Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Правописание приставок

Габерцеттель Надежда Александровна
 
Тема урока Правописание приставок
Цель урока Освоить способ действия при выборе согласных з-с на конце приставок
Задачи урока Развивать навыки речевого слуха
Осознавать необходимость знания правила
Знать условия выбора букв з-с на конце приставок
Прививать умение работать в парах
Тип урока Урок ознакомления с новым материалом
Планируемые образовательные результаты Личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями, развитие познавательных интересов, стремление к речевому самосовершенствованию, к пополнению словарного запаса
Предметные: закрепить написание неизменяемых приставок, научиться выявлять условия выбора согласных з-с на конце приставок
Метапредметные: соотносить правильность выполнения действий с требованиями конкретной задачи, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, устанавливать причинно-следственные связи, осознанно строить высказывание в устной форме, умение приходить к общему решению в ходе совместной деятельности
Ресурсы урока Учебник по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, рабочие листы
 
ХОД УРОКА
Этапы урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые универсальные учебные действия
1 2 3 4 5
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке Вступительное слово
- Проверьте, чтобы на вашем столе лежали учебник, тетрадь-справочник, ручка, карандаш.
- Давайте определим свое настроение, настроимся на работу. На рабочих листах нарисуйте смайлик, характеризующий ваше настроение в начале урока.
- Подпишите свои рабочие листы.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, эмоционально настраиваются на урок, подписывают рабочие листы Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу
Регулятивные: организовывают свое рабочее место под руководством учителя
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Проверить уровень усвоения теоретического материала (употребление неизменяемых приставок), проверить навыки его практического применения Обратите внимание на задание 1 на ваших рабочих листах. Вставьте пропущенные буквы.
п..смотреть
по..держать
с..единить
з..ехать
н..писать
пр..читать
о..ъехать
на..пилить
п..р..мирие
пре..праздничный

 
ра..смотреть
ра..жигать
бе..конечно
и..пугаться
и..бирать
бе..вкусный
в..бираться
и..парять
в..пахать
ра..считывать
- Написание слов какого столбика не вызвало затруднений? Назовите орфограмму. Выделите приставки в словах первого столбика.
- В тетради-справочнике записываем теоретический материал
Приставки
  1. Неизменяемые (примеры…)
  2.     
  3.  
 
 
 
 
 
 

 
Вставляют пропущенные буквы, выделяют приставки, формулируют собственные мысли, высказывания и обосновывают свою точку зрения, записывают теоретический материал в тетрадь-справочник Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Регулятивные: осуществляют контроль
Выявление места и причины затруднения Научить выявлять опознавательный признак, уметь выделять приставку, развивать логическое мышление, учить вести диалог, слушать и слышать собеседника Работаем со вторым столбиком слов из задания 1.
- Почему вы затрудняетесь вставить пропущенную букву?
- Что объединяет приставки слов второго столбика?
- Стоит ли выделять их в отдельную группу и учиться писать?
- Приведите свои примеры слов с этими приставками.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют собственные мысли, высказывания и обосновывают свою точку зрения Познавательные: сравнивают слова, группируют их на основе существенных признаков
Регулятивные: осуществляют самоконтроль
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, участвуют в диалоге, соблюдают нормы речевого этикета
Личностные: имеют мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Построение проекта выхода из затруднения Обеспечить мотивацию к учебно-познавательной деятельности, учить вести диалог Формулировка проблемы
- Сформулируйте тему урока.
- Какие цели мы можем поставить перед собой? (Выяснить, когда на конце приставок пишется –с, а когда – з; потренироваться в написании слов с этими приставками)
Приходят к выводу, что есть приставки, правописание которых пока неизвестно. В сотрудничестве с учителем формулируют тему и цели урока. Познавательные: определяют тему
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, участвуют в диалоге, соблюдают нормы речевого этикета
Реализация построенного проекта Дать представление об условиях выбора согласных з-с на конце приставок, научить находить опознавательный признак, развивать анализ, синтез, логическое мышление, учить работать в парах, вести диалог Для решения выявленной проблемы я предлагаю вам стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з-с на конце приставок. Работаем в парах (задание 2 на рабочих листах)
Разглядеть – распевать
Изменчивый – истекший
Безграмотный – беспечный
Розжиг – роспись
- Давайте посмотрим, правильные ли мы сделали выводы. Откройте учебник на стр. 126.
- Запись правила в тетрадь-справочник
Приставки
  1. Неизменяемые (примеры…)
  2.  Приставки на З-С (правило+примеры)  
  3.  
- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие.  Какие знания вам помогли? (Знание морфемики, фонетические знания)
ФИЗМИНУТКА
Физминутка фонетическая: я называю звуки, если звук звонкий, вы поднимаете руки над головой, если глухой – приседаете.
[Б], [Д], [М], [П], [Ф], [К], [Т], [Ж], [Р]
 - Тихонько сели
Работают в парах, отвечают на вопросы, строят понятные для одноклассников высказывания, читаю учебник, записывают теоретический материал в тетрадь-справочник Познавательные: сравнивают слова, ориентируются в учебнике
Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике, строят небольшие монологические высказывания, участвуют в диалоге, соблюдают нормы речевого этикета
Регулятивные: осуществляют самоконтроль
Личностные: работают в парах
Закрепление нового материала  Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести их коррекцию 1. Работа над ошибками второго столбика.
- Возвращаемся к словам второго столбика из задания 1. Объясняем правописание приставок
2. Выборочно-распределительный диктант (задание 3)
3. Творческий диктант (задание 4)
4. Исправить ошибки в тексте (задание 5)
Выполняют задания, комментируют свой выбор Личностные: развивает познавательные интересов, учебные мотивов
Регулятивные: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: структурирует знания, учится осознанно строить речевое высказывание
Коммуникативные: формулирует собственное мнение
Рефлексия деятельности, подведение итогов урока Инициировать рефлексию учащихся - Мы закончили нашу исследовательскую работу. К каким выводам мы пришли?
- Удалось ли нам достичь поставленных целей?
- Довольны ли вы своей работой? Нарисуйте смайлик, характеризующий ваше настроение в конце урока

 
Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки
Личностные: формируют адекватную, позитивную оценку
Познавательные: структурируют знания
Коммуникативные: задают вопросы

 
Домашнее задание Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Выучить правило (тетрадь-справочник, §44, упр. 356 Записывают домашнее задание в дневник  
 
Индивидуальная карта урока учени___ 5 ___ класса
_________________________________________________________________________________
Задание 1
Вставить пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове пробел

 
п..смотреть
по..держать
с..единить
з..ехать
н..писать
пр..читать
о..ъехать
на..пилить
п..р..мирие
пре..праздничный
ра..смотреть
ра..жигать
бе..конечно
и..пугаться
и..бирать
бе..вкусный
в..бираться
и..парять
в..пахать
ра..считывать
 
Задание 2
Работая в парах, постарайтесь определить условия выбора согласных с-з на конце приставок
 
Разглядеть – распевать
Изменчивый – истекший
Безграмотный – беспечный
Розжиг – роспись
 
Задание 3
Выборочно-распределительный диктант. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова в три столбика: приставка на –с, приставка на –з, слова, не подвергающиеся данному правилу, графически выделите орфограмму
 
Бе..ценный, ра..бег, ра..жать, бе..брежный, ра..грузить, ра..сылка, бе..молвие, в..пылить, бе..шумно, ..делать, ра..спросить, и..тратить, ..гореть, бе..культурье, ра..шитый, ..дание, бе..жалостный

 
Приставка на –с Приставка на –з  
 
 
   
 
 
   
 
 
   
 
 
   
 
 
   
 
 
   
     
 
     
 
 
Задание 4
Творческий диктант. Замените данные слова и словосочетания синонимами с приставками на з-с

 
  1. Жидкость без цвета - ______________________________________________
  2. Дорога без конца - ________________________________________________
  3. Движение без шума - ______________________________________________
  4. Шоколад без вкуса - _______________________________________________
  5. Разделить линиями - _______________________________________________
  6. Освобождение от груза - ____________________________________________
  7. Гардероб - ________________________________________________________
  8. Соленая вода для засолки овощей - ___________________________________
  9. Время перед восходом солнца - ______________________________________
 
Задание 5
Найдите и исправьте ошибки, объясните
 
Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти безжизненной. Здесь и расположились Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята зделали шалаш, расставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним бесшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш рассыпался.
Миша и Саша расделились и разошлись в разные стороны, чтобы найти дополнительные ветки и укрепить свое жилище. На восстановление ушло много времени. Когда работа была, наконец, закончена, ребята пошли рыбачить, а Дружок остался охранять шалаш.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»