Методическая разработка урока для 10 класса
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Средства связи в сложных предложениях
Лагуткина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
Аннотация
В методической разработке урока «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях» раскрыта методика проведения урока-конференции по теме «Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них». На уроке ребята при помощи интерактивной доски проведут заседание Ученого совета, обсудят актуальные проблемы русского языка в рамках предложенной темы, освежат свои знания по теме, полученные в 9 классе, актуализируют их, получат возможность научиться выполнять задания в формате ЕГЭ по данной теме. В предложенном уроке применены активные формы обучения: научная конференция, элементы диспута, разбор проблемных ситуаций, практическая индивидуальная деятельность и работа в парах.
Данные методы дают учащимся возможность принять активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями с одноклассниками, представлять и отстаивать свою точку зрения на проблему, поднятую на уроке.
Кроме того, подобные методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, в интересной и живой форме получить и углубить знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении», повысить интерес к изучаемому материалу. Урок с использованием разных форм и методов обучения помогает учащимся 10 класса лучше усвоить базовые знания по русскому языку, систематизирует информацию, полученную в средней школе, значительно повышает результаты обучения по предмету «Русский язык».
В данной методической разработке большое внимание уделяется актуализации опорных знаний, так как именно актуализация мотивирует учащихся на освоение и применение полученных знаний в жизни.
Вниманию педагогов представлен полностью готовый к использованию конспект урока русского языка для 10 класса «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях», а также материал, использованный на уроке, домашнее задание к следующему уроку (смотреть в Приложении).
КОНСПЕКТ УРОКА
«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
Дата урока: ___________
Тема урока: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях»
Класс: 10
Место урока в системе уроков: текущий
Цели урока:
Данные методы дают учащимся возможность принять активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями с одноклассниками, представлять и отстаивать свою точку зрения на проблему, поднятую на уроке.
Кроме того, подобные методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, в интересной и живой форме получить и углубить знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении», повысить интерес к изучаемому материалу. Урок с использованием разных форм и методов обучения помогает учащимся 10 класса лучше усвоить базовые знания по русскому языку, систематизирует информацию, полученную в средней школе, значительно повышает результаты обучения по предмету «Русский язык».
В данной методической разработке большое внимание уделяется актуализации опорных знаний, так как именно актуализация мотивирует учащихся на освоение и применение полученных знаний в жизни.
Вниманию педагогов представлен полностью готовый к использованию конспект урока русского языка для 10 класса «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях», а также материал, использованный на уроке, домашнее задание к следующему уроку (смотреть в Приложении).
КОНСПЕКТ УРОКА
«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
Дата урока: ___________
Тема урока: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях»
Класс: 10
Место урока в системе уроков: текущий
Цели урока:
- Освежить знания учащихся о сложносочиненном предложении
- Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях
- Создать учащимся комфортные условия для получения навыка выполнения заданий ЕГЭ
Задачи:
- предложить учащимся повторить то, что им известно о сложносочиненных предложениях
- дать возможность учащимся высказаться публично на основе знаний ими материала
- совершенствовать навыки коммуникативной, речевой и познавательной деятельности учащихся
- воспитывать уважение друг к другу, умение слышать друг друга.
Тип урока: урок – повторение материала, изученного в 9 классе
Форма урока: урок-конференция
Методы урока: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемные, поисковые.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуально-групповая, индивидуальная
Возрастная категория: 10 класс
УМК:
- А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. Литература» Русский язык. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2016
- В.Ф.Греков, С.Е.Крюков., Л.А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы. Москва, «Просвещение», 2013 (используется в качестве дополнительного пособия).
Средства наглядности: сигнальные карточки, раздаточный материал (тексты, задания), компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Технологии:
- элементы технологии личностно-ориентированного обучения
- элементы игровой технологии
- технология сотрудничества
- ИКТ-технология
- репродуктивные
- технология саморазвивающего обучения
- технология обратной связи
Ход урока:
I. Организационный момент:
- включение в деловой ритм;
- проверка готовности к работе (комплекты учебных принадлежностей)
II. Приветствие:
Приветствие учителем присутствующих и сообщение о цели сегодняшнего мероприятия
III. Мотивация учащихся.
Сообщается учащимся, зачем им нужен сегодняшний материал урока.
- Расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении
- Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях
- Создать учащимся комфортные условия для получения навыка выполнения задания ЕГЭ
IV. Сообщение темы урока:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим урок-конференцию на тему: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях». У вас всех было опережающее разноуровневое домашнее задание: кто-то из вас готовил выступления к нашей конференции, а кто-то просто анализировал предложенные учителем предложения. Проверку вашей подготовки к уроку мы проведем в ходе урока. Позвольте напомнить вам правила проведения урока-конференции.
Конференция – это совещание, на котором обсуждаются важные вопросы, принимаются решения. Поэтому обратим внимание на временные рамки. Каждый выступающий имеет 2-3 минуты времени для представления своего домашнего задания. По окончании выступления по просьбе учителя, используя сигнальные карточки, вы все оцените работу каждого выступающего и зададите ему возникшие у вас вопросы.
Итак, мы начинаем нашу конференцию:
(Использование презентации)
V. Объяснение нового материала.
Итак, мы начинаем нашу конференцию:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим урок-конференцию на тему: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях». У вас всех было опережающее разноуровневое домашнее задание: кто-то из вас готовил выступления к нашей конференции, а кто-то просто анализировал предложенные учителем предложения. Проверку вашей подготовки к уроку мы проведем в ходе урока. Позвольте напомнить вам правила проведения урока-конференции.
Конференция – это совещание, на котором обсуждаются важные вопросы, принимаются решения. Поэтому обратим внимание на временные рамки. Каждый выступающий имеет 2-3 минуты времени для представления своего домашнего задания. По окончании выступления по просьбе учителя, используя сигнальные карточки, вы все оцените работу каждого выступающего и зададите ему возникшие у вас вопросы.
Итак, мы начинаем нашу конференцию:
(Использование презентации)
V. Объяснение нового материала.
Итак, мы начинаем нашу конференцию:
- Выступающий № 1. «Теоретические знания о системе сложных предложений»
Оценка учащимися сообщения выступающего № 1 при помощи сигнальных карточек
Вопросы учащихся к выступающему № 1.
Вопросы учащихся к выступающему № 1.
- Выступающий № 2. «Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиненных предложений»
Оценка учащимися сообщения выступающего № 2 при помощи сигнальных карточек
Вопросы учащихся к выступающему № 2.
Вопросы учащихся к выступающему № 2.
- Выступающий № 3. «История возникновения термина «сложносочиненные предложения»
Оценка учащимися сообщения выступающего №3 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №3
Вопросы к выступающему №3
- Выступающий № 4. «Средства связи в сложносочиненных предложениях»
Оценка учащимися сообщения выступающего №4 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №4.
Вопросы к выступающему №4.
- Выступающий № 5. «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях»
Оценка учащимися сообщения выступающего №5 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №5
VI. Закрепление изученного материала:
(использование раздаточного материала и интерактивной доски)
На доске предложения, а учащиеся работают на раздаточном материале.
Приложение № 1. (Задание № 1. Работа с предложениями)
Приложение №2 (Задание № 2. Работа с текстом)
VII. Систематизация знаний.
Приложение №3. Задание №3. (Работа с предложениями на материале ОГЭ)
VIII. Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя о пройденном материале
Вопросы к выступающему №5
VI. Закрепление изученного материала:
(использование раздаточного материала и интерактивной доски)
На доске предложения, а учащиеся работают на раздаточном материале.
Приложение № 1. (Задание № 1. Работа с предложениями)
Приложение №2 (Задание № 2. Работа с текстом)
VII. Систематизация знаний.
Приложение №3. Задание №3. (Работа с предложениями на материале ОГЭ)
VIII. Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя о пройденном материале
- Что мы сегодня повторили?
- Что мы сегодня изучили нового?
- Задания какого типа мы научились выполнять?
- Чем занимались на уроке?
- Со всеми ли заданиями вы легко справились?
- Какие задания вызвали у вас трудности при выполнении?
IX. Рефлексия.
Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Сейчас я прошу вас оценить вашу работу на уроке при помощи комплекта сигнальных карточек и устного ответа.
- «Я молодец, работал отлично, все понял, все усвоил» - КРАСНАЯ карточка
- «Я очень хорошо работал, все понял, все усвоил» - СИНЯЯ карточка
- «Я удовлетворительно работал, что-то понял и что-то усвоил» - ЗЕЛЕНАЯ карточка
- «Мне надо больше стараться» - ЖЕЛТАЯ карточка
X. Домашнее задание:
Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Сейчас я прошу вас оценить вашу работу на уроке при помощи комплекта сигнальных карточек и устного ответа.
- «Я молодец, работал отлично, все понял, все усвоил» - КРАСНАЯ карточка
- «Я очень хорошо работал, все понял, все усвоил» - СИНЯЯ карточка
- «Я удовлетворительно работал, что-то понял и что-то усвоил» - ЗЕЛЕНАЯ карточка
- «Мне надо больше стараться» - ЖЕЛТАЯ карточка
X. Домашнее задание:
- На карточке с домашним заданием вы видите задание трех уровней.
- Выберите то, что вы считаете для вас наиболее подходящим, напоминаю, что самый высокий уровень, это уровень №3.
Приложение № 1
Задание № 1. Работа с предложениями:
Задание № 1. Работа с предложениями:
- Подчеркнуть грамматическую основу предложений
- Указать скобками границу предложений
- Расставить знаки препинания и объяснить их постановку.
- Найти сложносочиненные предложения
- Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (А.П.Чехов)
- В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А.П.Чехов)
- Старший брат долго не брал меня с собой, а мне хотелось хотя бы одним глазком посмотреть на его тренировки. (Ю.Трифонов)
- То ли врачи ошиблись, то ли рана сама собой заросла (Ю.Трифонов)
- Челкаш, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе. (М.Горький)
Задание № 2. Работа с текстом:
- Подчеркнуть грамматические основы сложносочиненных предложений
- Скобками указать границы сложных предложений
- Ответить на вопрос : «Что такое мезонин?»
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени… Было тихо, темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой цвет и переливал радугой в сетях паука. Прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. … Я прошел мимо белого дома с террасой с мезонином, и передо мной неожиданно развернулся вид на барский двор и широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого. (По А.П.Чехову)
Мезонин – надстройка над средней частью небольшого жилого дома.
Приложение №3
Задание №3. Работа с предложениями на материале ЕГЭ:
Мы с вами учимся выполнять задания в формате ЕГЭ, поэтому изученный сегодня материал мы потренируем на самых настоящих экзаменационных заданиях.. Задание звучит так:
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные сочинительной/подчинительной связью.
Что мы должны сделать, чтобы правильно выполнить это задание?
Ответ должен состоять из набора цифр (от меньшего к большему):
Мезонин – надстройка над средней частью небольшого жилого дома.
Приложение №3
Задание №3. Работа с предложениями на материале ЕГЭ:
Мы с вами учимся выполнять задания в формате ЕГЭ, поэтому изученный сегодня материал мы потренируем на самых настоящих экзаменационных заданиях.. Задание звучит так:
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные сочинительной/подчинительной связью.
Что мы должны сделать, чтобы правильно выполнить это задание?
Ответ должен состоять из набора цифр (от меньшего к большему):
- Подчеркнуть грамматические основы предложений прямо в экзаменационных материалах
- Найти границы простых предложений в составе сложных.
- Определить по структуре предложения и наличию сочинительных союзов, присутствие сочинительной связи между частями сложного предложения
Материал задания:
- Сделав последнее усилие, (1) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь,(2) когда дело сделано,(3) силы быстро оставляют его, (4) и он падает в обморок.
- Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись, (3) сказала:
- Каждый день придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно…
- А она ничего не придумывает, (5) а только скучает, (6) – сказал первый мальчик
- А она ничего не придумывает, (5) а только скучает, (6) – сказал первый мальчик
- Берешь ящичек, (1) проводишь по нему палочкой, (2) и вдруг ящичек начинает петь, (3) и душа начинает трепетать от глубоких чувств. Если захочешь, (4) он поет тоненько-тоненько и так жалобно, (5) что самой плакать хочется.
- Поесть не очень стыдно, (1) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженное! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет, (2) он будет с ней дружить, (3) а подачек ему не надо.
- Много историй и сказок знал дед, (1) но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. Казалось, (2) смежив глаза, (3) представлял он себя молодым, (4) чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, (5) или летел он на коне в атаку. Тогда он вскакивал и показывал, (6) как рубали австрияков.
- Шашки вон! – командовал старик, (7) тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метелки жирной лебеды.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
НА ТЕМУ «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
(10 КЛАСС)
Лагуткина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
Аннотация
В методической разработке урока «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях» раскрыта методика проведения урока-конференции по теме «Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них». На уроке ребята при помощи интерактивной доски проведут заседание Ученого совета, обсудят актуальные проблемы русского языка в рамках предложенной темы, освежат свои знания по теме, полученные в 9 классе, актуализируют их, получат возможность научиться выполнять задания в формате ЕГЭ по данной теме. В предложенном уроке применены активные формы обучения: научная конференция, элементы диспута, разбор проблемных ситуаций, практическая индивидуальная деятельность и работа в парах.
Данные методы дают учащимся возможность принять активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями с одноклассниками, представлять и отстаивать свою точку зрения на проблему, поднятую на уроке.
Кроме того, подобные методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, в интересной и живой форме получить и углубить знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении», повысить интерес к изучаемому материалу. Урок с использованием разных форм и методов обучения помогает учащимся 10 класса лучше усвоить базовые знания по русскому языку, систематизирует информацию, полученную в средней школе, значительно повышает результаты обучения по предмету «Русский язык».
В данной методической разработке большое внимание уделяется актуализации опорных знаний, так как именно актуализация мотивирует учащихся на освоение и применение полученных знаний в жизни.
Вниманию педагогов представлен полностью готовый к использованию конспект урока русского языка для 10 класса «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях», а также материал, использованный на уроке, домашнее задание к следующему уроку (смотреть в Приложении).
КОНСПЕКТ УРОКА
«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
Дата урока: ___________
Тема урока: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях»
Класс: 10
Место урока в системе уроков: текущий
Цели урока:
НА ТЕМУ «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
(10 КЛАСС)
Лагуткина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 110 Санкт-Петербурга
Аннотация
В методической разработке урока «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях» раскрыта методика проведения урока-конференции по теме «Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них». На уроке ребята при помощи интерактивной доски проведут заседание Ученого совета, обсудят актуальные проблемы русского языка в рамках предложенной темы, освежат свои знания по теме, полученные в 9 классе, актуализируют их, получат возможность научиться выполнять задания в формате ЕГЭ по данной теме. В предложенном уроке применены активные формы обучения: научная конференция, элементы диспута, разбор проблемных ситуаций, практическая индивидуальная деятельность и работа в парах.
Данные методы дают учащимся возможность принять активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями с одноклассниками, представлять и отстаивать свою точку зрения на проблему, поднятую на уроке.
Кроме того, подобные методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, в интересной и живой форме получить и углубить знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении», повысить интерес к изучаемому материалу. Урок с использованием разных форм и методов обучения помогает учащимся 10 класса лучше усвоить базовые знания по русскому языку, систематизирует информацию, полученную в средней школе, значительно повышает результаты обучения по предмету «Русский язык».
В данной методической разработке большое внимание уделяется актуализации опорных знаний, так как именно актуализация мотивирует учащихся на освоение и применение полученных знаний в жизни.
Вниманию педагогов представлен полностью готовый к использованию конспект урока русского языка для 10 класса «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях», а также материал, использованный на уроке, домашнее задание к следующему уроку (смотреть в Приложении).
КОНСПЕКТ УРОКА
«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
Дата урока: ___________
Тема урока: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях»
Класс: 10
Место урока в системе уроков: текущий
Цели урока:
- Освежить знания учащихся о сложносочиненном предложении
- Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях
- Создать учащимся комфортные условия для получения навыка выполнения заданий ЕГЭ
Задачи:
- предложить учащимся повторить то, что им известно о сложносочиненных предложениях
- дать возможность учащимся высказаться публично на основе знаний ими материала
- совершенствовать навыки коммуникативной, речевой и познавательной деятельности учащихся
- воспитывать уважение друг к другу, умение слышать друг друга.
Тип урока: урок – повторение материала, изученного в 9 классе
Форма урока: урок-конференция
Методы урока: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемные, поисковые.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуально-групповая, индивидуальная
Возрастная категория: 10 класс
УМК:
- А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. Литература» Русский язык. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2016
- В.Ф.Греков, С.Е.Крюков., Л.А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы. Москва, «Просвещение», 2013 (используется в качестве дополнительного пособия).
Средства наглядности: сигнальные карточки, раздаточный материал (тексты, задания), компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Технологии:
- элементы технологии личностно-ориентированного обучения
- элементы игровой технологии
- технология сотрудничества
- ИКТ-технология
- репродуктивные
- технология саморазвивающего обучения
- технология обратной связи
Ход урока:
I. Организационный момент:
- включение в деловой ритм;
- проверка готовности к работе (комплекты учебных принадлежностей)
II. Приветствие:
Приветствие учителем присутствующих и сообщение о цели сегодняшнего мероприятия
III. Мотивация учащихся.
Сообщается учащимся, зачем им нужен сегодняшний материал урока.
- Расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении
- Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях
- Создать учащимся комфортные условия для получения навыка выполнения задания ЕГЭ
IV. Сообщение темы урока:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим урок-конференцию на тему: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях». У вас всех было опережающее разноуровневое домашнее задание: кто-то из вас готовил выступления к нашей конференции, а кто-то просто анализировал предложенные учителем предложения. Проверку вашей подготовки к уроку мы проведем в ходе урока. Позвольте напомнить вам правила проведения урока-конференции.
Конференция – это совещание, на котором обсуждаются важные вопросы, принимаются решения. Поэтому обратим внимание на временные рамки. Каждый выступающий имеет 2-3 минуты времени для представления своего домашнего задания. По окончании выступления по просьбе учителя, используя сигнальные карточки, вы все оцените работу каждого выступающего и зададите ему возникшие у вас вопросы.
Итак, мы начинаем нашу конференцию:
(Использование презентации)
V. Объяснение нового материала.
Итак, мы начинаем нашу конференцию:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим урок-конференцию на тему: «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Средства связи в сложных предложениях». У вас всех было опережающее разноуровневое домашнее задание: кто-то из вас готовил выступления к нашей конференции, а кто-то просто анализировал предложенные учителем предложения. Проверку вашей подготовки к уроку мы проведем в ходе урока. Позвольте напомнить вам правила проведения урока-конференции.
Конференция – это совещание, на котором обсуждаются важные вопросы, принимаются решения. Поэтому обратим внимание на временные рамки. Каждый выступающий имеет 2-3 минуты времени для представления своего домашнего задания. По окончании выступления по просьбе учителя, используя сигнальные карточки, вы все оцените работу каждого выступающего и зададите ему возникшие у вас вопросы.
Итак, мы начинаем нашу конференцию:
(Использование презентации)
V. Объяснение нового материала.
Итак, мы начинаем нашу конференцию:
- Выступающий № 1. «Теоретические знания о системе сложных предложений»
Оценка учащимися сообщения выступающего № 1 при помощи сигнальных карточек
Вопросы учащихся к выступающему № 1.
Вопросы учащихся к выступающему № 1.
- Выступающий № 2. «Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиненных предложений»
Оценка учащимися сообщения выступающего № 2 при помощи сигнальных карточек
Вопросы учащихся к выступающему № 2.
Вопросы учащихся к выступающему № 2.
- Выступающий № 3. «История возникновения термина «сложносочиненные предложения»
Оценка учащимися сообщения выступающего №3 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №3
Вопросы к выступающему №3
- Выступающий № 4. «Средства связи в сложносочиненных предложениях»
Оценка учащимися сообщения выступающего №4 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №4.
Вопросы к выступающему №4.
- Выступающий № 5. «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях»
Оценка учащимися сообщения выступающего №5 при помощи сигнальных карточек.
Вопросы к выступающему №5
VI. Закрепление изученного материала:
(использование раздаточного материала и интерактивной доски)
На доске предложения, а учащиеся работают на раздаточном материале.
Приложение № 1. (Задание № 1. Работа с предложениями)
Приложение №2 (Задание № 2. Работа с текстом)
VII. Систематизация знаний.
Приложение №3. Задание №3. (Работа с предложениями на материале ОГЭ)
VIII. Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя о пройденном материале
Вопросы к выступающему №5
VI. Закрепление изученного материала:
(использование раздаточного материала и интерактивной доски)
На доске предложения, а учащиеся работают на раздаточном материале.
Приложение № 1. (Задание № 1. Работа с предложениями)
Приложение №2 (Задание № 2. Работа с текстом)
VII. Систематизация знаний.
Приложение №3. Задание №3. (Работа с предложениями на материале ОГЭ)
VIII. Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя о пройденном материале
- Что мы сегодня повторили?
- Что мы сегодня изучили нового?
- Задания какого типа мы научились выполнять?
- Чем занимались на уроке?
- Со всеми ли заданиями вы легко справились?
- Какие задания вызвали у вас трудности при выполнении?
IX. Рефлексия.
Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Сейчас я прошу вас оценить вашу работу на уроке при помощи комплекта сигнальных карточек и устного ответа.
- «Я молодец, работал отлично, все понял, все усвоил» - КРАСНАЯ карточка
- «Я очень хорошо работал, все понял, все усвоил» - СИНЯЯ карточка
- «Я удовлетворительно работал, что-то понял и что-то усвоил» - ЗЕЛЕНАЯ карточка
- «Мне надо больше стараться» - ЖЕЛТАЯ карточка
X. Домашнее задание:
Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Сейчас я прошу вас оценить вашу работу на уроке при помощи комплекта сигнальных карточек и устного ответа.
- «Я молодец, работал отлично, все понял, все усвоил» - КРАСНАЯ карточка
- «Я очень хорошо работал, все понял, все усвоил» - СИНЯЯ карточка
- «Я удовлетворительно работал, что-то понял и что-то усвоил» - ЗЕЛЕНАЯ карточка
- «Мне надо больше стараться» - ЖЕЛТАЯ карточка
X. Домашнее задание:
- На карточке с домашним заданием вы видите задание трех уровней.
- Выберите то, что вы считаете для вас наиболее подходящим, напоминаю, что самый высокий уровень, это уровень №3.
Приложение № 1
Задание № 1. Работа с предложениями:
Задание № 1. Работа с предложениями:
- Подчеркнуть грамматическую основу предложений
- Указать скобками границу предложений
- Расставить знаки препинания и объяснить их постановку.
- Найти сложносочиненные предложения
- Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (А.П.Чехов)
- В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А.П.Чехов)
- Старший брат долго не брал меня с собой, а мне хотелось хотя бы одним глазком посмотреть на его тренировки. (Ю.Трифонов)
- То ли врачи ошиблись, то ли рана сама собой заросла (Ю.Трифонов)
- Челкаш, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе. (М.Горький)
Задание № 2. Работа с текстом:
- Подчеркнуть грамматические основы сложносочиненных предложений
- Скобками указать границы сложных предложений
- Ответить на вопрос : «Что такое мезонин?»
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени… Было тихо, темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой цвет и переливал радугой в сетях паука. Прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. … Я прошел мимо белого дома с террасой с мезонином, и передо мной неожиданно развернулся вид на барский двор и широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого. (По А.П.Чехову)
Мезонин – надстройка над средней частью небольшого жилого дома.
Приложение №3
Задание №3. Работа с предложениями на материале ЕГЭ:
Мы с вами учимся выполнять задания в формате ЕГЭ, поэтому изученный сегодня материал мы потренируем на самых настоящих экзаменационных заданиях.. Задание звучит так:
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные сочинительной/подчинительной связью.
Что мы должны сделать, чтобы правильно выполнить это задание?
Ответ должен состоять из набора цифр (от меньшего к большему):
Мезонин – надстройка над средней частью небольшого жилого дома.
Приложение №3
Задание №3. Работа с предложениями на материале ЕГЭ:
Мы с вами учимся выполнять задания в формате ЕГЭ, поэтому изученный сегодня материал мы потренируем на самых настоящих экзаменационных заданиях.. Задание звучит так:
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные сочинительной/подчинительной связью.
Что мы должны сделать, чтобы правильно выполнить это задание?
Ответ должен состоять из набора цифр (от меньшего к большему):
- Подчеркнуть грамматические основы предложений прямо в экзаменационных материалах
- Найти границы простых предложений в составе сложных.
- Определить по структуре предложения и наличию сочинительных союзов, присутствие сочинительной связи между частями сложного предложения
Материал задания:
- Сделав последнее усилие, (1) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь,(2) когда дело сделано,(3) силы быстро оставляют его, (4) и он падает в обморок.
- Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись, (3) сказала:
- Каждый день придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно…
- А она ничего не придумывает, (5) а только скучает, (6) – сказал первый мальчик
- А она ничего не придумывает, (5) а только скучает, (6) – сказал первый мальчик
- Берешь ящичек, (1) проводишь по нему палочкой, (2) и вдруг ящичек начинает петь, (3) и душа начинает трепетать от глубоких чувств. Если захочешь, (4) он поет тоненько-тоненько и так жалобно, (5) что самой плакать хочется.
- Поесть не очень стыдно, (1) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженное! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет, (2) он будет с ней дружить, (3) а подачек ему не надо.
- Много историй и сказок знал дед, (1) но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. Казалось, (2) смежив глаза, (3) представлял он себя молодым, (4) чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, (5) или летел он на коне в атаку. Тогда он вскакивал и показывал, (6) как рубали австрияков.
- Шашки вон! – командовал старик, (7) тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метелки жирной лебеды.