Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Работа с отстающими учениками на уроках русского языка

(из опыта работы)
 Кравцова Тамара Михайловна
   Ни для кого не секрет, что отстающие ученики есть в каждом классе.  Эта проблема всегда волновала педагогов. Как сделать так, чтобы все дети успевали на уроках русского языка. Прежде всего надо выяснить, почему ребёнок не успевает.
Есть несколько причин отставания в обучении. Современные психологи выделяют следующие:
1. Социальные причины -  неблагополучная семья, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка, материальное положение семьи;
2.  Физиологические причины – частые болезни, болезни нервной системы, общая слабость  здоровья  и  т.д.
3. Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребёнка, недостатки в развитии мотивации обучения.
4. Нежелание учиться.
   На устранение причин, которые  влияют на неуспеваемость учащихся,  должны быть направлены усилия всех учителей-предметников. Надо помнить, что отстающий ученик испытывает больше трудности в работе, чем успевающий, поэтому с таким ребёнком уместна индивидуальная работа, его задания должны быть меньше по объёму. Со стороны учителя  таким ученикам требуется постоянный контроль.
   Организуя индивидуальную работу учеников, нужно вызвать у него интерес к знаниям, вселить веру в свои силы. Надо помнить, что желание учиться формируется в процессе успешной работы над заданием, поэтому важно организовать работу так, чтобы ребёнок чувствовал своё продвижение вперёд. Любая похвала со стороны учителя окрыляет ребёнка, повышает интерес к знаниям, а это обеспечит ему усвоение материала.         Индивидуальные задания неуспевающим- залог усвоения программного материала, такие  работы необходимо проводить ежедневно, иначе нетрудно растерять знания и умения, приобретённые ранее. Можно проводить и групповые занятия.
   Из своего опыта знаю, что групповые занятия лучше проводить с небольшим количеством учащихся, в основном с теми, которые пропустили занятия по какой-либо причине.
    Опрос слабоуспевающих детей обычно провожу в письменной форме. Во время подготовки ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Это даёт возможность ребёнку лучше сосредоточиться, а если он ответил неверно, то остальные не будут знать об этом. Оставив ребёнка после урока, разбираем  допущенные им ошибки, подсказываю, на что нужно обратить внимание.
   У всех учащихся в классе есть особая тетрадь, куда записываем все изученные орфограммы. Слабым учащимся можно разрешить воспользоваться этой подсказкой во время проверочной работы. Это развивает ещё и орфографическую зоркость.
  В работе с неуспевающими оправдывает себя и работа в парах. Такая работа вселяет ребятам уверенность в свои силы, они чувствуют ответственность к порученному делу, более тщательнее готовятся к урокам.
Перед написанием диктанта разбираем в классе «трудные» слова и орфограммы, можно дать  эти слова на дом для запоминания.
    На уроках часто использую следующий метод: «найди и исправь ошибку». Ребята получают карточки с неправильно написанными словами и предложениями. Они должны не только найти ошибки, но исправить и доказать свою правоту, т.е.рассказать правило.
   Часто привлекаю к работе с неуспевающими более сильных ребят. Это так называемые «консультанты» Они подсаживаются к слабым после объяснения нового материала и помогают им. «Консультанта» может позвать любой ученик, если у него возникли трудности в выполнении задания.
  Особое внимание следует уделить объяснению домашнего задания. С такими учениками разбираю задание досконально: какое правило использовать, где его найти, как применить его в ходе выполнения домашнего задания.
  Стараюсь использовать в своей работе и современные технологии- проектно-исследовательскую деятельность.
Такая работа заставляет ребёнка работать не только с книгой, но и привлекать к работе родителей. Совместные занятия приносят свои плоды.
  Хороших результатов в работе с отстающими можно добиться только в тандеме с родителями. С ними необходимо поддерживать постоянный контакт. Только совместными усилиями мы справимся с неуспеваемостью.
Для  родителей неуспевающих  составлены некоторые  советы:
- постараться избегать отрицательных оценок при неудачах;
-не сравнивать с другими детьми;
-радоваться с ним его маленьким победам;
-научить ребенка работать с книгой;
- дарить детям книги;
-читать книги вместе с ребенком, обсуждать с ним прочитанное;
-пусть ребёнок чаще видит читающих родителей.
Книга расширяет словарный запас, а это значительно облегчает поиск проверочных слов и при выполнении  творческих работ. Читающие ученики более успешны. Об этом надо помнить и детям и их родителям. 
           Используемая литература:
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. Альфа. 2003
Бардин К.В. Педагогика. Чтобы ребёнок  успешно учился  М., 1998
Божович Л.И. Отношение школьника к учению как психологическая проблема М АПП РСФСР 1995
 Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога
Знание2002
Гельмонт А.М. Психология О причинах неуспеваемости и путях их преодоления
М.Просвещение,2004
Магомедов К. Работа Со слабоуспевающими детьми. Дагучпедгиз,2008
Менчинская Н.И. Как предупредить неуспеваемость у школьник

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»