Попова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы школы №3 г. Волхова.
| Тема урока. | Кол-во часов. | Работа по развитию речи. |
| Повторение изученного в 5 классе (9+4) | ||
| Звуки. Части слова. | 1 | Работа над смысловой спецификой слова, особенностями звуковой организации речи в произведениях прозы и поэзии. Звукопись. |
| Орфограммы в приставках. | 2 | Стилистическая окраска морфем. |
| Словосочетание. | 1 | Работа над синонимией словосочетаний. Синонимическая замена отдельных слов отрывка. Начало работы по обогащению учащихся тематической лексикой, необходимой для описания осенней природы. (Продолжить работу дома). |
| Орфограммы в окончаниях слов. | 2 | Композиционный анализ текста. Сочинение-миниатюра "Чем мне запомнилось первое школьное утро? " (Пишется дома). |
|
Простые и сложные предложения. |
2 | Наблюдение над значением предложений со связкой и без связки. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Многозначность пословиц. Поэтика пословиц. Риторический вопрос, риторическое обращение, инверсия. |
| Развитие речи. | 1 | Текст. Стилистическая функция прямого и обратного порядка слов. Тема, основная мысль. Границы предложений. Углубление понятия о теме текста: узкая и широкая темы. Синонимическая замена отдельных слов. Фразеологизмы. |
| Прямая речь. Диалог. | 1 |
Стилистические функции прямой речи. Сочинение-миниатюра с элементами описания на тему "Осень" по данному началу. "По дороге в школу". Продолжение работы по созданию тематического словаря к сочинению-описанию на тему "Осень". |
| Развитие речи. | 1 | Стили речи. Абзац и его стилистическая роль. Приёмы стилистической правки: исключение из текста неблагозвучных слов. Анализ образцового текста. Наблюдение над композицией. Лексические образные средства речи. |
| Развитие речи. | 1 | Анализ лексико-стилистического негативного текста. Предупреждение логических ошибок. Наблюдение над неправильным употреблением слов художественного стиля. Редакторская правка текста. |
| Развитие речи. | 1 | Экскурсия в осенний парк. Наблюдение за осенней природой. Собрание рабочих материалов. Композиция сочинения-рассуждения. |
| Лексика и фразеология. (9+4) | ||
| Повторение изученного в 5 классе. | 1 | Составление словосочетаний по иллюстрациям на тему "Осень". Многозначность слов. Смысловая функция антонимов, синонимов. Анализ текста. |
| Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. | 2 | Соответствие слов теме. Замена слов - омонимов синонимами. Продолжение работы по лексической подготовке к сочинению-описанию об осени. |
| Развитие речи. | 1 | Подготовка к домашнему сочинению на тему "Люблю я пышное природы увяданье" с включением пословиц или поговорок об осени. Анализ художественного текста. Подбор рабочих материалов. Составление плана. Рецензирование (устное). |
| Неологизмы. Архаизмы. | 1 | Подбор синонимов к устаревшим словам. Наблюдение над ролью архаизмов в придании речи иронического и шутливого оттенков. |
| Развитие речи. | 1 | Анализ сочинений. Авторская правка. |
| Фразеологизмы. | 2 | Поговорки и речевая фразеология. Сочинение-миниатюра о дружной работе с использованием фразеологизмов: Ни свет ни заря. Во чтобы то ни стало. Все как один. |
| Заимствованные слова. | 1 | Конструирование предложений. |
| Развитие речи. | 1 | Роль текстовых синонимов в речи. Межфразовая функция синонимов. |
| Повторение. | Композиционный анализ текста. | |
| Контрольный диктант. | 1 | |
| Развитие речи. | 1 | Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот. |
| Словообразования. (25+5) | ||
| Повторение изученного. | 2 | Поэтика пословиц и поговорок. Вставка существительтельных-синонимов в предложения. |
| Развитие речи. | 1 | Темы узкие и широкие. Простой и сложный план. |
| Однокоренные слова. | 2 | Семантика корней. Омонимичные корни. |
| Развитие речи. | 2 | Изложение с элементами описания процессов труда. Языковый анализ текста. Предупреждение речевых недочётов. |
| Образование слов. | 2 | Роль морфем в создании слова, употреблённого в предложении. Соответствие слов теме. |
| Правописание 0 иав корнях -кос-, -кас-, -гор-, -гар-. | 3 | Рассказ по сюжетным рисункам. Сочинение по сюэюетным рисункам "Догадливый рыбак" (упр. 120) с включением в текст пословиц и поговорок. |
|
Правописание приставок пре-, при-. |
3 | Сочинение-миниатюра по опорным словам о человеке и его труде по пословице: 'Труд всё превозмогает ". |
| Образование слов путём сложения. | 1 | Подбор словосочетаний, конструирование предложений по теме "Описание помещения". Предупреждение речевых недочётов. |
| Сложносокращё нные слова | 1 | Конструирование предложений. |
|
Правописание 0 иав сложных словах. |
2 | Широкое употребление данных слов в загадках. Микротемы: "Описание помещения". Текст, его признаки. |
| Развитие речи. | 1 | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Языковые средства его оформления. |
|
Буквы Ы и И после приставок. |
2 | Монологическое высказывание. Рассказ по сюжетным рисункам. |
| Развитие речи. | 1 | Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле. |
| Повторение. | 2 | Части текста. Тема, основная мысль. Изобразительно-выразительные средства языка. |
| Развитие речи. | 1 | Описание помещения в художественном и официально-деловом стилях. Создание текста. |
| Имя существительное. (18+6) | ||
| Повторение изученного в 5 классе. | 2 | Метафора. Создание тематического словаря на тему "Зима". Синонимия словосочетаний. Экспрессивное использование категорий падежа. |
| Развитие речи. | 1 | Роль существительных в создании сравнительных оборотов. Приём противопоставления имён существительных с противоположным значением. Роль существительных в построении предложений с противоположным значением. Безглагольностъ текста. |
| Разносклоняемые имена существительные. | 1 | Микротема 'Зима". Стилистика. Сочетания, употребляемые в переносном смысле. |
| Развитие речи. | 1 | Сочинение-описание помещения. План. Варианты систематизации плана. Границы предложений. Предупреждение речевых, логических ошибок. |
|
Несклоняемые имена существительные. |
1 | Конструирование предложений. Составление словосочетаний. Рассказ "На прогулке"с употреблением несклоняемых имён существительных. |
| Способы словообразования. | 1 | Словообразовательный повтор. Эпиграф. |
| Развитие речи. | 1 | Сжатое изложение повествовательного характера с элементами описания пейзажа. |
|
Нес существительными. |
2 | Творческий диктант: существительные заменить антонимами с приставкой. Сочинение-миниатюра по опорным словам: "Ученье без уменья не польза, а беда", "Не силой бороться, а умением". |
| Развитие речи. | 1 | Экскурсия в зимний парк. Сочинение-описание на тему "Зима " по личным впечатлениям. |
|
Имена существительные общего рода. |
1 | Конструирование предложений. |
| Буквы Ч и Щ в суффиксах -чик- (-щик-). | Составление словосочетаний. Раскрытие в словосочетаниях значение существительных, раскрывающих особенности характера человека. | |
| Развитие речи. | 1 | Анализ сочинений. Правка текста. |
| Гласные Ои В после шипящих в суффиксах. | 1 | Рассказ. Композиция. Сочинение повествовательного характера "Мой край" с включением в текст элементов описания природы. |
|
Гласные в суффиксах —ек, -ик. |
2 | Суффиксы оценки. |
| Повторение. | 2 | Композиционный анализ текста. Экспрессивное использование имён собственных. Образное использование существительных мужского и среднего рода при олицетворении. |
| Имя прилагательное. (24+11) | ||
| Повторение изученного в 5 классе. | 2 | Употребление прилагательных в речи. Переход существительных в прилагательные как средство художественного приёма, помогающее раскрыть замысел. Прилагательное в пословицах, загадках. |
| Развитие речи. | 1 | Употребление прилагательных в речи. Лингвистический анализ текста. |
| Степени сравнения имён прилагательных. | 2 | Композиция текста-повествования. Составление словосочетаний по картине. |
| Качественные прилагательные. | 2 | Эпитет. Эпиграф. Текст. Языковые средства, помогающие раскрыть основную мысль. |
| Мягкий знак в середине и на конце числительных. | 2 | Сочинение-миниатюра "Семь раз отмерь, один раз отрежь". |
|
Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. |
2 | Рассказ "Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд". Символика количественных числительных в художественной литературе, мифах, фольклоре, Библии. Культура речи. |
| Развитие речи. | 1 | Рассказ по сюжетным рисункам. Составление диалога. Диалогическая речь. |
| Дробные числительные. | 1 | Это интересно. Текст публицистического характера. Упражнения по культуре речи. |
| Развитие течи. | 2 | Изложение по повести ММ. Пришвина "Кладовая солнца". Синонимы. План. Языковый анализ текста. |
| Собирательные числительные. | 1 | Сочинение-миниатюра "Вдвоем всегда лучше: один упал, другой помог подняться". Культура речи. |
| Порядковые числительные. | 2 | Сочинение в жанре сказки "Семеро одного не ждут " "Кто на словах первый, тот на деле последний". |
| Повторение. | 2 | Творческий диктант. Группировка однокоренных слов. |
| Контрольный диктант. | 1 | |
| Местоимение. (21+5) | ||
| Местоимение как часть речи. | 2 | Местоимение в устойчивых словосочетаниях. Цепная связь предложений в тексте. Синтаксическая роль местоимений. Пословицы о дружбе, труде, учении. |
| Личные местоимения. | 2 | Сочинение-миниатюра "Был я у друга, пил воду слаще мёду". Эстетическая нагрузка местоимений в лирических произведениях. |
| Возвратное местоимение. | 1 | Рассказ по сюжетным рисункам. Упр. 380. "Как я однажды помог маме". Рассказ по пословице: "И о себе помни, и о друге заботься". |
| Вопросительное местоимение. | 1 | Риторический вопрос. Конструирование предложений. |
| Неопределённые местоимения. | 3 | Творческий диктант. Заменить неопределенные местоимения другими, близкими по смыслу. Смысловая нагрузка неопределённых местоимений. |
| Отрицательные местоимения. | 3 | Рассказ "Не подумав, ничего не начинай". "Друг-ценный клад, недругу никто не рад". |
| Притяжательные местоимения. | 1 | Составление словосочетаний, конструирование предложений. Сочинение по опорным словам на тему "Наша семья". |
| Развитие речи. | 1 | Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. (Упр. 410). Композиция. План. |
| Указательные местоимения. | 1 | Рассказ по данному началу: "Не тот силён, кто дюжин, а тот, кто дружен ". |
| Пунктуация. Синтаксис. | 2 | Ритмико-интонационалъный анализ. Зависимость ритмики и интонаций от синтаксического построения текста. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Риторическое восклицание. Бессоюзие. Многосоюзие. |
| Графика. Орфоэпия. | 2 | Культура речи. Курсив. |
| Развитие речи. | 1 | Анализ текста. |
| Словообразование. | 2 | Словообразовательный повтор. Роль однокоренных слов в тексте. |
| Морфология. | 2 | Языковые выразительные средства языка. |









