Проектирование и определение путей реализации программы "Творчество"
Доброумова Ольга Викторовна,
учитель математики ГБОУ СОШ №77
с углубленным изучением химии
Санкт-Петербурга
ВВЕДЕНИЕ
Не всегда молодые педагоги достаточно внимания уделяют развитию у детей логического мышления. Хотя опыт передовых учителей с большим стажем работы в школе показывает, что это может привести к ухудшению работы учеников, снижению интереса к учебе и, как следствие, уровня знаний. Дети, которые имели определенные способности, такие как, например, нестандартный подход к решению каких либо задач, теряют их. Они, идя по наиболее простому пути, решают задачи только «по шаблону». Но в окружающем нас мире зачастую возникает множество проблем, которые требуют разрешения и нет алгоритма их реализации. Вот почему возникла необходимость в создании такой программы, что помогла бы педагогам воспитать ученика, который имея творческий потенциал, затем мог применить его при решении различных задач практического характера.
ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСТВО»
Прежде всего определимся, что под творчеством будем понимать «…отношение к себе, к миру, к продуктам человеческого мышления, деятельности, как к проблеме – как к тому, что могло бы быть и иным …нетворческим можно назвать отношение к себе и к миру, к продуктам мышления и деятельности как к данному, тому, что уже есть …и иным быть не может».
В связи с этим под творчеством будет понимать «…способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта и ответственности за свою деятельность». (Э.Фромм)
В работе «Возможные миры или создание практики творческого мышления» авторы отмечают, что для творчества характерна захваченность человека целиком, а не отдельными сторонами и потенциями. В творении участвуют не только интере6с, и не только эстетический вкус, и не только совесть. «Потрясая» человека во всей полноте его бытия, творческий акт оказывается тем самым, и базовым событием, а значит смысловым источником человеческой жизни.
Будем говорить, что для творческой личности характерны две черты:
· Желание творить
· Свой, особый стиль осуществления деятельности
Поэтому, в идеале, каждый учитель и воспитатель, работающий в школе, понимая необходимость творческого, хочет, чтобы его ученики проявляли самостоятельность в работе, поиск, оригинальность в решении различных задач. Однако, педагог более опытный понимает, что этого недостаточно для решения задач более сложных. Такой учитель хочет, чтобы его ученики не просто оперировали какими-либо известными понятиями, а работали с ними осмысленно, т.е.:
а) усвоили его конструкцию
б) знают, для чего оно нужно и в каких границах применяется.
Тогда возникает вопрос: «Каким образом развить творческую активность учащихся и творческую индивидуальность каждого ребенка?»
Сравнивая идеал с реальностью, приходим к выводу, что может быть причина в том, что иногда педагоги недостаточно «глубоко вспахивают», не проникают в те слои мышления, где возможно инициировать творчество. Из этого вытекает ряд вопросов:
1. Каким образом можно изменить позиции учащихся для достижения успеха в творческой деятельности?
2. Что и когда могут создавать наши ученики? Какими могут быть продукты творческой деятельности?
3. Каким образом можно повлиять на развитие индивидуальных особенностей детей, на достижение результатов в творческой деятельности и творческом саморазвитии?
А.П.Тряпицына, говоря о том, что личность формируется в деятельности, ставит аналогичный вопрос: «Каким же образом должна быть построена учебная деятельность школьников, чтобы максимально полно раскрыть их творческие возможности?»
Отвечая на этот вопрос, она рассматривает учебную деятельность как единство взаимосвязанных деятельностей учителя и ученика. Ведь творческий учитель, который воспринимает каждую стоящую перед ним задачу как уникальную, предлагая оригинальные способы ее решения, тем самым передает свой творческий потенциал ученикам. Именно у таких педагогов дети более самостоятельны, инициативны, способны к поиску неординарных решений. Обобщив, можно прийти к выводу, что творчество ученика напрямую будет зависеть от творчества его учителя. Не в этом ли кроется ответ на поставленные вопросы? Думается, да. В связи с этим, полагая, что творчество ребенка будет результатом творчества его учителя, сформулируем основную идею программы «Творчество».
ТЕЗИС– Творчество предполагает творца. Но творцом не рождаются. Дети учатся творить в процессе своей жизни, все зависит от того, какие возможности им будут предоставлены для реализации своего потенциала. А поскольку большая часть жизни ребенка связана со школой, то «…в ней должны быть созданы условия для развития творческой индивидуальности и превращения знаний и умений в опыт эмоционально-нравственного самовыражения в различных видах деятельности созидательного характера».
ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ - от творчества учителя - к творчеству ученика.
В связи с этим возникает вопрос: «Что будем понимать под творчеством учителя, и каким образом оно может повлиять на увеличение творческого потенциала учеников?» В.А. Сухомлинский по этому поводу говорил: «Открытие, сделанное ученым, когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед воспитателем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд» воспитателя.
А.П.Тряпицына, рассматривая взаимосвязь творчества учителя и ученика, делает аналогичный следующий вывод: «…творческое начало в обучении проявляется как ведущий компонент процесса обучения и в том случае, если …созданы условия для возникновения и развития потребности в поиске, положительной мотивации учения и предусмотрены вариативные пути организации усвоения …материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, что способствует формированию необходимых для творческой деятельности личностных предпосылок…» Поэтому возникает необходимость рассмотреть следующие взаимосвязи:
1. Учитель – учебный материал (моделирование структуры учебного материала, процесса его передачи, планирование). Т.е. материал должен задаваться разными способами, определяющими работу абстрактно-логического и наглядно-образного мышления. Другими словами, необходимо такое построение материала, которое предполагает включение разных видов деятельности при решении познавательных задач. При этом нужно учитывать результаты психологических исследований, которые показывают, что существуют два класса творческих задач:
· Задачи первого класса характеризуются тем, что в ходе предварительного анализа с помощью известных средств творческая задача превращается в нетворческую, ее решение наступает после и на основе полного и адекватного усвоения исходных условий задачи. Полученные в результате решения знания как бы вписываются, врастают в логику имеющейся системы.
· Творческие задачи второго класса характеризуются тем, что полное и адекватное уяснение задачи наступает после и на основе уже полученного интуитивного решения. Полученные в результате решения знания не вписываются в логику уже имевшейся системы, а требуют ее пересмотра, преобразования, уточнения ранее сложившихся знаний.
Здесь же следует отметить, что учитель должен учитывать следующие группы механизмов творческой познавательной деятельности:
· Поиск неизвестного с помощью анализа через синтез
· Поиск неизвестного с помощью эвристических приемов
· Поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма
· Поиск неизвестного с помощью механизма взаимодействия интуитивного и логического начал
2. Ученик – учебный материал (условия понимания, закрепления, присвоения знаний, превращения знаний в инструмент дальнейшего освоения и оценки явлений окружающего мира).
В связи с рассмотрением этих двух пунктов возникает ощущение, что учителю отводится роль подборщика задач, который должен их конструировать в связи с изучаемым материалом. С этим трудно согласиться. В частности, Б.М.Кедров и А.С.Майданов отмечают, что необходимым средством научного творчества является диалог: «…процесс рассуждения развивается у каждого из участников не только за счет принятия мыслей другого, но и за счет идей, стимулированных в каждом из них этими мыслями». Поэтому рассмотрим еще две взаимосвязи:
3. Учитель – ученик (прогноз восприятия данного материала конкретными учениками, выбор стратегии и тактики).
4. Ученик – учитель (осознание собственной позиции в процессе обучения).
Обобщив, можно сказать, что учителя, подходя к своей работе творчески, грамотно работая с учебным материалом, применяя известные методики и разрабатывая свои приемы, организуют творческую деятельность учащихся. При этом учителям необходимо оказывать помощь (и это может быть служба сопровождения) в подборе методической литературы, анализе передового опыта, разработке приемлемых форм контроля, организации проблемного семинара. (Тема данного семинара может быть сформулирована так: «Идея творческой продуктивности и пути ее реализации в учебно-воспитательном процессе», основные проблемы семинара:
1. Как можно изменить позиции учащихся для достижения успеха в творческой деятельности?
2. Какими могут быть продукты творческой деятельности?
3. Как в ОУ могут помочь ребенку в достижении реальных результатов творческой деятельности?
Задачи семинара: проанализировать результаты реализации программы «Творчество», обсудить и определить направления дальнейшей деятельности по созданию условий для творческой самореализации учащихся.)
Возможно также проведение открытых уроков с целью обмена опытом педагогов и создание электронного банка идей для реализации данной программы.
Продукцией реализации программы может стать, например, выставка творческих достижений учащихся.
Таким образом, кратко программу «Творчество» можно представить следующим образом:
ТЕЗИС
Творчество предполагает творца. Но творцом не рождаются. Дети учатся творить в процессе своей жизни, все зависит от того, какие возможности им будут предоставлены для реализации своего потенциала. А поскольку большая часть жизни ребенка связана со школой, то в ней должны быть созданы условия для развития творческой индивидуальности и превращения знаний и умений в опыт эмоционально-нравственного самовыражения в различных видах деятельности созидательного характера
ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ
От творчества учителя – к творчеству ученика
УЧИТЕЛЯ
Разрабатывают свои приемы организации творческой деятельности учащихся
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Оказывают помощь в подборе методической литературы, организуют учителей для участия в проблемном семинаре: «Идея творческой продуктивности и пути ее реализации в учебно-воспитательном процессе»
СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ
Готовит проведение семинара по данной теме, организует проведение открытых уроков с целью обмена опытом, разрабатывает положение о проведении выставки творческих достижений учащихся, определяет порядок создания электронного банка данных творческих приемов, идей и уроков, доступных для всего педагогического коллектива.
ПРОДУКЦИЯ
Выставка творческих достижений учащихся, обобщение опыта работы по данной программе.
Приведем примерное положение об организации данной выставки.
В документе по организации выставки должны быть указаны следующие моменты:
· Цель организации выставки
· Оргкомитет и конкурсная комиссия
· Дата проведения
· Участники
· Экспонаты
· Призовой фонд
Цель данной выставки может звучать примерно так:
Способствовать реализации творческого потенциала учащихся, самовыражению в различных видов деятельности созидательного характера (Вытекает из основного тезиса программы «Творчество»)
Участниками могут быть все учащиеся школы, представляя на суд конкурсной комиссии свои работы, - это могут быть проекты, рефераты, разработанные ребятами игры, поделки и т.д. Конкурсная комиссия, оценивая работы, должна учитывать возраст конкурсантов, в связи с этим целесообразно проводить конкурс среди параллелей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Заир-Бек Е.С. «Основы педагогического проектирования» Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков», СПб, Просвещение, 1995, 234с.
2. Казакова Е.И. «Педагогика успеха», СПб, 1996, 58с.
3. Педагогические основы проектирования образовательных систем, СПб, Образование, 1995
4. Петрусинский В.В. «Игры, обучение, тренинг, досуг», М, 1994
5. Пономарев А.Я. «Фазы творческого процесса (исследование, проблемы психологии творчества», М, 2007
6. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.
7. Тряпицына А.П. «Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Учебное пособие», Л-д, 2009, 91с.
8. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.