Развитие талантов и творческих способностей ребенка
на уроках русского языка и литературы с помощью ИКТ
Карнаухова Лариса Вениаминовна
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. В образовательном процессе современные информационные технологии для развития талантливых детей используются очень активно, в том числе на уроках русского языка и литературы. Это помогает повышать интерес учеников к предмету, развивать творческие способности. Применение информационных технологий позволяет развивать:
- - мышление и поисковую активность;
- - любознательность, творческий потенциал одаренных учащихся;
- - умение учащихся самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации;
- - языковые и коммуникативные умения и навыки одаренных учащихся;
- - делать уроки яркими, нетрадиционными, запоминающимися;
- - решать практические задачи предмета: обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- - экономить время на всех этапах урока, решать учащимся общую задачу, выполнять совместную работу;
ИКТ на уроках русского языка и литературы могут использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
Уроки русского языка и литературы как никакие другие развивают творческие способности. Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности.
На уроках русского языка и литературы в целях работы над развитием творческих способностей с помощью ИКТ нами используются следующие формы работы:
- мультимедийные презентации, посвященные жизни и творчеству писателей и поэтов. Это позволяет учащимся окунуться в атмосферу изучаемого времени, представить себя на месте героев и событий;
- использование информации сети интернет, образовательных сайтов(https://portalobrazovaniya.ru/, http://www.school.edu.ru/, http://www.uchportal.ru/, );
- при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ используем материалы к уроку при помощи https://ege.sdamgia.ru/ . Применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно- информационный материал;
- применение ИКТ для контроля знаний учащихся на уроках. Презентации и материалы ИИП «КМ-Школа» востребованы на уроках формирования умений и навыков (при анализе предложений, текстов), а также при проверке знаний (тесты, игры).
- применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся, как на самом уроке, в проектной деятельности учеников. ИКТ позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования(создание компьютерных презентаций, иллюстраций-презентаций к стихам, пересказ книги на 1 слайд, работа в системах MS Word, MS PowerPoint, монтаж видео WMV, использование ресурсов Интернета);
- использование электронного учебного издания – хрестоматии, где представлены тексты всех произведений по программе, мультимедийный курс «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», аудио и видео фрагменты, прослушивание музыкальных произведений, просмотр отрывков из художественных фильмов или спектаклей, видеотеки шедевров советского и русского кинематографа;
- применение ИКТ во внеклассной работе;
Таким образом, у талантливых и одаренных учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования: умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; умение работать в группе; умение находить информацию в различных источниках; коммуникативная компетентность; осознание полезности получаемых знаний и умений.
В заключение можно сказать, что изучение и применение ИКТ технологий – это тот путь, который позволит нам воспитать критически думающего, одаренного, эрудированного, конкурентоспособного ученика XXI века.