Работа с отстающими учениками на уроках русского языка
(из опыта работы)
Кравцова Тамара Михайловна
Ни для кого не секрет, что отстающие ученики есть в каждом классе. Эта проблема всегда волновала педагогов. Как сделать так, чтобы все дети успевали на уроках русского языка. Прежде всего надо выяснить, почему ребёнок не успевает.Есть несколько причин отставания в обучении. Современные психологи выделяют следующие:
1. Социальные причины - неблагополучная семья, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка, материальное положение семьи;
2. Физиологические причины – частые болезни, болезни нервной системы, общая слабость здоровья и т.д.
3. Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребёнка, недостатки в развитии мотивации обучения.
4. Нежелание учиться.
На устранение причин, которые влияют на неуспеваемость учащихся, должны быть направлены усилия всех учителей-предметников. Надо помнить, что отстающий ученик испытывает больше трудности в работе, чем успевающий, поэтому с таким ребёнком уместна индивидуальная работа, его задания должны быть меньше по объёму. Со стороны учителя таким ученикам требуется постоянный контроль.
Организуя индивидуальную работу учеников, нужно вызвать у него интерес к знаниям, вселить веру в свои силы. Надо помнить, что желание учиться формируется в процессе успешной работы над заданием, поэтому важно организовать работу так, чтобы ребёнок чувствовал своё продвижение вперёд. Любая похвала со стороны учителя окрыляет ребёнка, повышает интерес к знаниям, а это обеспечит ему усвоение материала. Индивидуальные задания неуспевающим- залог усвоения программного материала, такие работы необходимо проводить ежедневно, иначе нетрудно растерять знания и умения, приобретённые ранее. Можно проводить и групповые занятия.
Из своего опыта знаю, что групповые занятия лучше проводить с небольшим количеством учащихся, в основном с теми, которые пропустили занятия по какой-либо причине.
Опрос слабоуспевающих детей обычно провожу в письменной форме. Во время подготовки ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Это даёт возможность ребёнку лучше сосредоточиться, а если он ответил неверно, то остальные не будут знать об этом. Оставив ребёнка после урока, разбираем допущенные им ошибки, подсказываю, на что нужно обратить внимание.
У всех учащихся в классе есть особая тетрадь, куда записываем все изученные орфограммы. Слабым учащимся можно разрешить воспользоваться этой подсказкой во время проверочной работы. Это развивает ещё и орфографическую зоркость.
В работе с неуспевающими оправдывает себя и работа в парах. Такая работа вселяет ребятам уверенность в свои силы, они чувствуют ответственность к порученному делу, более тщательнее готовятся к урокам.
Перед написанием диктанта разбираем в классе «трудные» слова и орфограммы, можно дать эти слова на дом для запоминания.
На уроках часто использую следующий метод: «найди и исправь ошибку». Ребята получают карточки с неправильно написанными словами и предложениями. Они должны не только найти ошибки, но исправить и доказать свою правоту, т.е.рассказать правило.
Часто привлекаю к работе с неуспевающими более сильных ребят. Это так называемые «консультанты» Они подсаживаются к слабым после объяснения нового материала и помогают им. «Консультанта» может позвать любой ученик, если у него возникли трудности в выполнении задания.
Особое внимание следует уделить объяснению домашнего задания. С такими учениками разбираю задание досконально: какое правило использовать, где его найти, как применить его в ходе выполнения домашнего задания.
Стараюсь использовать в своей работе и современные технологии- проектно-исследовательскую деятельность.
Такая работа заставляет ребёнка работать не только с книгой, но и привлекать к работе родителей. Совместные занятия приносят свои плоды.
Хороших результатов в работе с отстающими можно добиться только в тандеме с родителями. С ними необходимо поддерживать постоянный контакт. Только совместными усилиями мы справимся с неуспеваемостью.
Для родителей неуспевающих составлены некоторые советы:
- постараться избегать отрицательных оценок при неудачах;
-не сравнивать с другими детьми;
-радоваться с ним его маленьким победам;
-научить ребенка работать с книгой;
- дарить детям книги;
-читать книги вместе с ребенком, обсуждать с ним прочитанное;
-пусть ребёнок чаще видит читающих родителей.
Книга расширяет словарный запас, а это значительно облегчает поиск проверочных слов и при выполнении творческих работ. Читающие ученики более успешны. Об этом надо помнить и детям и их родителям.
Используемая литература:
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. Альфа. 2003
Бардин К.В. Педагогика. Чтобы ребёнок успешно учился М., 1998
Божович Л.И. Отношение школьника к учению как психологическая проблема М АПП РСФСР 1995
Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога
Знание2002
Гельмонт А.М. Психология О причинах неуспеваемости и путях их преодоления
М.Просвещение,2004
Магомедов К. Работа Со слабоуспевающими детьми. Дагучпедгиз,2008
Менчинская Н.И. Как предупредить неуспеваемость у школьник