Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока для 10 класса

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Средства связи в сложных предложениях

Лагуткина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
 
Аннотация
В методической разработке урока «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях»  раскрыта методика проведения урока-конференции по теме «Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них».  На уроке ребята при помощи интерактивной доски проведут заседание Ученого совета, обсудят актуальные проблемы русского языка в рамках предложенной темы, освежат свои знания по теме, полученные в 9 классе, актуализируют их, получат возможность научиться выполнять задания в формате ЕГЭ по данной теме. В предложенном уроке применены активные формы обучения: научная конференция, элементы диспута, разбор проблемных ситуаций, практическая  индивидуальная деятельность и работа в парах.
Данные методы дают учащимся возможность принять активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями с одноклассниками, представлять и отстаивать свою точку зрения на проблему, поднятую на уроке.
Кроме того, подобные  методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, в интересной и живой форме получить и углубить знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении», повысить интерес к изучаемому материалу. Урок с использованием разных форм и методов обучения помогает учащимся 10 класса  лучше усвоить базовые знания по русскому языку, систематизирует информацию,  полученную в средней школе, значительно повышает результаты обучения по предмету «Русский язык».
В данной методической разработке большое внимание уделяется актуализации  опорных знаний, так как именно актуализация мотивирует учащихся на освоение и применение  полученных знаний  в жизни.
Вниманию педагогов представлен полностью готовый к использованию конспект урока русского языка для 10 класса «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях», а также материал, использованный на уроке, домашнее задание к следующему уроку (смотреть в Приложении).
 
 
КОНСПЕКТ УРОКА
«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
 
Дата урока: ___________
Тема урока: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства                                 связи в сложных предложениях»
Класс: 10
Место урока в системе уроков:   текущий
Цели урока:
  1. Освежить знания учащихся о сложносочиненном предложении
  2. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненных            предложениях
  3. Создать учащимся комфортные условия для получения навыка выполнения заданий ЕГЭ
Задачи:
  • предложить учащимся повторить то, что им известно о сложносочиненных                     предложениях
  • дать возможность учащимся высказаться публично на основе знаний ими материала
  • совершенствовать навыки коммуникативной, речевой и познавательной деятельности учащихся
  • воспитывать уважение друг к другу, умение слышать друг друга.
 
Тип урока: урок – повторение материала, изученного в 9 классе
Форма урока: урок-конференция
Методы урока: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемные, поисковые.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуально-групповая, индивидуальная
Возрастная категория: 10 класс
 УМК:
  1. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. Литература»  Русский язык. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2016
  2. В.Ф.Греков, С.Е.Крюков., Л.А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы. Москва, «Просвещение», 2013 (используется в качестве дополнительного пособия).
 
Средства наглядности: сигнальные карточки, раздаточный материал (тексты, задания), компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Технологии:
  • элементы технологии личностно-ориентированного обучения
  • элементы игровой технологии
  • технология сотрудничества
  • ИКТ-технология
  • репродуктивные
  • технология саморазвивающего обучения
  • технология обратной связи
 
Ход урока:
 
I. Организационный момент:
- включение в деловой ритм;
- проверка готовности к работе (комплекты учебных  принадлежностей)
II. Приветствие:
Приветствие учителем присутствующих и сообщение о цели сегодняшнего мероприятия
III. Мотивация учащихся.
Сообщается учащимся, зачем  им нужен сегодняшний материал урока.
  • Расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении
  • Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненных            предложениях
  • Создать учащимся комфортные условия для получения навыка выполнения задания ЕГЭ
IV. Сообщение темы урока:
 Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим урок-конференцию на тему: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях».  У вас всех было опережающее разноуровневое  домашнее задание: кто-то из вас готовил выступления к нашей конференции, а кто-то просто анализировал предложенные учителем предложения.  Проверку вашей подготовки к уроку мы проведем в ходе урока. Позвольте напомнить вам правила проведения урока-конференции.
Конференция – это совещание, на котором обсуждаются важные вопросы, принимаются решения. Поэтому обратим внимание на временные рамки. Каждый выступающий имеет 2-3 минуты времени для представления своего домашнего задания. По окончании выступления по просьбе учителя, используя сигнальные карточки, вы все оцените работу каждого выступающего и зададите ему возникшие у вас вопросы.
Итак, мы начинаем  нашу конференцию:
 
(Использование презентации)
V. Объяснение нового материала.
Итак, мы начинаем  нашу конференцию:
  1. Выступающий № 1. «Теоретические знания о системе сложных предложений»
Оценка учащимися сообщения выступающего № 1 при помощи сигнальных карточек
Вопросы учащихся к выступающему № 1.
  1. Выступающий № 2. «Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиненных предложений»
Оценка учащимися сообщения выступающего № 2 при помощи сигнальных карточек
Вопросы учащихся к выступающему № 2.
  1. Выступающий № 3. «История возникновения термина «сложносочиненные предложения»
Оценка учащимися сообщения выступающего №3 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №3
  1. Выступающий № 4. «Средства связи в сложносочиненных предложениях»
Оценка учащимися сообщения выступающего №4 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №4.
  1. Выступающий № 5. «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях»
Оценка учащимися сообщения выступающего №5 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №5
VI. Закрепление изученного материала:
(использование раздаточного материала и интерактивной доски)
На доске предложения, а учащиеся работают на раздаточном материале.
Приложение № 1. (Задание № 1. Работа с предложениями)
Приложение №2 (Задание № 2. Работа с текстом)
VII. Систематизация знаний.
Приложение №3.  Задание №3. (Работа с предложениями на материале ОГЭ)
VIII. Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя о пройденном материале
  1. Что мы сегодня повторили?
  2. Что мы сегодня изучили нового?
  3. Задания какого типа мы научились выполнять?
  4. Чем занимались на уроке?
  5.  Со всеми ли заданиями вы легко справились?
  6.  Какие задания вызвали у вас трудности при выполнении?
IX. Рефлексия.
Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Сейчас я прошу вас оценить вашу работу на уроке при помощи комплекта сигнальных карточек и устного ответа.
- «Я молодец, работал отлично, все понял, все усвоил» - КРАСНАЯ карточка
- «Я очень хорошо работал, все понял, все усвоил» - СИНЯЯ карточка
- «Я удовлетворительно работал, что-то понял и что-то усвоил» - ЗЕЛЕНАЯ карточка
- «Мне надо больше стараться» - ЖЕЛТАЯ карточка
X. Домашнее задание:
  • На карточке с домашним заданием вы видите задание трех уровней.
  • Выберите то, что вы считаете для вас наиболее подходящим, напоминаю, что самый высокий уровень, это уровень №3.
Приложение № 1
Задание № 1. Работа с предложениями:
  • Подчеркнуть грамматическую основу предложений
  • Указать скобками границу предложений
  • Расставить знаки препинания и объяснить их постановку.
  • Найти сложносочиненные предложения
 
  1. Было уже часов десять,  и над садом светила полная луна. (А.П.Чехов)
  2. В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А.П.Чехов)
  3. Старший брат долго не брал меня с собой, а мне хотелось хотя бы одним глазком посмотреть на его тренировки. (Ю.Трифонов)
  4. То ли врачи ошиблись, то ли рана сама собой заросла (Ю.Трифонов)
  5. Челкаш, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе. (М.Горький)
  6.  
Задание № 2. Работа с текстом:
  • Подчеркнуть грамматические основы сложносочиненных предложений
  • Скобками указать границы сложных предложений
  • Ответить на вопрос : «Что такое мезонин?»
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени… Было тихо, темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой цвет и переливал радугой в сетях паука. Прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. … Я прошел мимо белого дома с террасой с мезонином, и передо мной неожиданно развернулся вид на барский двор и широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого. (По А.П.Чехову)
Мезонин – надстройка над средней частью небольшого жилого дома.
 
Приложение №3
Задание №3. Работа с предложениями на материале ЕГЭ:
Мы с вами учимся выполнять задания в формате ЕГЭ, поэтому изученный сегодня материал мы потренируем на самых настоящих экзаменационных заданиях.. Задание звучит так:
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные сочинительной/подчинительной  связью.
Что мы должны сделать, чтобы правильно выполнить это задание?
Ответ должен состоять из набора цифр (от меньшего к большему):
  • Подчеркнуть грамматические основы предложений прямо в экзаменационных материалах
  • Найти границы простых предложений в составе сложных.
  • Определить по структуре предложения и наличию сочинительных союзов, присутствие сочинительной связи между частями сложного предложения
Материал задания:
  1. Сделав последнее усилие, (1) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь,(2) когда дело сделано,(3) силы  быстро оставляют его, (4) и он падает в обморок.
  2. Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись, (3) сказала:
- Каждый день придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно…
- А она ничего не придумывает, (5) а только скучает, (6) – сказал первый мальчик
  1. Берешь ящичек, (1) проводишь по нему палочкой, (2)  и вдруг ящичек начинает петь, (3) и душа начинает трепетать от глубоких чувств. Если захочешь, (4) он поет тоненько-тоненько и так жалобно, (5) что самой плакать хочется.
  2. Поесть не очень стыдно, (1) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженное! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет, (2) он будет с ней дружить, (3) а подачек ему не надо.
  3. Много историй и сказок знал дед, (1) но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. Казалось, (2) смежив глаза, (3) представлял он себя молодым, (4) чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, (5) или летел он на коне в атаку. Тогда он вскакивал и показывал, (6) как рубали австрияков.
- Шашки вон! – командовал старик, (7) тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метелки жирной лебеды.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
 НА ТЕМУ «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
(10  КЛАСС)
Лагуткина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
 
Аннотация
В методической разработке урока «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях»  раскрыта методика проведения урока-конференции по теме «Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них».  На уроке ребята при помощи интерактивной доски проведут заседание Ученого совета, обсудят актуальные проблемы русского языка в рамках предложенной темы, освежат свои знания по теме, полученные в 9 классе, актуализируют их, получат возможность научиться выполнять задания в формате ЕГЭ по данной теме. В предложенном уроке применены активные формы обучения: научная конференция, элементы диспута, разбор проблемных ситуаций, практическая  индивидуальная деятельность и работа в парах.
Данные методы дают учащимся возможность принять активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями с одноклассниками, представлять и отстаивать свою точку зрения на проблему, поднятую на уроке.
Кроме того, подобные  методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, в интересной и живой форме получить и углубить знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении», повысить интерес к изучаемому материалу. Урок с использованием разных форм и методов обучения помогает учащимся 10 класса  лучше усвоить базовые знания по русскому языку, систематизирует информацию,  полученную в средней школе, значительно повышает результаты обучения по предмету «Русский язык».
В данной методической разработке большое внимание уделяется актуализации  опорных знаний, так как именно актуализация мотивирует учащихся на освоение и применение  полученных знаний  в жизни.
Вниманию педагогов представлен полностью готовый к использованию конспект урока русского языка для 10 класса «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях», а также материал, использованный на уроке, домашнее задание к следующему уроку (смотреть в Приложении).
 
 
КОНСПЕКТ УРОКА
«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
 
Дата урока: ___________
Тема урока: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства                                 связи в сложных предложениях»
Класс: 10
Место урока в системе уроков:   текущий
Цели урока:
  1. Освежить знания учащихся о сложносочиненном предложении
  2. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненных            предложениях
  3. Создать учащимся комфортные условия для получения навыка выполнения заданий ЕГЭ
Задачи:
  • предложить учащимся повторить то, что им известно о сложносочиненных                     предложениях
  • дать возможность учащимся высказаться публично на основе знаний ими материала
  • совершенствовать навыки коммуникативной, речевой и познавательной деятельности учащихся
  • воспитывать уважение друг к другу, умение слышать друг друга.
 
Тип урока: урок – повторение материала, изученного в 9 классе
Форма урока: урок-конференция
Методы урока: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемные, поисковые.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуально-групповая, индивидуальная
Возрастная категория: 10 класс
 УМК:
  1. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. Литература»  Русский язык. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2016
  2. В.Ф.Греков, С.Е.Крюков., Л.А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы. Москва, «Просвещение», 2013 (используется в качестве дополнительного пособия).
 
Средства наглядности: сигнальные карточки, раздаточный материал (тексты, задания), компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Технологии:
  • элементы технологии личностно-ориентированного обучения
  • элементы игровой технологии
  • технология сотрудничества
  • ИКТ-технология
  • репродуктивные
  • технология саморазвивающего обучения
  • технология обратной связи
 
Ход урока:
 
I. Организационный момент:
- включение в деловой ритм;
- проверка готовности к работе (комплекты учебных  принадлежностей)
II. Приветствие:
Приветствие учителем присутствующих и сообщение о цели сегодняшнего мероприятия
III. Мотивация учащихся.
Сообщается учащимся, зачем  им нужен сегодняшний материал урока.
  • Расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении
  • Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненных            предложениях
  • Создать учащимся комфортные условия для получения навыка выполнения задания ЕГЭ
IV. Сообщение темы урока:
 Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим урок-конференцию на тему: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях».  У вас всех было опережающее разноуровневое  домашнее задание: кто-то из вас готовил выступления к нашей конференции, а кто-то просто анализировал предложенные учителем предложения.  Проверку вашей подготовки к уроку мы проведем в ходе урока. Позвольте напомнить вам правила проведения урока-конференции.
Конференция – это совещание, на котором обсуждаются важные вопросы, принимаются решения. Поэтому обратим внимание на временные рамки. Каждый выступающий имеет 2-3 минуты времени для представления своего домашнего задания. По окончании выступления по просьбе учителя, используя сигнальные карточки, вы все оцените работу каждого выступающего и зададите ему возникшие у вас вопросы.
Итак, мы начинаем  нашу конференцию:
 
(Использование презентации)
V. Объяснение нового материала.
Итак, мы начинаем  нашу конференцию:
  1. Выступающий № 1. «Теоретические знания о системе сложных предложений»
Оценка учащимися сообщения выступающего № 1 при помощи сигнальных карточек
Вопросы учащихся к выступающему № 1.
  1. Выступающий № 2. «Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиненных предложений»
Оценка учащимися сообщения выступающего № 2 при помощи сигнальных карточек
Вопросы учащихся к выступающему № 2.
  1. Выступающий № 3. «История возникновения термина «сложносочиненные предложения»
Оценка учащимися сообщения выступающего №3 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №3
  1. Выступающий № 4. «Средства связи в сложносочиненных предложениях»
Оценка учащимися сообщения выступающего №4 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №4.
  1. Выступающий № 5. «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях»
Оценка учащимися сообщения выступающего №5 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №5
VI. Закрепление изученного материала:
(использование раздаточного материала и интерактивной доски)
На доске предложения, а учащиеся работают на раздаточном материале.
Приложение № 1. (Задание № 1. Работа с предложениями)
Приложение №2 (Задание № 2. Работа с текстом)
VII. Систематизация знаний.
Приложение №3.  Задание №3. (Работа с предложениями на материале ОГЭ)
VIII. Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя о пройденном материале
  1. Что мы сегодня повторили?
  2. Что мы сегодня изучили нового?
  3. Задания какого типа мы научились выполнять?
  4. Чем занимались на уроке?
  5.  Со всеми ли заданиями вы легко справились?
  6.  Какие задания вызвали у вас трудности при выполнении?
IX. Рефлексия.
Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Сейчас я прошу вас оценить вашу работу на уроке при помощи комплекта сигнальных карточек и устного ответа.
- «Я молодец, работал отлично, все понял, все усвоил» - КРАСНАЯ карточка
- «Я очень хорошо работал, все понял, все усвоил» - СИНЯЯ карточка
- «Я удовлетворительно работал, что-то понял и что-то усвоил» - ЗЕЛЕНАЯ карточка
- «Мне надо больше стараться» - ЖЕЛТАЯ карточка
X. Домашнее задание:
  • На карточке с домашним заданием вы видите задание трех уровней.
  • Выберите то, что вы считаете для вас наиболее подходящим, напоминаю, что самый высокий уровень, это уровень №3.
Приложение № 1
Задание № 1. Работа с предложениями:
  • Подчеркнуть грамматическую основу предложений
  • Указать скобками границу предложений
  • Расставить знаки препинания и объяснить их постановку.
  • Найти сложносочиненные предложения
 
  1. Было уже часов десять,  и над садом светила полная луна. (А.П.Чехов)
  2. В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А.П.Чехов)
  3. Старший брат долго не брал меня с собой, а мне хотелось хотя бы одним глазком посмотреть на его тренировки. (Ю.Трифонов)
  4. То ли врачи ошиблись, то ли рана сама собой заросла (Ю.Трифонов)
  5. Челкаш, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе. (М.Горький)
  6.  
Задание № 2. Работа с текстом:
  • Подчеркнуть грамматические основы сложносочиненных предложений
  • Скобками указать границы сложных предложений
  • Ответить на вопрос : «Что такое мезонин?»
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени… Было тихо, темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой цвет и переливал радугой в сетях паука. Прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. … Я прошел мимо белого дома с террасой с мезонином, и передо мной неожиданно развернулся вид на барский двор и широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого. (По А.П.Чехову)
Мезонин – надстройка над средней частью небольшого жилого дома.
 
Приложение №3
Задание №3. Работа с предложениями на материале ЕГЭ:
Мы с вами учимся выполнять задания в формате ЕГЭ, поэтому изученный сегодня материал мы потренируем на самых настоящих экзаменационных заданиях.. Задание звучит так:
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные сочинительной/подчинительной  связью.
Что мы должны сделать, чтобы правильно выполнить это задание?
Ответ должен состоять из набора цифр (от меньшего к большему):
  • Подчеркнуть грамматические основы предложений прямо в экзаменационных материалах
  • Найти границы простых предложений в составе сложных.
  • Определить по структуре предложения и наличию сочинительных союзов, присутствие сочинительной связи между частями сложного предложения
Материал задания:
  1. Сделав последнее усилие, (1) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь,(2) когда дело сделано,(3) силы  быстро оставляют его, (4) и он падает в обморок.
  2. Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись, (3) сказала:
- Каждый день придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно…
- А она ничего не придумывает, (5) а только скучает, (6) – сказал первый мальчик
  1. Берешь ящичек, (1) проводишь по нему палочкой, (2)  и вдруг ящичек начинает петь, (3) и душа начинает трепетать от глубоких чувств. Если захочешь, (4) он поет тоненько-тоненько и так жалобно, (5) что самой плакать хочется.
  2. Поесть не очень стыдно, (1) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженное! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет, (2) он будет с ней дружить, (3) а подачек ему не надо.
  3. Много историй и сказок знал дед, (1) но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. Казалось, (2) смежив глаза, (3) представлял он себя молодым, (4) чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, (5) или летел он на коне в атаку. Тогда он вскакивал и показывал, (6) как рубали австрияков.
- Шашки вон! – командовал старик, (7) тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метелки жирной лебеды.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»