Совершенствование контрактной системы в сфере публичных закупок
Закиров Денис Данилович,
студент 4 курса, факультет информационных
технологий и управления, Башкирский государственный
аграрный университет, г. Уфа, Российская Федерация
Контрактная система - это совокупность мер правового, организационного и экономического характера, сосредоточенное на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством осуществления взаимосвязанных этапов: прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществления закупок товаров, работ и услуг.
Контрактная система в сфере закупок основывается на открытости (прозрачность) федеральной контрактной системы, конкуренции в федеральной контрактной системе, профессионализме заказчика, образование контрактной службы заказчика, единство федеральной контрактной системы, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.
Построение, контрактной системы зависит от какого – либо подхода.
В зарубежных экономическо – развитых странах такая система есть и уже многие десятилетия функционирует.
Их опыт подтверждает, что переход к системе контрактных отношений может иметь серьезно положительные экономические и бюджетные эффекты, если существует реальная конкуренция. Главным требованием является, что отбор поставщиков обязан реализовываться на конкурсной основе. Значимым условием эффективной системы контрактных отношений является способность публичного заказчика четко зафиксировать в контракте требования, относящиеся к объему работ, услуг и качеству предлагаемых результатов.
В России контрактная система находится ещё не на высоком уровне.
Более существенным событием в России в сфере развития контрактных отношений является принятие Федерального закона №94 от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В связи с необходимостью повышения качества выполнения публичных заказов был принят ФЗ №44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
По сравнению с ФЗ №94, в ФЗ №44 можно выделить следующие преимущества государственных закупок:
Во-первых, ее внедрение позволит оптимизировать структуру распределения закупок по способам размещения заказа без явного перевеса отдельных способов, таких как закупка у единственного поставщика и запрос котировок цен.
Во-вторых, вступление единой общедоступной информационной системы, которая включает план закупок, исполнение контрактов, реестр контрактов, библиотеку типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, существенно расширит область регламентации процессов и их контроля, как ведомственного, так и общественного.
В-третьих, охват всего жизненного цикла заказа будет содействовать повышению эффективности (бюджетной и производственной) системы управления закупками, включению большего числа поставщиков товаров, работ и услуг.
В-четвертых, вступление комплекса антидемпинговых мер даст вероятность проведения предквалификации участников размещения заказа, повышения удельного веса критериев качества продукции, что приведет к ограничению возможности манипуляции ценой контракта.
Среди основных новаций закона предусматривается проведение мониторинга в целях оценки степени достижения целей и осуществления мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами, функций и полномочий органов государственной власти, органов управления внебюджетными фондами и муниципальных органов, оценки обоснованности закупок и совершенствования нормативных правовых актов в сфере закупок. По результатам такого мониторинга конкретная закупка может быть признана необоснованной. При этом лица, виновные в нарушениях требований закона, привлекаются к административной ответственности. Таким образом, вводимая система мониторинга предназначена не столько для улучшения качества поставляемой продукции, сколько для применения к заказчику санкций за необеспечение необходимой эффективности проведенной закупки.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время в России развитие конкуренции в частном секторе за поставку продукции для публичных нужд обеспечивается за счет сокращения ограничений в допуске потенциальных поставщиков на основе минимальных характеристик продукции, указанных заказчиками. Такая система за 7 лет функционирования показала свою несостоятельность в связи с неспособностью заказчиков определять весь перечень характеристик необходимой продукции. В связи с изложенным, нам представляется целесообразным отказ от требований установления заказчиками характеристик закупаемой исключительно по ценовому критерию (аукционы, запросы котировок) продукции и переход к нормативно установленному перечню товаров, работ и услуг, соответствующих потребностям общественного сектора. При этом возможно практически полное снятие ограничений в допуске потенциальных поставщиков (рассмотрение их предложений в части характеристик продукции не требуется), а, следовательно, и исключение коррупционных проявлений, которые в настоящее время присущи процедуре такого допуска.