Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Как предупредить ошибки при написании сочинения-рассуждения

Стригунова Анна Анатольевна
«Сочинение – вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему» (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю.) Современные выпускники пишут сочинения- размышления различных видов (сочинение на заданную тему, с опорой на прочитанные произведения; сочинение по прочитанному тексту; мини-сочинения на сопоставление произведений при сдаче экзамена по литературе). Размышления излагаются в свободной форме или выстраиваются в определённой последовательности (по плану) – это зависит от вида сочинения. Несмотря на специфические особенности написания определенного типа сочинения, существуют типичные ошибки, характерные для сочинения-рассуждения . Некоторые из них, а также приемы их устранения я хочу рассмотреть в данной статье.
         Типичные ошибки при написании сочинений:
1. Неполное или неправильное раскрытие темы
2. Ложная идея сочинения
3. Нарушение логики и последовательности изложения материала
4. Слабая аргументация своих рассуждений
5. Подмена анализа пересказом текста
6. Несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения
7. Фактические ошибки, искажение цитатного материала; слабое владение фактическим материалом
8. Отсутствие выводов и обобщений
9. Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса. Речевые ошибки и недочеты.
Рассмотрим наиболее эффективные приемы, способствующие предупреждению и устранению некоторых из данных видов ошибок:
1. При создании любого вида экзаменационного сочинения на первых этапах целесообразно вписывать текст сочинения в таблицу, которая поможет правильно структурировать работу и разделить ее на абзацы, не упустив ни одной части сочинения. Такой вид работы удобно выполнять на компьютере, т. к. ученик сразу вписывает текст в таблицу.
 Примерная таблица при обучении написанию сочинения-рассуждения части С:

 
Структурные компоненты Опорные слова Текст
Проблема В тексте… поднимается проблема (чего?)  
Комментарий:    
1. Первый аргумент Размышляя над данной проблемой, автор…  
2. Связь между примерами 1. Развивая эту мысль, автор…
2. Этому герою (факту) автор противопоставляет…
3. Это только одна часть проблемы. Другую мы можем увидеть, рассмотрев поступок… ( прочитав приведенное автором высказывание; рассмотрев еще один факт, приведенный автором…)
 
3. Второй аргумент    
4. Авторская позиция Автор приходит к выводу, что  
5. Свое согласие с обоснованием Я разделяю авторскую позицию. Действительно,…  
6. Вывод Таким образом…  
       
 
Целесообразно первоначально сделать отдельные таблицы для написания сочинения по художественному и публицистическому тексту, затем объединить, как в предложенном варианте, а далее можно убрать опорные слова.
Примерная таблица при обучении написанию сочинений по литературе части С9 и С16:

 
Модель сопоставления Произведение 1 Произведение 2
Текст произведения    
Время создания    
Основания для сопоставления (общий мотив, тема, образ)    
Чем близки произведения    
Чем отличаются    
Подобную таблицу можно составить и при обучении итоговому сочинению по литературе.
 2. Создание собственного текста на основе предложенного текста или частей текста эффективно при подготовке к декабрьскому сочинению.  Например, можно выбрать из предложенных аргументов соответствующие теме, дополнив или убрав некоторые места, чтобы избежать логических ошибок, не нарушить структуру сочинения. Этот вид работы позволяет избежать неправильного раскрытия темы, нарушение логики, подмену анализа пересказом, отсутствие выводов, обобщений.
3. Редактирование текста.
Формы работы с текстом:
  • оценить, пользуясь критериями оценки и условными обозначениями;
  • найти пропущенную часть текста, вписать, опираясь на предыдущее ( последующее) содержание текста;
  • исправить ошибки, записать в исправленном виде;
  • написать рекомендации, рецензию.
Данные формы работы можно проводить при подготовке к любому типу сочинений. Они позволяют лучше запомнить структуру сочинения, критерии оценивания, выработать орфографическую зоркость, самоконтроль, обратить внимание на типичные ошибки при приведении литературных аргументов. Лучше проводить на заключительных этапах работы над сочинением.
Систематическая и последовательная работа над сочинением поможет выпускнику успешно справиться с экзаменационной работой.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»