Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Ролевая игра. Дискуссия

Гибкость в общении

Киселева Вера Александровна,
преподаватель русского языка и литературы

~~«___» _________ 2017г.                                                             Группа ____
Урок № ___
Предмет: Русский язык и культура речи
           Цель: формировать социальный опыт; способствовать развитию творческого мышления; вырабатывать умение понимать других людей и строить с ними отношения; сознавать «правила игры» и свою роль в конкретной группе; учить умению управлять своими эмоциями; научить грамотно, аргументировать выдвинутые тезисы; правильно использовать различные обороты речи, не нарушая норм русского литературного языка; умение определять свои способности; правильно, адекватно реагировать на критику партнеров по группе; планировать собственные действия, выбирая способы достижения цели в конкретной жизненной ситуации.
Методические приемы: беседа - диалогический метод, иллюстративный метод, дискуссия, мультимедиа.
Ход
      На экране фраза – эпиграф к  уроку «В спорах рождается истина».
Преподаватель: «Н.В. Гоголь сказал: « Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее». Мы счастливы тогда, когда понимаем друг друга. Помните замечательный советский фильм «Доживем до понедельника»?...
      Предлагаю обсудить тему: «Гибкость в общении». Урок наш -  своеобразный тренинг, ролевая игра. Каждый участник игры принимает на себя определенную роль. Даю вам полную самостоятельность и свободу выбора. Экспериментируя, сравнивая разные способы поведения ,вы можете выбрать среди них наиболее подходящие для себя. Напоминаю правила ролевой игры:
1) Необходимо распределить роли в соответствии с наклонностями и желанием каждого.
2) Обратить внимание на поведение, ощущения участников, смысл, который скрыт под действиями и словами партнеров, имеющих противоположные подходы к аргументации чужой и своей позиции.
3) События, обстоятельства, придуманные кем-либо из участников по ходу игры учитываются и поощряются.
4) Нельзя во время игры делать друг другу замечания, вставлять реплики, комментировать происходящее до конца дискуссии.
5) Студенты - члены жюри сообщают участникам игры о своих наблюдениях, а в самом конце занятия, вместе с педагогом, анализируют участие каждого исполнителя роли.
Далее необходимо разделить учебную группу на подгруппы по4 студента. Можно придумать гипотетическую ситуацию, в которой агрессивное или неуверенное поведение может быть более адекватным, чем уверенное поведение. Затем привести сильные (слабые) (по убеждениям) аргументы, излагая свою точку зрения.
В помощь студентам на экране демонстрирую несколько ситуаций из жизни, истории, литературных произведений; разрешаю придумывать свои. Также на экран вывожу конкретные вопросы:
1. Какое слово является ключевым в нашей теме? (Получаю ответ, задаю следующий вопрос). 
2. Как вы сформулируете определение, что такое общение? Привести синонимы, антонимы. С помощью кластеров на экране помещаю схему. См.приложение.
  Схему дополняю, провожу словарную работу, обращаюсь к каждому студенту по очереди. Работаем со словарем синонимов и антонимов. Выбираем соответствующие определению сначала синонимы, затем антонимы.
Синонимы – «общение» - общно с кем, сообща, вместе, вкупе, общими силами, согласием; общение - коммуникация, дружба, беседа, соприкосновение, встреча и другие. Попутно называли глаголы: общаться, связываться, контактировать, взаимодействовать, пообщаться.
Антонимы – «общение» - разобщенность и изолированность.
3. Что является главным в общении? ( Примерные ответы: гибкость, терпимость, неагрессивное поведение).
4. Какие приемы общения дадут положительный результат, а какие приемы общения влияют на результат отрицательно? (Примерные ответы: надо избегать угроз, быть изобретательным, уметь находить нестандартный подход, а отрицательный – хамство, агрессивное поведение).
5. Как углубить отношения с партнером (ами)? Советы: научитесь принимать свои чувства и чувства другого человека такими, какие они есть. Надо уметь наладить доверительное общение, больше положительных эмоций. (Студенты записывают в тетрадь с экрана электронной доски перечень наиболее простых поведенческих признаков удовлетворенности собеседника разговором).
6. Как сохранить теплые партнерские отношения? Ответ: отношения- это живая материя, они требуют «ухода», заботы. Не позволяйте манипулировать собой. Учитесь прощать. (Студенты делают пометки по данному пункту, указывая причины, по которым рушатся установившиеся отношения).
7. Какие союзники в межличностных отношениях могут быть самыми надежными? (Примерные ответы. Спокойствие, раскрепощенность, отсутствие лишнего напряжения, мягкий тон разговора, непорывистая жестикуляция, доброжелательная мимика).
Задания
1. Приведите в пример хорошо знакомые вам устойчивые пары супругов, друзей. Какие качества характера способствовали хорошим отношениям между ними? Какие особенности поведения портили их хорошие отношения?
2. Обсудите в группе, какие затруднения в отношениях у вас возникают чаще всего; составьте план дискуссии для отработки навыков общения, наиболее востребованных в группе. Необходимо услышать всех участников дискуссии. Каждый должен назвать ситуацию, которую он хотел бы озвучить и обратиться к остальным с просьбой стать его партнером по игре.
Обмениваясь своими планами, один из группы (по очереди), может выступать со своими аргументами и примерами. Оппонент внимательно слушает. При этом ситуация, выбранная каждым, должна иметь для него личное значение и главная мысль доминировала над другими. Далее студенты приводят доказательства этого доминирования – как оно проявляется на деле. Хорошо, если выступающий покажет пример ситуации, в которой наиболее ярко открылись влияния превалирующей идеи. В качестве примера может быть назван литературный персонаж, историческая личность, знакомый, известный или неизвестный остальным студентам. В последнем случае выступающий обязан подробно описать человека. Надо иметь ввиду, что в процессе спора может возникнуть давление более сильного оппонента на слабого.  В таком случае педагог дает совет о том, что собеседник не намерен принимать навязываемые отношения. Это можно сделать, увеличивая дистанцию подчеркнутой вежливостью, холодным, формальным обращением, а также надо медленно повторить слабые аргументы.
      Остальные участники дискуссии высказывают свое мнение по поводу услышанного. Дают свою оценку – убедительные или неубедительные аргументы, доказательства, иллюстрации.
      Члены жюри подводят итог дискуссии, отмечают, что было удачным. У кого были допущены фактические неточности, кто проявил нетерпение к партнеру, несмотря на советы педагога, нарушил речевой этикет.
      Один студент собирает «ситуации» и планы дискуссии в малых группах. Другие анализируют беседу в своих группах. Слово предоставляется всем исполнителям ролей.
      Педагог подводит итог дискуссии, делает вывод. Что гибкость в общении приведет к углублению отношений, делает их более искренними, сердечными.
      Напутствуя учащихся говорит, обращаясь к студентам: «Старайтесь принимать людей такими, какие они есть. Принимать – значит понимать человека со всеми его слабостями и недостатками. Признавайте и за собой право быть индивидуальностью, тогда и ваши отношения станут намного искренними». Уместно напомнить, что побеждает не тот, кто встречает силу лоб в лоб, а кто умеет изменить направление силы удара. (Восточная мудрость).
      Каждому предлагается составить памятку: «Полезные приемы в общении».
      Преподаватель заканчивает урок, благодарит учебную группу за активное участие в дискуссии, за удачные примеры, интересные ситуации; персонально - членов жюри. Высказывает надежду на то, что каждый будет стараться находить такие же приемы общения не только на уроке, но и в повседневной жизни, не допускать конфликтов, бережно относиться к себе подобным и с уважением – к близким и старшим, людям преклонного возраста.

 
Библиографический указатель
1.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! -  Новосибирск: Наука, 1989.
2. Дейнека О.С. Монография  Экономическая психология: социально – политические проблемы. - СПб, 1999.
3. Конфликтология. – СПб, 2008.
4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М, 1999
5. Микалко М. Тренинг интеллекта. Тренинг интуиции. – СПб, 2001.
6.Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000
7. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992.
8. Элиасберг Н.И. Петербургская модель этико-правового образования. 2000
Словари: толковый, синонимов и антонимов, этимологический и другие.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»