Статья
Создаём эссе
Панкова Ирина Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по учебной работе.
Обязательные компоненты.
1. Вступление и формулировка проблемы.
2. Комментарий к тексту.
3. Авторская позиция.
4. Собственная точка зрения на проблему.
5. Аргументы (литературные и из собственного опыта).
6. Заключение.
«Всё мое»,— сказало злато;
«Всё мое»,— сказал булат.
«Всё куплю»,— сказало злато;
«Всё возьму»,— сказал булат.
1. Вступление и формулировка проблемы.
Никогда не перестанут быть актуальными стихи А.С.Пушкина. Поэт говорит с нами о том, что важно. Пытается ответить на вопросы, которые волнуют и сегодня. Например, вопрос власти. У кого её больше - у богатых или у сильных? Именно эта проблема является главной и единственной в коротком стихотворении.
2. Комментарий к тексту.
Всю свою жизнь человек старается что-то приобретать. Чем больше, тем лучше. Земля, её недра, дворцы, золото, машины....
"Всё моё", всё для моего блага и веса в обществе. Чем больше имеешь, тем больше тебя уважают. А как ты это приобрёл, купил или отобрал у кого-то силой уже не важно. Главное, что у тебя есть, а у других нет. Значит, ты не такой, как все - лучше.
3. Авторская позиция.
Автор рисует нам картинку. Обозначает позиции оппонентов спора. Своей точки зрения поэт не формулирует. Почему? Хочет, чтобы мы решили сами? Или не разделяет ни одной из представленных точек зрения? Я думаю, второе.
4. Собственная точка зрения.
Я бы тоже не стала защищать и отстаивать ни одну из сторон. Мне кажется, есть вещи важнее денег и силы. Я за совесть, справедливость, закон. Закон в самом широком смысле этого слова. Закон совести, закон, который один для всех. Пусть это иллюзия, несбыточная мечта... Понятно, что не хватит жизни, чтобы дождаться такого закона. Но ведь жить так я могу сама, для себя. И каждый может, если захочет. Чем больше людей будут жить так, тем скорее возникнет возможность принять такой закон реально. А то, что есть вещи, которые не купить за деньги и не победить оружием, по-моему, не вызывает сомнения.
5. Аргументы.
Вот, например, свободолюбивая красавица Радда из рассказа М. Горького "Макар Чудра". Всё своё состояние бросил к ногам девушки богатый барин, но даже не посмотрела она в его сторону, не продала своей любви и воли.
То же касается и оружия. Достаточно вспомнить события Великой отечественной войны. 900 дней всей мощью своего оружия бомбили мой город фашисты, морили голодом, но не смогли сломить силу духа ленинградцев.
6. Заключение.
Ни золота, ни булатных мечей с собой в могилу не заберешь. Хочется, чтобы вспоминая о тебе, говорили не о том, какой богатый ты был человек, и не о том, скольких людей ты заставил служить себе силой оружия, а о том, как много хорошего ты сделал, каким замечательным человеком был.