Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Репортаж как жанр журналистики на уроках развития речи

Яблокова Наталия Леонидовна
Репортаж как жанр стал сейчас чрезвычайно популярен на всех уровнях медийного пространства. Ни одна новостная или аналитическая передача на телевидении не обходится без репортажа. Многочисленные блогеры и авторы интернет-каналов, желающие показать себя в кадре,  часто обращаются именно к репортажу. Данный жанр рассматривается на уроках русского языка в 8 классе (например, если вы работаете по УМК М.М.Разумовской) и вызывает большой интерес у школьников.
   Урок можно начать с небольшого слова учителя, который говорит, что  научиться создавать хорошую структуру сочинения определенного жанра совсем несложно, главное — постоянно практиковаться. Отличное упражнение — это анализировать чужие тексты. Возьмем любой репортаж, например, из программы новостей, и попробуем разобраться, как он устроен. Учитель предлагает небольшой видеосюжет. Обычно на вопрос учителя, в чем особенности репортажа как жанра, ребята довольно быстро называют такие признаки, как работа в кадре непосредственно с места событий, информативность, интересный видеоряд, спонтанность речи и некоторые другие.
Далее стоит поработать с теорией. Можно вывести на доске слайды.
Репорта́ж— сообщение с места событий. Специфика репортажа -  оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции.
Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень — латинский («reporto» — передавать).
Где мы встречаем репортажи? Ребята отвечают, что репортажи можно разделить  на телевизионные и газетные, хотя на самом деле могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.
В конспект можно записать следующее.
Основные признаки жанра:
1.Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).
2.Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).
3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).
    Далее можно обсудить, почему современные блогеры так часто используют репортаж. Грамотно сделанный  репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа).
Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.
Также учитель может показать 4 разных вида репортажа и попросить дать им определения.
В итоге может получиться такая запись.
Виды репортажа.
Событийный– оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид.
Познавательный– в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.
Проблемный– несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.
Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.
Отдельно стоит обсудить репортаж на телевидении
Среди специфических телевизионных жанров в информации выделяется прямой репортаж. Непосредственный контакт с происходящим, возможность которого дает зрителю прямой репортаж.
Выделяют три разновидности репортажа:
1)Репортаж о незапланированном событии.
2)Репортаж о запланированном событии.
3)Исследовательский репортаж.
Прямой репортаж – непосредственная трансляция в эфир передачи сообщений репортером, ведущим репортаж с элементами авторской импровизации и комментированием, на основе заранее подготовленных материалов, без предварительного монтажа изобразительного ряда.
Репортаж в записи–запись события на любом носителе с последующим монтажом на основе дополнительного авторского текста или нового изобразительного материала в соответствии со сценарным планом.
Проблемный репортаж – передача с места события, посвященная анализу и оценкам, выводам, урокам этого события.
Телевизионный репортаж показывает зрителю событие. Описательную функцию в этом случае выполняет т. н. видеоряд. Это обстоятельство является определяющим в выборе сюжета, независимо от значимости информационного повода. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки — условия «смотрибельности» репортажа. Очень значимы звуковые фрагменты. Написать текст к видеосюжету — не значит просто должным образом соотнести слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, которая содержит самую ценную информацию и передает её наиболее четко и увлекательно.
  Конечно, большой интерес ребят вызывает анализ конкретных репортажей как профессиональных журналистов, так и любителей. Как правило, учащиеся отмечают высокий уровень профессионалов, но свои симпатии отдают тем, кто в репортаже более эмоционален, искренен, лично заинтересован в материале, пусть даже не совершенен с точки зрения речи и видеоряда.
  В качестве домашнего задания нужно подготовить материалы своего репортажа, например, с соревнований или конкурсов,  в которых принимали участие.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»