тельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Планируемые результаты
|
УУД
|
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
(2 мин)
|
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно (СЛАЙД 1)
Запись даты. Строчка для темы.
|
Подготовка класса к работе.
|
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
(3 мин)
|
Организует повторение знаний, закрепление умений. СЛАЙД 2 -6
1)Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:
1.Читает, решает, пробежал, едет.
2.Строила, стелила, мыли, шила.
3.Знаю, веселишь, лепишь, носишь.
БД2) Индивидуально.Разбор предложения.
Мы прот..нули верёвочки вдоль ракеты, и жестянки пр..били к хвостовому оперению, и подкрасили длинные полосы.
Доп.:указать прямые и косвенные дополнения.
|
Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью повторения морф. признаков глагола.
|
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
|
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
(4 мин)
|
Создает проблемную ситуацию
Приём «Ключевые слова». СЛАЙД 7
Опираясь на ключевые слова, расскажите о глаголе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, ДЕЙСТВИЕ, ВОПРОС; СПРЯЖЕНИЕ, ВОЗВРАТНОСТЬ-НЕВОЗВРАТНОСТЬ, ПЕРЕХОДНОСТЬ-НЕПЕРЕХОДНОСТЬ; ВРЕМЯ, РОД, ЧИСЛО, СКАЗУЕМОЕ.
- Какие слова вы не смогли использовать? Почему?
- Сформулируйте тему урока (ЗАПИСАТЬ в тетрадь)СЛАЙД 8 На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? Чему учиться?Слайд 9
|
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
|
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результваты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)
|
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности.
(4мин)
|
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации (РЛ) СЛАЙД 10
Проводим понаблюдение над материалом -
Выучить стихотворение, построить дом,
пройти путь
встретить их
|
смотреть на улицу
задуматься о жизни
переехать через перекрёсток
верить другу
|
решить задачу
построить дом
перейти дорогу
|
-
Определите гл.слово в сл/соч., падеж зависимых слов. По каким критериям словосочетания распределены по столбикам?
-
Какими членами предложения могут выступать зависимые слова в словосочетаниях? ( по вариантам)? какие глаголы требуют прямого дополнения? Какая связь между прямым дополнением и переходным глаголом? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике- стр.128 определение в рамке.
|
Составляют план достижения цели. Отвечают на поводящие вопросы.
На основе материала учебника
делают вывод (если при глаголе прямое дополнение, значит он переходный)
|
Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)
|
Открытие новых знаний
(10 мин)
|
1.Чтение определения в рамке.
2. Предлагает сформулировать вопросы к определению.
(-Какие слова являются ключевыми в тексте?
-Почему переходные и непереходные глаголы получили такое название?
Переходность- это постоянный или непостоянный признак?
-Так какие глаголы называются переходными?
-Глаголы какого столбца переходные? )Непереходные? Слайд 11 Подпишите столбцы
Какие переходные глаголы не представлены в этой записи? ВЕРНЁМСЯ К ВОПРОСУ: Какая связь между прямым дополнением и переходным глаголом?
-
Проведём эксперимент: СЛАЙД 12
К переходным глаголам первого столбика прибавим постфикс –СЯ(-СЬ).Как мы называем такие глаголы? Определите теперь, остались ли они переходными? Почему? Сделайте вывод, как переходность глагола связана с категорией возвратности?(Все возвратные глаголы непереходные)Слайд 13
4.Направляет работу по коллективной разработке алгоритма.Слайд14-15 (ключевые слова : возвратные глаголы, предлог, В.п., Р.п.- отрицание )
–А зачем нам нужен алгоритм?
|
Работают с учебником, задают и отвечают на вопросы, устанавливают связь между понятиями «прямое дополнение» и «переходный глагол».
Проводят лингвистический эксперимент, делают самостоятельный вывод (Все возвратные глаголы непереходные)
Используя заготовку в РЛ, составляют алгоритм.
|
|
Первичное закрепление
Цель этапа: освоение учащимися алгоритма определения переходности глаголов.
(10 мин)
|
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
-
Работа в тетради и на доске.
Записывают словосочетания, определяют, переходные они или непереходные. Подчеркивают вставленные буквы.
Др мать на д..ване , приве…ти дрова, н..деть кофту, уча..ствовать в соревновании, пол..жить к..рандаш, поймать птицу, зав..нуть от холода, присутствовать на лекции, чу..ствовать вину.
2.Диктант «Аплодисменты» Слайд 16
Определяют, какой глагол использован в данном предложении. Буквы П и Н(переходный глагол встречаем аплодисментами).
1Сидел я за столом в комнате.2 Трещат кузнечики в тихом вечернем воздухе. 3. Синичка принимает снежинки за мошкару. 4. Тишину нарушает лишь звонкая трель жаворонка. 5. За морем заря сливается с синею далью. 6. Фее платье подвенечное дал колокольчик полевой.
|
1.Учатся рассуждать по алгоритму, 2.Проводят взаимопроверку: работают в паре, подбирают существительное, определяют падеж, переходность.
|
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
(10 мин)
|
1.Предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Составить словосочетания: гл.+ дополнение, определяем переходность глаголов. (проговариваем алгоритм)
1В. Принести, проспать, научиться, побежать, не купить, заблудиться,
2В. Не писать, срубить, не нарубить, поглядеть, скакать, умыться.
-
Индивид. «Корректор». Открыть(п) тетрадь, помогать(п) товарищу, увидеть( н) сон, стоять(н) на тротуаре, руководить(н) коллективом, разговаривать(п) с другом, не чувствовать(п) усталости.
3. Тихий опрос(ученики задают вопросы и слушают ответы в парах)
Для 1 варианта.
-
Может ли возвратный глагол быть переходным?
-
Может ли переходный глагол быть связан с косвенным дополнением?
-
Глагол прийти переходный?
-
Переходность- это постоянный или непостоянный признак глагола?
-
Глагол нарисовать переходный?
Для 2 варианта
-
При морфологическом разборе глагола, в первую очередь, определяем возвратность- невозвратность или переходность- непереходность?
-
Глагол убедиться непереходный?
-
В каком случае переходный глагол имеет при себе прямое дополнение в Р.п.?
-
Глагол убежать переходный?
-
Какие глаголы называются переходными?
|
-
-
1.Выполняют задание,проводят самопроверку по эталону
-
Проводит коррекцию,аргументирует ответ
3.В парах отвечают на вопросы учителя по очереди (контроль по ответу сильного ученика), фиксируют правильные ответы в РЛ.
|
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
|
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
(3 мин)
|
Организует рефлексию,
-
Какую цель ставили?
-
Удалось достичь поставленной цели?
-
Где можно применить новые знания?
-
Называют ключевые слова темы.
организует самооценку результатов уч-ся
Д/з предлагает 3-уровневое.
|
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
-
Какую цель ставили?
-
Удалось достичь поставленной цели?
-
Каким способом?
-
Какие получили результаты?
-
Что вызвало особые затруднения?
-
Где можно применить новые знания?
-
Называют ключевые слова темы.
|
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
|