Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебный диалог на уроках словесности

Шкенева Татьяна Владимировна
 
Учитель должен быть не энциклопедическим словарем, а Сократом
П.Блонский
Прочитав эпиграф, Вы подумаете: «Почему Сократом?» Может быть потому, что имя это давно уже стало синонимом (и символом!) Диалога: диалога общения и диалога познания?
Выбор речевых форм общения с учениками во многом индивидуален, личностен, но особая значимость диалогических форм в процессе обучения предопределена самим характером мыслительно-речевой деятельности обучающегося:
«Мышление... почти       всегда многомерно, полифонично,
предполагает «правильные» ходы отвлечения, утверждения и опровержения. Лишь в условиях многомерного диалога оно выступает в своем развитом виде, включающем и постановку проблем, и поиск решения, и выражение несогласия с найденным решением, и необходимость доказательства уже обнаруженных решений», - утверждают психологи.
Ориентация на диалогические формы познания особенно важна на уроках предметов гуманитарного цикла и прежде всего уроков словесности.

Постижение законов языка, знакомство с шедеврами литературы, познание мира через литературу на уроках словесности порождают у школьника особую потребность выразить свои мысли и чувства в адекватной речевой форме. Развитие речи учащихся всегда было важнейшей дидактической задачей любого из уроков русского языка и литературы, не говоря уже о специальных уроках развития речи.
Освоение эвристического метода древнегреческого философа обогащает педагогику сотрудничества: выстраивая диалог с учениками, Сократ все время выражал искреннюю заинтересованность, поощрял и поддерживал собеседников, провоцировал и незаметно вел - через вопросы и ответы - к рождению истины. Сократовский диалог помогает вызвать критическое отношение к догматическим формам познания и ведет к активному поиску, а значит - и к радости самостоятельного обретения нового знания.
Такое общение - диалог равных партнёров. Естественно, что равенство это условно: социальные роли партнеров асимметричны, учитель всегда будет коммуникативным лидером. Важно сохранить эмоциональный климат равенства, признав право ученика задавать вопросы, высказывать сомнение в однозначности понимания изучаемого явления, его свойств и право защищать свою точку зрения.
Важно сохранить личностное восприятие учебного материала и помочь школьнику найти речевые средства выражения мысли. Психологи утверждают, что дети мыслят более активно и свободно, чем говорят. Они могут фантазировать, предполагать, но выстраивая своё высказывание, боятся отойти от привычных представлений: повторить, воспроизвести прочитанное или услышанное всегда проще, «безопаснее». Чем раньше будет разрушен этот стереотип - тем скорее и активнее пойдет развитие самостоятельного мышления и речи ученика.
Целенаправленный учебный диалог - вот путь движения к собственным открытиям, к постижению сущности изучаемого явления. В науке это явление давно изучено и описано, но пусть ученик сделает, попытается сделать это «открытие» сам. Согласитесь, что трудно найти лучший способ активизации познавательной деятельности и «учение с увлечением».
В учебном диалоге речевое действие учителя определяется постановкой вопросов и тактичной коррекцией ответов, а действия учеников - поисками и самостоятельной формулировкой ответов, возможными встречными вопросами.
Учебный диалог используется мною на уроках словесности как:
  • диалогическая форма общения при анализе художественного произведения на уроках литературы;
  • анализ кратких занимательных рассказов на уроках русского языка;
  • освоение предметных знаний и формирование речевых умений в процессе учебной игры;
  • сочинение лингвистических сказок;
  • групповая игра в журналистов, деловых людей, изобретателей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»