.
III. Синтаксическая роль.
Работают с зада­нием. Выделяют главное, устанав­ливают причинно- следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями Фрон­тальная, индиви­дуальная Личностные: приобретают новые знания, умения, со­вершенствуют имеющиеся
Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию
Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи
Коммуникативные: осу­ществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-позна­вательных задач, умеют за­давать вопросы для уточне­ния последовательности работы
Устные ответы. Выпол­нение письмен­ной работы  
6. Первич­ное закре­пление с коммен­тиро-ванием Усвоение новых способов учеб­ной и умствен­ной деятельно­сти учащихся. Эвристическая беседа На доске разбор: тёмный лес. Высказывают и обосновывают свою точку зре­ния. В сотрудни­честве с учителем и одноклассника­ми делают выводы Индиви­дуальная, групповая Познавательные: выпол­няют учебно-познавательные действия в материали­зованной и умственной форме Письменный разбор с комментированием  
7. Само­стоятель­ная работа с самопро­веркой по эталону Выполнение разноуровневых обучающих уп­ражнений на ос­нове текстов
 
 
 
 
 
 
 Физкультминутка
Самостоятельно по рядам: пар тонкий, песню раннюю, жаворонок звонкий.
 
Игра: «Найди лишнее» (слайд №9)
Представьте, что мы прибыли на экскурсию на остров Прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным:
веселый, грустный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, озеро, волна, играют, радостные (слайд №10)


Динамическая пауза
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
 
Работа в парах (тексты на партах)(слайд №11).
Вы должны вставить в предложения подходящие по смыслу  прилагательные, согласуя их с существительными  в роде, числе и падеже.
 1 ряд                                                                                                                                                                     1.(…)  утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…) ночи слышится (…) пение птиц.                                                                                                                                            2 ряд                                                                                                                                                                   1.Наступило  (…) лето.  2.Только в (…) лесу сквозь  (…) деревья  пробивались (…) лучи.
3 ряд.                                                                                                                                                                          1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи.
 
Морфологический разбор прилагательных (слайд №12):
1ряд - свежим воздухом, 2ряд - в зеленом лесу, 3ряд - маленькая птичка
Выполняют задания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполняют эле­ментарные физи­ческие упражне­ния
Индиви­дуальная, групповая Регулятивные: самостоя­тельно планируют необхо­димые действия, операции, действуют по плану
Коммуникативные: выска­зывают и обосновывают свою точку зрения
 
 
 
 
 
 
 
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье
Пись­менные работы  
8.Включе­ние в сис­тему зна­ний и по­вторение Проверка и об­суждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание Закрепление материала (слайд №13, 14, 15)
Тест
1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:
а) предмет;       б) признак;       в) действие
2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:
а) медленный, верное, желтизна, белеть
б) медленный, верное, жёлтый, белый
в) медленный, верность, жёлтый, белый
г) медлительность, белый, верность, жёлтый
3. Укажите род прилагательных в предложении
В весеннем лесу песню раннюю запел жаворонок звонкий.
Выберите подходящую строку: а), б) или в):
а) весеннем (ср.), раннюю (ж.), звонкий (м.)
б) весеннем (м.), раннюю (ср.), звонкий (м.)
в) весеннем (м.), раннюю (ж.), звонкий (м.)
4. Определите падеж прилагательных в предложении:
На зелёной полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою.
Выберите подходящий ответ: а), б) или в):
а) зелёной (Т.), небольшой (И.), необычной (Т.)
б) зелёной (П.), небольшой (И.), необычной (Т.)
в) зелёной (П.), небольшой (В.), необычной (Т.)
 
Ответы: 1-б, 2-б, 3-в, 4-в.
 
Разгадать  шарады, но не забывайте, зашифрованные слова должны быть прилагательными (слайд №16).
1 ряд
 Суффиксы взяты из слова «значительный»,
Корень из слова «переполненный»,
Приставка и окончание – из слова «исключительный».  
2 ряд
 Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый»,
Приставку – в слове «выписать»,
Корень – в слове «преподносить». 
3 ряд
 Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный»,
Приставка та же, что и в слове «приезд»,
Корень тот же, что и в слове «подлежащее».
Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод Индивидуальная, фрон­тальная Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и уме­ния в практической дея­тельности
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки
Коммуникативные: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения
Тест
Оцени­вание работы учащихся на уроке
 
9. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке (итог урока) Заключительная беседа по во­просам
  • Что нового узнали на уроке?
  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
  • Как вы их преодолевали?
  • Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
  • Дайте оценку нашей работе:
Если урок прошел плодотворно и вы остались довольны, прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше -  цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не произошло – зеленые листочки.
Картинки по запросу яблоня рисунокА уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то желтый, чахлый лист.
 
 
 

 
Определяют свое эмоциональное состояние на уро­ке. Индиви­дуальная, групповая Познавательные:приобре­тают умения мотивирован­но организовывать свою деятельность
Регулятивные:оценивают свою работу
Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания
Листы
обратной
связи
 
                 

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»