Технологическая карта урока русского языка
Обстоятельство
Нестеренко Наталья Михайловна
Предмет: Русский языкКласс: 5В
Дата проведения: 26.01.2018
Цели: образовательные: сформировать умение находить обстоятельства в предложении, выделять их графически, определять разряд;
Развивающие: развивать интерес к деятельности на уроке, учить сравнивать и обобщать изучаемые понятия, формировать умение преодолевать трудности в учении;
Воспитательные: создать условия для формирования умения находить обстоятельства в предложениях
Место урока в системе уроков данного раздела: первый
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные:
- дают определение обстоятельств, определяют их виды, графически их обозначают;
- отличают обстоятельства от других членов предложения;
-совершенствуют текст;
Метапредметные результаты:
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, совершенствуют речь.
Регулятивные: совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты (определяют тему и цель урока);
Познавательные: преобразуют лингвистический текст в таблицу, составляют устное высказывание по предложенной теме, делают выводы на основе анализа текста, подтверждают вывод собственной аргументацией.
Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); договариваются друг с другом; принимают позицию собеседника, отстаивают свою точку зрения.
Образовательные ресурсы:
Учебник «Русский язык. 5 класс». Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова.
Оборудование урока: Проектор, справочники, тексты
Формы и методы обучения:
- фронтальная, индивидуальная работа в парах сменного состава; словесный, наглядный, практический.
- стратегия смыслового чтения «Работа с деформированным текстом»
Основные понятия: обстоятельство
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Проверка готовности обучающихся к уроку. - Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия. - Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку? «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н. Толстой. (Ответы учащихся) Слайд № 1 * Ребята, в течение урока вы будете оценивать свою деятельность по следующему алгоритму Слайд № 2 |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Воспринимают на слух информацию, обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге.
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
||||||
2. Актуализация опыта учащихся и пробное учебное действие 3. Выяснение места и причины затруднения 4. Изучение новых знаний и способов деятельности 5. Первичная проверка понимания изученного 6. Создание проблемной ситуации. 7. Закрепление изученного. 8. Подведение итогов. 9. Рефлексия. 10. Домашнее задание. |
- Ребята, Какие члены предложения вы знаете? (- Главные и второстепенные) Синтаксическая разминка - Запишите число. Классная работа. - Спишите предложения и найдите в них главные члены предложения. Графический комментарий 1. Кустик прекрасен. 2. Листики держаться у самой земли. 3. Три стебля растут прямо вверх. Слайд № 3 - Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) - Что вы знаете о ВЧП? ( ВЧП распространяют главные члены предложения) - Какие виды ВЧП вы знаете? (дополнение, определение, обстоятельство) - Расскажите о дополнении - Расскажите об определении План рассказа 1. Член предложения 2. Что обозначает 3. Вопросы 4. Часть речи (чем выражен) 5. Обозначение на письме Слайд № 4 - Вы называли ещё один ВЧП. - Что это? (обстоятельство) - Расскажите об обстоятельстве (Ответы учащихся) - Мы можем ответить на все вопросы по алгоритму? (Нет). - Почему? (Не изучали) - Тогда сформулируйте тему урока - Обстоятельство Слайд № 5 - Какие цели поставим перед собой? - Чего мы не знаем? Цели: 1. Уточнить, что такое обстоятельство 2. На какие вопросы отвечает обстоятельство. 3. Виды обстоятельств 4. Узнать, чем выражено обстоятельство в предложении. Слайд № 6 - Где можем получить информацию ? (Учебник) - Расскажите, что у вас получилось. 1. Это ВЧП, который обозначает, как, когда, где совершается действие; 2. Отвечает на вопросы: где? куда? откуда? (обстоятельство места); как? каким образом? (обстоятельство образа действия); когда? как долго ( обстоятельство времени); 3. Обстоятельства обычно выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах И гром вдали гремит раскатом. Относятся к сказуемому 4. На письме обозначаются ._,_, - Какие виды обстоятельств по ? можем выделить? Обстоятельства времени Обстоятельства места Обстоятельства образа действия Учениками на доске составляется кластер Практическая работа Тренировочные предложения. Читаю. 1.Высоко в небе невидимый самолет чертил белые полосы. 2.Утром я иду в лес. 3. Боксёр молниеносно ответил на удар. 4. Я пропустил много уроков из-за болезни. 5. Дубровский пришёл проститься с Машей. Слайд № 7 - Как вы думаете, какие задания я могу вам предложить к этому тексту? Спишите предложения и найдите в них обстоятельства, определив их вид. 1. В небе ( о. места) 2. Утром (о. времени) 3. Молниеносно (о. образа действия) 4. Из-за болезни ( о. причины) 5. Проститься (о. цели) (Ответы ребят) - Ребята, возникли у вас затруднения в определении вида обстоятельств? (Да. ) - Почему? (Не подходят вопросы) - Давайте попробуем поставить другие вопросы. - Какие подходят? ( Почему? Из-за чего? Зачем? С какой целью? Возвращаемся в справочники. - Добавьте ещё2 вида обстоятельств в кластер. - Давайте составим алгоритм нахождения обстоятельства в предложении. Алгоритм
Предлагаю записать предложения Летом я поехал к бабушке отдыхать. - Ищем грам. основу. Я поехал Поехал (когда?) летом (о. времени) Поехал (к кому? ) к бабушке (косвенный ? значит – это дополнение) Поехал ( с какой целью?) отдыхать (о. цели) - Как отличить дополнение от обстоятельства? Запишем ещё одно предложение У неё в деревне я встречусь с моими друзьями. - Находим грам. основу; - Находим обстоятельство Я встречусь ( где? или в чём? ) Встречусь ( с кем?) с друзьями - С какой сложностью мы будем сталкиваться находя дополнение и обстоятельство? (Правильно задать вопрос к ВЧП) Важно помнить, что обозначают эти ВЧП Дополнение – обозначает лицо или предмет, на который направлено действие, а обстоятельство обозначает действие когда оно совершается, где, с какой целью, каким образом, почему - Запишите предложение Мы пойдём на речку загорать и ловить удочками рыбу. Мы пойдём Пойдём (на что? или куда?) на речку (место). Это не предмет и не лицо. Пойдём ( с какой целью?) загорать и ловить (цели) Ловить ( как? или чем?) - Чем? Это предмет. - Какие были цели на уроке? ( Познакомиться с обстоятельством, узнать его виды, узнать вопросы, чем выражено) - Достигли ли мы поставленных целей? - Опишите ваше состояние на уроке? Упр. № 465 или 467. Подготовить рассказ об обстоятельстве. |
Работают в тетрадях. Записывают Двадцать шестое января. Классная работа. Списывают предложения. Графически оформляют. Комментируют. Находят главные члены предложения. Отвечают. Оценивают себя Отвечают на вопросы учителя по плану. Оценка товарищей, исходя из плана рассказа (по пятибалльной системе) Ребята формулируют тему урока. Запись темы в тетрадь Учащиеся пытаются сформулировать цель работы. Работа с учебником стр. 167 Заполняют таблицу в справочниках по алгоритму Индивидуальная, групповая Ученик рассказывает по плану Оценка товарищей, исходя из плана рассказа (по пятибалльной системе) Повторяют ещё раз Ребята читают предложения. Внимательно слушают задание. Предполагают возможные задания (Выделить главные члены предложения. - Найти обстоятельства - Определить их вид Находят и определяют вид обстоятельств. Пользуются справочным материалом. Работают по карточке в тетради. Сообщают о трудностях. Пытаются найти ответ. Вписывают новую информацию в справочник. Ученик у доски добавляет виды обстоятельств. Ребята составляют алгоритм. Ребята записывают предложение. Делают графический комментарий Ответы учеников.( По вопросу) Оценивают себя. Ребята, рассуждая, дают ответ. Оценивают себя Учащиеся подводят итог урока. Ответы учащихся. Учащиеся себя оценивают. |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). Коммуникативные (умение работать в парах) Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |