Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Конспект урока русского языка в 5 классе

Синонимы

Павлова Алевтина Николаевна,
учитель русского языка и литературы школы № 297
Пушкинского района Санкт-Петербурга
 
Цель деятельности учителя Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять в речи с целью ее обогащения; познакомить со словарями синонимов
Задачи - обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку
Тип урока Комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать понятие «синонимы», отличие синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи (выразительность, средства связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов); уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того де слова с помощью синонимов
Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения Создание проблемных ситуаций; деятельностно-практическая, индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование учебник, словарь, раздаточный материал
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель:
- Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнём.
- Что значит «здравствуйте»?
(Мы желаем друг другу здравствовать. Желаем здравия, здоровья.)
- Как можно еще поздороваться друг с другом?
(добрый день, привет, салют, наше вам с кисточкой и т.д.)
- Посмотрите, как много существует в нашем языке слов, помогающих нам приветствовать друг друга.
- Начнём наш урок. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и классная работа.
2. Актуализация знаний.
Стук в дверь. Входит Царевна (в роли Царевны – старшеклассница) из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
- Здравствуйте, уважаемый учитель! Добрый день, дорогие ребята!
- Здравствуйте!
 
- Я - Царевна из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Меня заинтересовали ваши путешествия по Стране Слов. Я узнала, что на уроках русского языка Вы усердно занимаетесь. Это мне по душе. Вы, наверно, задумались, а почему именно я к вам пришла? Дошёл до царства слух, что вам очень понравилась наша сказка, которую Вы изучали на уроках литературы. Вот я и решила зайти к Вам в гости.
- Проходи, дорогая царевна!
- Но пришла я к Вам не с пустыми руками, а с заданием от жителей нашего государства.
(вручает учителю конверт с заданиями). Учитель вскрывает конверт и достаёт первое задание.
Учитель: Ребята, перед вами кроссворд. Зашифрованное в нём слово является темой нашего урока. Каждому необходимо ответить на вопросы самостоятельно.
1. Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов
2. Предмет, который надевают на нос; можно набрать в игре.
3. Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное
4. Белое вещество, которое добавляют в пищу; пятый звук музыкальной гаммы.
5. Слова, имеющие одно лексическое значение.
6. Рыжий хищный зверь; съедобный гриб.
7. Слова, имеющие несколько лексических значений.
8. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
Оцените себя. За 8 правильных ответов - «5»; за 6-7 - «4»; за 4-5 – «3». Результат_____________
- Выслушаем ответы.
- Сверьте свои ответы. Кто получил «5»? «4»? (учащиеся поднимают руки)
- Молодцы, значит, Вы готовы назвать получившееся слово. (синонимы)
 
 - Правильно, тема нашего урока «Синонимы». Запишем, пожалуйста, тему урока в тетрадь, - говорит учитель.
3. Открытие нового знания.
- Что вы помните из начальной школы о синонимах? - спрашивает Царевна. (ответы учащихся)
- Давайте проверим, правильно ли вы рассказали о синонимах. Откройте учебник на странице 161. Прочитайте, пожалуйста, материал параграфа. (§ 68) (чтение учащимися § 68 вслух)
- А что теперь, что Вы можете сказать о тех словах, которыми мы приветствовали друг друга?
(Это - синонимы)
- А сейчас следующее задание от Царевны.  Вы должны будете разделиться на 3 команды (по рядам) и заполнить схему (кластер) «Синонимы», опираясь на прочитанный материал, - говорит учитель.
(Ученики выполняют задание, учитель собирает листочки с кроссвордами и выдаёт новое задание).
- Давайте проверим, что получилось у наших команд!
 
(Учитель выслушивает учеников и открывает кластер на доске)

4. Закрепление знания.
 - Ребята, попробуем найти синонимы в полюбившейся нам сказке. Подчеркните к выделенному в левом столбике слову синонимы из правого столбика, а затем выпишите. Выполните данное задание самостоятельно.
1. Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
"Не кручинься, бог с тобой".
2. Ясный месяц продолжал:
"Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен…
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла…
«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, -
Им царевна говорит, -
  • лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
- Сначала выразительно читаем, а потом проверяем. Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначают одно и то же, но по-разному, являются словами одной и той же частью речи).
 -  Какой вывод делаем из этого задания? (ответы учащихся)
5. Физминутка.
Царевна: Ребята, вы - молодцы! Но пора немного отдохнуть. Я буду одному из Вас бросать волшебный клубок, а Вы называть синоним к слову, которое произносится. (Приятель-друг, противник-враг, шагать-идти, солдат-воин, родник-ключ, доктор-врач, метель-вьюга, холод-мороз, мокрый - сырой, вкусный - аппетитный.)
- А вы можете предложить свои примеры? (ответы учащихся)
6. Закрепление знания (продолжение).
- Коли красная девица, // Будь нам милая сестрица, - так ко мне обращались богатыри, говорит Царевна.
Царевна: А в каком значении прямом или переносном использовано слово «красная»? Что оно обозначает? (в переносном; красная – красивая).
- Подберите в течение 1 минуты как можно больше синонимов к слову «красный» в прямом значении. (ответы учащихся)
Учитель: А если Вы сами не можете подобрать синонимы к слову, что делать в этом случае? (обратиться к словарю)
- Давайте обратимся к словарю синонимов. (выдаются словари)
- Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. Найдите в словаре синонимы к слову «красный» и прочитайте их. (ответы учащихся)
- Чем различаются эти синонимы? (Оттенками значения.)
- Составьте и запишите 2 предложения с синонимами к слову «красный». Работайте в «паре». (ответы учащихся)
- Мы с вами уже обращали внимание на то, что писатели, поэты, создавая свои произведения, стараются найти слова, выражения, которые помогают читателю ярче, образнее представить изображаемую картину природы, явление, человека. Иногда они много раз переделывают целые части произведения, стараясь найти нужное слово. Вот и А.С. Пушкин не был исключением. Посмотрите и прочитайте два варианта одного текста. Подготовьте выразительное чтение. (Учитель выдаёт карточки с вариантами текстов А.С. Пушкина, ученики читают оба варианта)
Черновик
В ручку яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Кожу только прокусила
И ломотик проглотила…
Пёс на яблочко стремглав
С лаем кинулся – сердился,
Проглотил его - свалился
И издох…
Окончательный вариант
В руки яблочко взяла.
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Пёс на яблочко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох…
- Как Вы думаете, почему поэт заменил слова? (ответы учащихся)
- В первом варианте было слово «ломотик», которое Пушкин заменил синонимом «кусочек», потому что царевна не резала яблоко ножом, а кусала. В толковом словаре значение слова «ломотик» - плоский, ровный, отрезанный ножом. Слово «сердился»» из первого варианта Пушкин заменил синонимом «озлился», которое более точно передаёт состояние пса, в нём больше враждебности. Какой вывод делаем из этого задания? Зачем ещё нужны синонимы? (Синонимы нужны для более точного содержания, синонимы дают возможность разграничить оттенки смысла, точнее назвать похожие свойства.)
Царевна: Ребята, Вы любите сказки, поэтому я дарю Вам ещё одну - «Где твое счастье?». Я уверена, что она вам понравится. В ней Вы также можете обнаружить синонимы. Подчеркните их. А какая команда найдёт больше?
 
Сказка «Где твое счастье?»
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была женщина с сыном Иванушкой. Задумал Иванушка походить по белу свету, поискать свое счастье. Отправился он в путь-дорогу дальнюю, в страны заморские. Вот приходит однажды Иванушка к морю широкому и видит на нем корабли разные. Нанялся он на корабль и поплыл искать свое счастье.
Плывет корабль по морю неделю, плывет другую, а морю конца-края не видно. Сначала море было ласковое да приветливое, но вот поднялась на нем страшная буря. Ветер паруса рвет, мачты скрипят, волны корабль заливают. Не струсили, не испугались моряки, выдержали шторм, сохранили корабль. Иванушка вместе с ними две ночи не спал, во всем помогал. Полюбился новый моряк товарищам, понравился капитану.
Много времени провел Иванушка на корабле. Насмотрелся в заморских странах на зверей диковинных, любовался дворцами прекрасными, но всегда вспоминал землю родимую, матушку любимую.
День ото дня все больше грустит Иванушка, все сильнее тоскует. «О чем ты, Иванушка, запечалился, что же ты, молодец, закручинился?» - спрашивают моряки своего товарища. «Гложет меня грусть-тоска по родному дому, друзья мои верные, - отвечает им Иванушка. – Снится мне каждую ночь дом родной да березка белоствольная».
Подумали-подумали моряки и решили помочь своему товарищу.
Долго ли, коротко ли плыл корабль, только прибыл он, наконец, в тот город, откуда Иванушка поехал счастье искать в страны заморские.
«Ох, и счастлив же я, что снова дома!» - воскликнул Иванушка, ступив на берег.
«Ну, вот и нашел ты свое счастье, - сказали ему друзья на прощание. – Не зря говорят: за морем теплее, а дома светлее.»
- Сначала выразительно читаем, а потом проверяем. (ответы учащихся)
7. Контроль усвоения материала.
- Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо вы усвоили тему, решите тест. Оценки за него станут оценками за урок.
Тест
1. Подберите синоним к слову ВОЛНОВАТЬСЯ.
1) тревога
2) беспокоиться
3) нервный
4) светиться
2. Определите, в каком варианте слова не являются синонимами.
1) золотистый – янтарный
2) блистать – сверкать
3) гостеприимный - радушный
4) воображать – фантазия
3. В каком предложении есть синонимы?
1)Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
2)В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
3)В поэтической речи глаза часто называют очами.
4)Яблоки не кислые, а сладкие.
Ответы: __________________________________________________
Оцените себя. За 3 правильных ответа - «5»; за 2 - «4»; за 1 – «3». Результат___________________
- Сверьте свои ответы. Результат зафиксируйте. Кто получил «5»? «4»? (учащиеся поднимают руки)
8. Итог урока.
Учитель: Какую тему мы сегодня изучали? Что же такое синонимы? Для чего синонимы нужны в речи? (ответы учащихся)
- Сегодня мы убедились, насколько огромны синонимические богатства русского языка и как необходимо правильное обращение со словами – синонимами.
9. Рефлексия.
Учитель: Ребята! Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то выберите оранжевый цветок, если не всё получилось, и Вы немного грустите – зелёный, а если урок не понравился и не вызвал положительных эмоций - голубой. Теперь напишите свои пожелания друг другу, Царевне, себе. Поместите свой цветок на поляну пожеланий. 
-Дорогая Царевна! Мы благодарим тебя за задания и дарим нашу поляну пожеланий.
- Спасибо! Я была рада посетить ваш урок. Желаю всем удачи! До свидания! – отвечает Царевна.
10. Домашнее задание.
- А мы обратимся к домашнему заданию: §68 (повторить); на выбор: А) упражнение 362 (по заданию) Б) в сказках А. С. Пушкина найти примеры синонимов и выписать их в тетрадь В) сочинить сказку на тему «Синонимы».
- Есть ли вопросы по домашнему заданию?
- До свидания! До новых встреч!
Библиография:
1. Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествие по Стране Слов: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
2. А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 3 томах. М.: Художественная литература 1986. 3. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский – 2 изд. - М.: Просвещение, 2013.
4. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. / Под редакцией Михайловой О.В. Издательство «Виктория Плюс», 2015.

 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»