Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации по обучению детей с ЗПР
правописанию и овладению звуковым составом слова

 
Куренкова Татьяна Михайловна
учитель  русского языка и литературы,
первая категория, ГБОУ школа № 7
 Красносельского района  Санкт-Петербурга
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 
Обучение письму – составная часть всего содержания обучения родному языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками.
Усвоение правила правописания — сложный психический процесс, для ко­торого необходим ряд умений: отвлечь­ся от конкретного содержания, видеть сходство и различие, находить общие закономерности и на этой основе делать определенные выводы, обобщения. Все эти умения оказывают влияние на выра­ботку ассоциаций орфографического рода.
У школьников, испытывающих труд­ности в обучении и обучающихся в клас­сах специальных коррекционных классах VII вида, эти ассоциации не возникают без специально направленного обучения вследствие слабой аналитико-синтетической деятельности речевого опыта.
Наиболее сложными для усвоения в младших классах, а в специальных коррекционных классах VII вида осо­бенно, являются правила правописания безудар­ных гласных, написание которых можно проверить.
Актуальность разработки данных методических рекомендаций  обусловлено недостаточной разработанностью специальной методики обучения правописанию детей с задержкой психического развития, в том числе написаниям безударных гласных в корне слова, неупорядоченность и традиционность дидактического материала, отсутствие полных научно обоснованных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям.
Целью настоящих методических рекомендаций  является практическая разработка вопроса формирования навыков орфографии,  правописанию и овладению звуковым составом слова.
Прежде всего, перед учителем стоит задача возродить у ребенка утерянную веру в свои познавательные воз­можности, пробудить,  поддержать или сформировать желание учиться. Успех фор­мирует у детей веру в себя. Жизнеутверждающий тонус повсед­невной жизни школьника опирается, прежде всего, на успехи в его основном труде — учении.
Конкретными недостатками развития психомоторной сферы явля­ются:
-  несформированность зрительно-двигательных координации;
-  недостаточный уровень дифференцированности мышечных уси­лий руки;
-  недостатки в развитии микромоторики.
У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отме­чаются следующие трудности в написании букв:
-  нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр);
-  отсутствие связных движений при письме, "печатание" букв;
-  плохой, небрежный почерк;
-  очень медленный темп письма;
- сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополни­тельных штрихах, дрожащих линиях;
-  слишком большое напряжение руки при письме (сильное надав­ливание) либо слишком слабый нажим.
          При формировании двигательного навыка чтения (речевые уме­ния) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, кото­рые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения.
Затруднения в артикуляции проявляются в том, что ученик ха­рактеризуется: а) низкой скоростью чтения, б) слоговым типом чте­ния, в) низким уровнем понимания читаемого в связи со смешивани­ем близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.
Кроме того, низкая ско­рость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями форми­рования когнитивного компонента навыков письма, чтения.
Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следующем:
-  замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, недописывание слов и предложений, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;
-  трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, ис­кажение смысла слов;
-  неправильное чтение похожих по начертанию букв;
-  затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе трудностей, могут быть названы следующие.
Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке.
У детей с несформированностью  пространственных представлений часто встречается "зеркальное" написание букв и цифр (например, вместо буквы «3» пишут букву «Е», вместо буквы «Я » - «R».
Другие недостатки в развитии у ребенка пространственных пред­ставлений могут проявляться:
-в сращивании и расщеплении слов при письме;
-в слитном написании с предлогами;
-  в замене букв по пространственному сходству (с - е, 6- о);
-  высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки;
-  при списывании (чтении) буквы располагаются (считываются) в обратной последовательности (вместо " на" пишут и читают " ан", вместо "нос" - "сон" и т. д.);
-  учебный материал располагается на странице снизу вверх, ко­пия - выше образца;
-  при чтении имеет место повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.
Звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и дос­таточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс звукобуквенного анализа и синтеза предполагает на­личие следующих умений:
-  способность расчленять непрерывный звуковой поток устной ре­чи на отдельные части (предложения, слова);
  умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки - фонемы - из звукового состава слова;
-  овладение действием последовательно выделять все звуки, вхо­дящие в состав слова, и свободно оперировать ими;
-  умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова.
Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа за­трудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки (с - ш, з - ж), звонкие и глухие (б - п, д - т, г - к и т. д.), твердые и мягкие звуки. Вследствие этого иногда наблюдается смешение значений слов. Зада­ние подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполня­ется со своеобразными ошибками. Так,  на звук «з» подбираются такие слова,  как "жаба", "жук"; на звук "г" - "корабль", "кукла".
Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с фор­мированием слухового, речевого и двигательного взаимодействия, выражающего­ся, в частности, в правильной артикуляции при произношении звуков. Недостатки произношения часто оказываются индикатором, сигнали­зирующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.
Недостаточность зрительного анализа может проявляться в сме­шении сходных по начертанию букв (б - в, н - п, м - л, ш - т и т. д.). «Зеркальное» написание букв и количественные ошибки (преувели­чение и преуменьшение количества элементов буквы) могут появ­ляться не только вследствие несформированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы еще на начальных этапах обучения.
Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании пере­носного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное и др.
Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в фор­мулировании правила на основе анализа нескольких примеров, неточно запоминают схемы рассуждения. В осно­ве этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение. Недостаточность операции абстрагирова­ния проявляется в трудностях при переходе из конкретного в абст­рактный план действия.
Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком зна­нии всех букв алфавита, в трудностях при запоминании прозы и стихотворе­ний, ограниченном словарном запасе, в искажении при запоминании слуховых,   зрительно-двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, зако­нов, последовательности выполнения заданий и др.), в невозможности припомнить знакомый материал.
Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного вни­мания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: в недописывании слов и предложений, лиш­них вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок сло­гов в словах, при чтении "потеря" строки, повторное считывание той же строчки и др.
В силу недостаточно­го развития познавательной деятельности и речи у детей с ЗПР не нако­пились элементарные знания и представления о языке, на кото­рые учитель мог бы опираться непосредственно в процессе изу­чения учащимися классов VII вида грамматико-орфографических тем.
Практиче­ские знания грамматики родного языка, которыми нормально раз­вивающийся ребенок овладевает без целенаправленно организо­ванного обучения в процессе общения с окружающими, у детей, испытывающих трудности в обучении, оказываются крайне бед­ными, недостаточными, а иногда и ошибочными. Поэтому, их приходится восполнять в процессе специального обучения.
Важное значение имеет восполнение пробелов предшествующего развития и коррекции нарушенных и недоразвитых функций формируется готовность учащихся к овладению учебным матери­алом. Обучение организуется таким образом, чтобы дети получа­ли знания о языке, опираясь на свой личный слуховой и произ­носительный опыт.
В области родного языка подготовительная работа имеет ми­нимум три направления:
—обогащение сенсорного опыта учеников;
—уточнение, а также расширение их словарного запаса, раз­витие умения строить предложения, употреблять их в связ­ной речи;
—ознакомление с необходимой терминологией, введение ее в пассивный словарь ребенка.
Существенное значение в обучении имеет практическая дея­тельность ребенка. Работа ученика с разрезной азбукой, схема­ми, таблицами, памятками повышает его интерес к учебному ма­териалу и является одним из основных учебных средств, с помо­щью которых возможно пробуждение познавательной активнос­ти и формирование полноценной учебной деятельности. Извест­но, что знания, полученные в результате деятельности самого ребенка, усваиваются им легче и более прочно.
Недостаточность основных мыслительных операций и памя­ти, а также замедление скорости приема и переработки сенсор­ной и вербальной информации у этих учеников определяют не­обходимость сообщения нового материала предельно развернуто и небольшими дозами. Все свои практические действия учащие­ся сопровождают речью, в которую постепенно вводятся специ­альные термины («звук», «гласные», «согласные» и т. д.).
Чет­кая последовательность, поэтапность действий и рассуждений школьников постепенно свертывается. Однако в случае затрудне­ний ученику предлагается вернуться к развернутым действиям, сопровождающимся словесным комментированием. В этом состо­ит одно из проявлений дифференцированного подхода к обуче­нию таких детей.
Развитию познавательной активности учеников, появлению заинтересованности в знаниях о родном языке способствуют так­же занимательные дидактические игры и игровые приемы. Эта формы работы создают у школьников положительный эмоциональ­ный настрой, повышают их интерес к учению, способствуют «эмо­циональному пробуждению разума». Используемые игры не но­сят, однако, развлекательного характера, а направлены непосред­ственно на решение учебной задачи конкретного урока.
Прин­ципиальное значение в оптимизации усвоения знаний школьни­ками с задержкой психического развития имеет использование условно-графических схем и графическое моделирование учебных текстов. Применение этих приемов при обучении родному языку способствует осмыслению школьниками фонетической и син­таксической структуры речи и более полному пониманию содер­жания текстов учебника.
Значительно облегчает процесс усвоения и применения знаний и умений работа с алгоритмическими предписаниями. Благодаря алгоритмам учащиеся приобретают навыки последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для решения определенных учебных заданий. Кроме того, они усваивают различные структуры предложений, в которые включена необходи­мая научная терминология.
Только самостоятельное выполнение школьниками зада­ний дает учителю повседневную информацию о фактических уме­ниях и знаниях детей. Такая обратная связь содействует выяв­лению усвоенного и неусвоенного материала, а также определе­нию индивидуальных трудностей, имеющихся у отдельных детей. Это способствует своевременному предупреждению и устранению пробелов в умениях, знаниях и навыках школьников.
В обучении детей с трудностями усвоения школьных знаний предусматривается также систематическое повторение пройденно­го материала, что является необходимым как для закрепления и обобщения ранее изученного, так и для полноценного усвоения нового.
Анализ и сравнение речевого материала, выделение на этой основе его различий и сходства, вычленение существенных фоне­тических признаков, синтез, обобщение и классификация грам­матических явлений, установление между ними зависимостей ведут к общему развитию детей.
Таким образом:
- необходимо, чтобы работе над темами предшествовала подготовительная работа (обогащение сенсорного опыта учеников; уточнение, расширение их словарного запаса, раз­витие связ­ной речи; введение терминологии в пассивный словарь ребенка.)
-чтобы дети с задержкой психического развития получали знания о языке, опираясь на свой личный слуховой и произ­носительный опыт;
- существенное значение в обучении имеет практическая дея­тельность ребенка;
- недостаточность основных мыслительных операций и памя­ти, а также замедление скорости приема и переработки сенсор­ной и вербальной информации у учеников с ЗПР определяют не­обходимость сообщения нового материала предельно развернуто и небольшими дозами, систематическое повторение пройденно­го материала;
- чет­кая последовательность, поэтапность действий и рассуждений школьников, которая постепенно свертывается;
- облегчает процесс усвоения и применения знаний и умений работа с алгоритмическими предписаниями;
- развитию познавательной активности учеников, появлению заинтересованности в знаниях о родном языке способствуют так­же занимательные дидактические игры и игровые приемы;
- прин­ципиальное значение в оптимизации усвоения знаний школьни­ками с задержкой психического развития имеет использование условно-графических схем и графическое моделирование учебных текстов;
- большое внимание следует уделять формированию у учеников навы­ков самостоятельного использования имеющихся у них знаний и умений.
Обучение отстающих в развитии школьников на основе изло­женных положений предполагает не только усвоение ими знаний и умений в области грамматики и правописания родного языка, но и содействует преодолению недостатков их умственного и личностного развития.
Список использованной литературы.
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании.
 и др.; Под ред. . – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 320 с.
2. Основы коррекционной педагогики; Под ред. . – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 280с.
3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. . – М.; АРКТИ, 2018.
4. Блинова А. Коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М.: Изд –во НЦ ЭНАС, 20с.
5. И.А. Костромина преодолеть трудности в обучении детей. – М.. : Издательство «Ось – 89», 2017. – 224 с. (практическая психология).
7. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. и др.; Под ред. . – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 19с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»