Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль кукольного театра в развитии речи детей с ОВЗ

Куренкова Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
 
         Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети возможно раньше овладели своей родной речью, говорили красиво и правильно. Чем раньше ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Я работаю с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения.
В работе с детьми, имеющими особенности в развитии интеллектуальной сферы (8 вид), используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родному языку и речи на уроках русского языка, различные виды искусства (музыка, изобразительное искусство, литература).
В своей работе с обучающимися  я использую такой нестандартный  педагогический метод по развитию речи, как кукольный театр. В раннем детском возрасте кукольный театр – популярная форма досуга. Но в школьном возрасте кукольный театр уже нельзя рассматривать только как развлечение. Очень важно его воспитательное, познавательное и развивающее значение.
Кукла помогает установить контакт с ребенком, если он эмоционально «зажат». Дети скорее согласятся дать руку кукле, чем взрослому человеку. Активно взаимодействуя с куклой, ребенок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром и людьми.
Мои ученики с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать обучающихся к самостоятельным театрализованным играм, к постановке  знакомых литературных произведений. Особо хочу отметить, что положительный эффект в развитии речи ребенка дает необходимость четко сочетать в театральном действии речь и движение, работа над эмоциональной окраской и выразительностью речи кукольного персонажа. Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, со взрослыми), артикуляционной гимнастики, пальчикового тренинга.
Занимаясь кукольным театром, дети с нарушениями речи могут самостоятельно анализировать основные характеристики звука, улучшают звукопроизношение, учатся соотносить внутренний выбор коммуникативных воздействий с внешним выражением их интонаций, повышают эмоциональный интеллект, узнают как преодолевать волнение, убеждать и увлекать слушателей, поддерживать интерес аудитории, контролировать поведение.
Обучение вождению кукол – дело сложное. Когда пришла идея использовать кукольный театр как средство обучения и развития речи у детей, то большую помощь в реализации этого замысла мне оказали актеры Санкт-Петербургского кукольного театра «Карлсон-хаус».
Репертуар для школьного кукольного театра мы с детьми подбираем сами. Основа репертуара – переработка известных сказок, музыкальных произведений, а также «Необыкновенный концерт», в котором принимают участие Маша и Медведь, Буренка из Масленкино, герои сказок Олеси Емельяновой. Выбирая репертуар, мои ученики учатся понимать темы текстов, выбирать, систематизировать и синтезировать соответствующий теме материал, редактировать собственный текст, вкладывать в текст эмоции, озвучивая и сопровождая своего героя.
Знакомясь с лучшими речевыми образцами, дети совершенствуют на практике и грамматический строй речи, говорят распространенными предложениями. Как учителя-словесника меня особенно радует и то, что речь моих учеников становится образной, активизируется ее различные стороны – словарь, диалог, монолог, дикция, эмоциональность.
Сегодня кукольный театр можно купить, можно сделать своими руками. Нам в этом вопросе повезло. Конечно, пришлось приложить руки. На уроках технологии ученики с помощью учителя изготавливали из обычных игрушек кукольных персонажей. Сегодня некоторые из них по праву занимают место на постоянно действующей выставке «Герои нашего театра».
Актеры театра «Сказка» с нетерпением ждут выступлений. Наш зритель – это учащиеся нашей школы № 7 Красносельского района, ученики начальной школы и групп «Особый ребенок». Зрители добрые, открытые, благодарные. А с каким волнением после выступления ребята вместе с куклами выходят на поклон! А сколько радости у зрителей, когда они могут потрогать, погладить куклу и даже станцевать! «Спасибо за добрую и поучительную сказку, игра актеров завораживает и восхищает», - говорится в одном из отзывов в Книге гостей театра «Сказка».
Занимаясь с детьми кукольным театром, я делаю жизнь моих учеников интересной и содержательной, наполняю ее яркими впечатлениями и радостью творчества, но самое главное -  этот вид деятельности может быть своеобразным шагом интеграции ребенка в обществе и эффективным средством коррекции и развития речи.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»