Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок русского языка в 8 классе

Уточняющие члены предложения

Аршинова Лариса Николаевна

Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
1) образовательная: организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний по теме «Уточняющие члены предложения»;
способствовать формированию навыков: различение  видов уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение, определение), выделение уточняющих членов предложения знаками препинания в письменной речи и интонационно – в устной; графическое объяснение условий обособления; устанавливание смысловых отношений между уточняющими словами и предшествующими их словами в зависимости от интонации в устной речи;
 2)  развивающая: содействовать развитию умения сопоставлять, анализировать;
 3)  воспитательная: воспитывать интерес к родному языку на основе   исследовательской работы.
Оборудование:  учебник, компьютер, проектор, экран, презентация «Уточняющие члены предложения», раздаточный материал.
План урока:
1. Организационный момент 1мин. Беседа
2. Проверка домашнего задания 6 мин. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, аналитическая беседа
3. Орфографическая  разминка 4 мин. Коллективная работа
4. Изучение нового материала 20 мин. Эвристическая беседа, составление схем, наблюдение над интонацией, демонстрация слайдов
5. Физминутка  1 мин.
6. Закрепление материала 10 мин. «Комментированное» письмо
7. Задание на дом 1 мин. Инструктаж
8. Подведение итогов 1 мин. Беседа
9. Рефлексия 1 мин. Самоанализ учащимися результатов урока

ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.Мотивационная беседа с последующей постановкой цели. Ученики записывают тему и цели урока. (Слайд 1).
II. Проверка домашнего задания.
 Проверка умения учащихся составлять предложения по данному заданию, выполнять морфемный, морфологический и фонетический разборы.
- Прочитайте предложения с обособленными обстоятельствами. Которые вы составили по данным схемам. Объясните условия обособления.
  (1 ученик - читает предложения, называет условия обособления обстоятельств. 2  ученик у доски выполняет разборы.)
III. Орфографическая «дуэль» Повторение орфограмм.
-Запишите словосочетания в тетрадь. (Побеждает тот, кто не ошибётся ни разу.)
Ввиду приближения шторма, ненастье в продолжение месяца, иметь в виду, несмотря на дождь, вышла из берегов вследствие дождей; шли, не смотря по сторонам; в следствии по делу, пребывание в походе в течение десяти дней.
Взаимооценка. Победителям – 5. 1- ошибка – 4  2-3 ошибки -3, 
 IV. Изучение нового материала.
Актуализация опорных знаний, формирование умения определять смысловые отношения между уточняющими словами и предшествующими их словами. (Слайд 4).
1. Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, воспользовавшись материалом § 41. (Слайды 5-6). ( Всем ученикам выдан раздаточный материал зараннее).
- Далеко, в лесу, раздавались удары топора.
- Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад.
- Он наивно, по-детски, в вытер пальцами  глаза. (Л.Толстой.)
- Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. (Л.Толстой.)
- Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. (А.Чехов.)
- Озеро было широкое, более пятисот метров.
-Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? (Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные.)
-Почему эти члены предложения называются уточняющими? (Они добавляют уточняющему слову какой-нибудь оттенок усиления, ограничения и т.д.)
-Какие случаи обособления уточняющих членов не нашли отражения в таблице?
-Назовите их, приведите примеры. (Уточняющие дополнения с предлогами кроме,..) (Слайд 7.)
- Я ничего не слышал, кроме шума леса.
- Наряду с изучением английского языка, он занимался ещё и французским.
- Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. (М.Г.)
- За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.
Уточняющие дополнения могут стоять как после уточняемого слова, так и перед ним. В предложении уточняющие дополнения и уточняемые слова могут быть разными членами предложения.

2. Упр.344  Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления.
-Объясните, в чем состоит смысловая роль уточняющих членов в каждом примере? Сделайте вывод.

3. (Слайд 8-9.)
Распространите предложения, вставив уточняющие члены. Распространенные предложения прочитайте дважды: 1) придавая второму обстоятельству значение уточнения; 2) не выделяя его интонацией как уточняющее.
- Что меняется в постановке знаков препинания?
- На опушке леса я нашла гриб. (На опушке леса, возле трухлявого пня, я нашла гриб.
- На рассвете, около пяти часов, подул сильный ветер.
- Внизу, в глубоком овраге, виднелись заросли кустарника и молодых деревьев.
- Наверху, под крышей, раздался шум.

4. (Слайды 10,11.)Запишите предложения.
-Являются ли выделенные слова уточняющими членами предложения? Почему?
-Проверьте записанный текст.
 ( Отвечают на разные вопросы.   Весьма распространенная ошибка, которую допускают школьники.)
- Вчера  на хуторе произошло нечто странное.
- Вдруг за поворотом появился грузовик.
- Около полудня на левом берегу реки мы заметили избушку и решили устроить здесь привал.
- В начале лета в России
Отмечают день рождения А.С.Пушкина.
 V. Физминутка  Предлагаю упражнения для глаз. (Слайд 12.) Выполняют упражнения для глаз.
VI. Закрепление материала Отработка умения применять полученные знания, сопоставлять.
-Запишите под диктовку текст, объясните графически постановку знаков препинания.                 
Мы выехали на высокий, крутой берег реки. Внизу, под обрывом, через неё был перекинут дощатый мостишко. За рекой, за мостом,  лежало большое селение. За ним, далеко по равнине, тянулись поля. А на обрыве, над рекой, стояло другое большое селение. Заречное село называлось Заречье. Село над обрывом называлось Заборовьем потому, что ехать к нему надо через вековой сосновый лес, через бор. (По В. Кочетову)
-Проверьте записанный текст (Слайд13.)
-Почему в предложениях 2,3,4,5,7 стоят запятые?  Подчеркните уточняющие члены предложения.
VII. Домашнее задание: § 41, упр. 351 устно, 347- письменно (Слайд14)
VIII. Подведение итогов. Обобщение знаний
- Вот и кончился урок,                                             
И подводим мы итог!
-Какие члены предложения называются уточняющими?
-Какие дополнительные вопросы можно поставить к уточняющим членам?
- Какими членами предложения могут быть уточняющие члены? (главными, второстепенн.)
- С помощью каких союзов могут присоединяться уточняющие члены предл.?
Выставление оценок.
IX. Рефлексия.
-Испытывали ли трудности? Почему?
-Что необходимо изменить, чтобы было интереснее? Поставьте на полях соответствующий смайлик.
Благодарю за урок.
Раздаточный материал:
Ввиду приближения шторма, ненастье в продолжение месяца, иметь в виду, несмотря на дождь, вышла из берегов вследствие дождей; шли, не смотря по сторонам; в следствии по делу, пребывание в походе в течение десяти дней.

- Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад.
- Он наивно, по-детски, в вытер пальцами  глаза. (Л.Толстой.)
- Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. (Л.Толстой.)
- Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. (А.Чехов.)
- Озеро было широкое, более пятисот метров.

Я ничего не слышал, кроме шума леса.
- Наряду с изучением английского языка, он занимался ещё и французским.
- Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. (М.Г.)
- За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.

- На опушке леса я нашла гриб. (На опушке леса, возле трухлявого пня, я нашла гриб.
- На рассвете, около пяти часов, подул сильный ветер.
- Внизу, в глубоком овраге, виднелись заросли кустарника и молодых деревьев.
- Наверху, под крышей, раздался шум.

- Вдруг за поворотом появился грузовик.
- Около полудня на левом берегу реки мы заметили избушку и решили устроить здесь привал.
- В начале лета в России
Отмечают день рождения А.С.Пушкина.

Мы выехали на высокий, крутой берег реки. Внизу, под обрывом, через неё был перекинут дощатый мостишко. За рекой, за мостом, к которому, сползая с обрыва зигзагами, вела проселочная дорога, лежало большое селение. За ним, далеко по равнине, тянулись поля. А на обрыве, над рекой, стояло другое большое селение. Заречное село называлось Заречье. Село над обрывом называлось Заборовьем потому, что ехать к нему надо через вековой сосновый лес, через бор. (По В. Кочетову)


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»