Творческий групповй проект для 11 класса
Кто были мы, шестидесятники?
Малышева Майя Владиславовна
Аннотация Тема проекта – творчество поэтов-шестидесятников
Актуальность проекта объясняется тем, что творчество поэтов-шестидесятников в программе литературы 11 класса представлено очень сжато – как обзорная тема в изучении литературного процесса 50-80- годов 20 века. Между тем творчество поэтов-шестидесятников как представителей эпохи, получившей в истории нашей страны название «оттепель», вызывает явный интерес, так как именно с этим периодом связан так называемый «поэтический бум» - выход поэзии на эстраду, массовое увлечение населения поэзией, а также зарождение такого явления, как авторская песня.
Целью проекта было познакомиться с феноменом поэзии 60-х годов 20 века, изучить творческие биографии представителей плеяды поэтов-шестидесятников и создать некий творческий продукт для представления на сцене.
Основные этапы
Работа над проектом проходила в несколько этапов от зарождения замысла до воплощения его на сцене. Первый этап включал знакомство с историческими и литературными источниками, воспоминаниями современников, просмотр видеоматериалов, чтение и прослушивание стихотворений и песен поэтов-шестидесятников, изучение их биографий, а также посещение вечера поэзии шестидесятых в театре «Et cetera». Второй этап включал обобщение собранного материала, работу над презентациями, отбор стихотворений для чтения наизусть, подготовку к исполнению песен, составление сценарного плана. На заключительном этапе работы над проектом проводились репетиции выступления, обсуждалась общая стилистика представления.
Выводы /заключение
Форма представления проекта (доклад\ презентация\творческий продукт проекта) Литературно-музыкальная композиция «Кто были мы, шестидесятники?»
Список использованной литературы/информационных источников
М. Хуциев «Застава Ильича»
В. Шилов «Вечера в Политехническом музее»
В. Акимов «Сто лет русской литературы от «серебряного века» до наших дней»
А. Вознесенский «Ах, шестидесятые…»
И. Эренбург «Оттепель»
сборники стихотворений Е.Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, А. Галича, Ю.Визбора, Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, Р. Казаковой
Русская литература XX века - учебники литературы для 11 класса
История Отечества – учебники истории для 11 класса и др.
Видеозапись проекта:
https://www.youtube.com/watch?v=rzEjcCfUzwA&feature=youtu.be
Сценарий творческого проекта «Кто были мы, шестидесятники?» в 11 классе.
Выступающий 1. Стихотворение Е. Евтушенко «Кто были мы, шестидесятники?»
Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке,
как десантники
из двадцать первого.
И мы без лестниц
и без робости
на штурм отчаянно полезли,
вернув отобранный при обыске
хрустальный башмачок поэзии.
Давая звонкие пощечины,
чтобы не дрых он,
современнику,
мы прорубили зарешеченное
окно в Европу и Америку.
Мы для кого-то были модными,
кого-то славой мы обидели,
но вас мы сделали свободными,
завистливые оскорбители.
Пугали наши вкусы,
склонности
и что мы слишком забываемся,
а мы не умерли от скромности
и умирать не собираемся.
Пускай шипят, что мы бездарные,
продажные и лицемерные,
но все равно мы легендарные,
оплеванные,
но бессмертные!
Выступающий 1.
Для того, чтобы ответить на вопрос, поставленный в теме нашего проекта, нужно прежде всего понять, что представляла собой эпоха шестидесятых годов двадцатого века, которая дала название такому литературному явлению, как поэзия шестидесятых. Важными историческими событиями, определившими облик эпохи шестидесятых, стали смерть И.В. Сталина и доклад Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС (1956 год), развенчавший культ личности Сталина.
Эпоха конца пятидесятых-шестидесятых годов двадцатого века с подачи И. Эренбурга получила название «оттепель». Это слово символизировало потепление в политической жизни страны, ослабление диктата, литературной цензуры. Первые несколько лет «оттепели» стали настоящим «поэтическим бумом». Открытие памятника В. В. Маяковскому в Москве летом 1958 г. превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. Поэтическим центром стал зал Политехнического музея, в котором устраивались поэтические вечера и со сцены читали свои стихи Евтушенко и Вознесенский, Окуджава и Ахмадулина и многие другие. Выступления этих авторов собирали полные концертные и спортивные залы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной. Оппозиционные журналы «Юность» и «Новый мир» стали центром литературных дискуссий и поэтических дуэлей.
Поэты-шестидесятники небывало расширили состав поэтической аудитории. Они сделали поэзию масштабным общественным явлением. Эффект, произведенный «шестидесятниками», был так силeн, что инерция сохранялась еще очень долго.
На стихи поэтов были сложены песни, которые звучат в любимых кинофильмах. Сегодня вы услышите песни «Не думай о секундах свысока» на стихи Р.Рождественского, «По улице моей который год звучат шаги, мои друзья уходят» на стихи Б.Ахмадуллиной, «Нас в набитых трамваях болтает» на стихи Е.Евтушенко, песни Б.Окуджавы, Ю.Визбора, Н. Матвеевой.
Каждый из поэтов-шестидесятников был яркой индивидуальностью, но было и нечто общее, что их объединяло. Это была группа актеров с разными амплуа, идеально дополнявшим друг друга. Евтушенко был поэтом-трибуном, нацеленным на диалог с каждым сидящим в залe. Вознесенский давал широкое ведение мира, делая каждого слушателя причастным к глобальным проблемам. Ахмадулина вносила ноту загадочной интимности. Считая творчество таинством, она как бы причащала к этому таинству своих читателей. Роберт Рождественский открыл новую веху в мире любви. Окуджава стал основоположником бардовской песни. Визбор воспевал героику покорения горных вершин.
Но все они были романтиками, и зачастую их представления о мире были иллюзорны, не совпадали с реальностью.
Учащиеся исполняют песню «Солнечный зайчик» (Я мечтала о морях и кораллах...) из к/ф «Еще раз про любовь» 1968 г. Музыка - А. Флярковский, Стихи - Р. Рождественский.
Я мечтала о морях и кораллах.
Я поесть хотела суп черепаший.
Я шагнула на корабль, а кораблик
Оказался из газеты вчерашней.
То одна зима идет, то другая.
И метели за окном завывают.
Только в клетках говорят попугаи,
А в лесу они язык забывают.
У порога встали горы громадно.
Я к подножию щекой припадаю.
И не выросла еще та ромашка,
На которой я себе погадаю.
А весною я в несчастья не верю,
И капели не боюсь моросящей.
А весной линяют разные звери.
Не линяет только солнечный зайчик.
Выступающий 2
Евгений Евтушенко – талантливый поэт, прозаик, публицист, актер, режиссер и последний из шестидесятников. Родился в 1932 году в далекой Сибири. В 1944 году семья переехала в Москву. Первое стихотворение юного поэта было опубликовано в газете «Советский спорт» в 1949 году. А в 1952 году вышел его первый (еще незрелый) сборник стихов. В 20 лет он стал самым молодым членом Cоюза писателей. Но настоящая слава приходит к Евтушенко после выступлений в Политехническом музее.
Евтушенко писал стихи на остро социальные и политические темы. Поэт всегда боролся за права и свободы граждан, это и отразилось в его сборниках стихотворений. Из-за политических высказываний был отчислен из Литературного института, но, несмотря на трудности, он все равно закончил его в 2001 году.
В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным стихотворение «Наследники Сталина», приуроченное к выносу из Мавзолея тела Сталина.
Выступающий 2. Стихотворение «Мне говорят…»
Мне говорят — ты смелый человек.
Неправда. Никогда я не был смелым.
Считал я просто недостойным делом
унизиться до трусости коллег.
Устоев никаких не потрясал.
Смеялся просто над фальшивым, дутым.
Писал стихи. Доносов не писал.
И говорить старался всё, что думал.
Да, защищал талантливых людей.
Клеймил бездарных, лезущих в писатели.
Но делать это, в общем обязательно,
а мне твердят о смелости моей
О, вспомнят с чувством горького стыда
потомки наши, расправляясь с мерзостью,
то время очень странное, когда
простую честность называли смелостью!
Выступающий 3. В период оттепели Евтушенко напечатал несколько поэтических сборников, которые приобрели большую популярность: «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962). В 1963 году тридцатилетний Евтушенко был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Его лирике свойственно жанровое многообразие. Многие стихотворения о любви проникнуты тонким лиризмом и душевностью интонации.
Выступающий 3. Стихотворение «Ты большая в любви»
Ты большая в любви.
Ты смелая.
Я — робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
а хорошее вряд ли смогу.
Все мне кажется,
будто бы по лесу
без тропинки ведешь меня ты.
Мы в дремучих цветах до пояса.
Не пойму я —
что за цветы.
Не годятся все прежние навыки.
Я не знаю,
что делать и как.
Ты устала.
Ты просишься на руки.
Ты уже у меня на руках.
«Видишь,
небо какое синее?
Слышишь,
птицы какие в лесу?
Ну так что же ты?
Ну?
Неси меня!
А куда я тебя понесу?..
Выступающий 3. В период с 1989 по 1991г. был народным депутатом СССР от города Харькова. В 1991 году заключил контракт с американским вузом и преподавал там до 2017 года. Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении.
«Поэт в России больше, чем поэт» — эти строки из вступления к поэме «Братская ГЭС» 1965 г. стали манифестом творчества Евтушенко, последнего из шестидесятников.
Звучит фрагмент песни «Нас в набитых трамваях болтает» из к/ф «Служебный роман». Музыка - А.Петров.
Выступающий 4.
Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края, в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме - родители ушли на фронт. Воспоминания о предвоенных годах долго питали творчество поэта.
Печататься Роберт Рождественский начал в 1950 году. Его творчество с самого начала отличалось ярко выраженной публицистичностью, формой открытого диалога с читателем. В 1951 году поступил в Литературный институт им. М. Горького, знакомится с Евгением Евтушенко, Булатом Окуджавой, Андреем Вознесенским. В 1955 году Роберт Иванович выпустил свой первый поэтический сборник «Флаги весны».
В поэтическом творчестве Роберт Рождественский проявил себя как один из представителей «молодой поэзии» 1950—1960-х годов. Поэт обращался к темам борьбы за мир, военной тематике, освоению космоса, трудностей и радостей повседневной жизни, проблемам преодоления социальной несправедливости. Во многом поэзия Роберта Рождественского оказывается схожа с творчеством Владимира Маяковского.
В 1956 году поэт познакомился с Аллой Киреевой – своей будущей женой и литературной музой. Поэт обращается к любовной лирике.
Выступающий 4. Стихотворение «Все начинается с любви»
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка —
все начинается с любви.
Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть —
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг —
все начинается с любви…
Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!
Выступающий 4.
В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня поэта Рождественского — «Твоё окно». Рождественский — автор текстов множества всенародно любимых песен для и кино- и телефильмов: «Огромное небо», «Стань таким, как я хочу», «Песня неуловимых мстителей», «Погоня», «Где-то далеко», «Ноктюрн», «Мгновения», «Позвони мне, позвони», «Сладка ягода». На его стихи писали музыку многие советские композиторы: Давид Тухманов, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Раймонд Паулс, Евгений Дога, Тихон Хренников, Александр Зацепин и другие.
Всю свою жизнь Рождественский был предан служению искусству и прославился как общественный деятель. Во многом благодаря ему, в свое время были восстановлены имена Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой. Трижды был членом жюри Каннского кинофестиваля, за свое творчество был удостоен Премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР.
Ушел из жизни выдающийся поэт в августе 1994 года.
Звучит фрагмент песни «Не думай о секундах свысока» из к/ф «Семнадцать мгновений весны». Музыка - М.Таривердиев.
Выступающий 5.
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года. Детство было трудное, так как отец умер рано. В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. В 1957 году окончил Московский архитектурный институт и начал выпускать первые поэтические сборники, в которых отразился своеобразный стиль Вознесенского. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Благодаря своему архитектурному образованию Вознесенский создал необычные по форме стихотворения – видеомы. Критики обвиняли его в формализме, но тем не менее в 1960 году Вознесенский был принят в Союз писателей СССР.
В 1964 году Вознесенский женился на Зое Богуславской, писательнице, кино- и театральном критике и сорок шесть лет прожил с ней в браке. Многие лирические стихотворения о любви посвящены ей.
Выступающий 5. Стихотворение «В человеческом организме…»
В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини,
девяносто процентов любви.
Даже если - как исключение -
вас растаптывает толпа,
в человеческом
назначении -
девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне,
несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя.
Выступающий 5.
Поэт много путешествовал по странам Америки и Европы с выступлениями, дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом, Мерилин Монро.
На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Миллион алых роз». Вознесенский очень много сотрудничал с композитором Раймондом Паулсом. Одно из культовых произведений театрального искусства 20 века - рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым и поставленная в 1981 году Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола.
Звучит фрагмент песни «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось».
Выступающий 6.
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Выступающий 6.
Это стихотворение известно многим по фильму Эльдара Рязанова «Служебный роман». Но не все, наверное, знают, что автор стихотворения – Белла Ахмадулина, одна из поэтов-шестидесятников. Белла Ахатовна Ахмадулина родилась в Москве в 1937 году. Испанское имя Изабелла для нее выбрала бабушка. «Я рано спохватилась и сократила это имя до «Белла», — рассказывала поэтесса.
Первые стихи Ахмадулиной напечатал в 1955 году журнал «Октябрь». Она тогда училась в десятом классе, занималась в литературном кружке.
После школы Белла Ахмадулина поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. На первом курсе она была уже достаточно известным автором. В 22 года Ахмадулина написала стихотворение «По улице моей который год...», которое стало известным романсом и звучит в кинофильме «Ирония судьбы, или С легким паром».
Звучит фрагмент песни «По улице моей который год...» из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром». Музыка – М. Таривердиев.
Ахмадулина становится популярной, много выступает, собирает большие залы.
Тонкий, звонкий голос Ахмадулиной, оставшийся с ней до конца дней, а также особая, надрывная интонация при чтении стихов сильно контрастировали с внешним видом стильной, уверенной в себе женщины, чем привлекали еще большее внимание публики к «поэту эстрады».
Выступающий 7.
Дождь в лицо и ключицы,
и над мачтами гром.
Ты со мной приключился,
словно шторм с кораблем.
То ли будет, другое...
Я и знать не хочу -
разобьюсь ли о горе,
или в счастье влечу.
Мне и страшно, и весело,
как тому кораблю...
Не жалею, что встретила.
Не боюсь, что люблю.
Выступающий 7.
Ахмадулина создала собственный поэтический стиль, который интересен своей притягательной эмоциональной окраской. Она описывала повседневность и окружающий мир через призму своих переживаний, высоким поэтическим слогом. Ее поэзии присуща метафоричность, музыкальность, психологизм.
Белла Ахмадулина выпустила 33 поэтических сборника, писала эссе и очерки, переводила стихотворения на русский со множества языков.
За свои творческие достижения Ахмадулина была удостоена множества российских и зарубежных премий, а также Ордена «Дружбы народов» и «За заслуги перед Отечеством II и III степеней».
В 2013 году российский Президент Путин В. В. обратился с предложением добавить в школьную литературную программу поэзию Ахмадулиной.
Выступающий 7.
Чем отличаюсь я от женщины с цветком,
от девочки, которая смеется,
которая играет перстеньком,
а перстенек ей в руки не дается?
Я отличаюсь комнатой с обоями,
где так сижу я на исходе дня
и женщина с манжетами собольими
надменный взгляд отводит от меня.
Как я жалею взгляд ее надменный,
и я боюсь, боюсь ее спугнуть,
когда она над пепельницей медной
склоняется, чтоб пепел отряхнуть.
О, Господи, как я ее жалею,
плечо ее, понурое плечо,
и беленькую тоненькую шею,
которой так под мехом горячо!
И я боюсь, что вдруг она заплачет,
что губы ее страшно закричат,
что руки в рукава она запрячет
и бусинки по полу застучат…
Выступающий 8.
Еще одной яркой представительницей поэзии шестидесятых является Римма Казакова. Казакова Римма Федоровна родилась в Севастополе 27 января 1932 года. Изначально девушку звали Рэмо, что означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». Но в двадцатилетнем возрасте она решила взять более благозвучное имя Римма.
Детские годы Римма Казакова провела на территории Беларуси, а затем переехала в Ленинград. Там девушка поступила на исторический факультет Ленинградского университета и по завершении учебы получила распределение на Дальний Восток, где трудилась в Доме офицеров на должности лектора, а после стала редактором Дальневосточной студии кинохроники.
В 1958 году был опубликован первый сборник её стихов "Встретимся на Востоке".
В 1959 году Римма была принята в Союз писателей СССР, чуть позже заканчивает Высшие литературные курсы.
Казакова считает, что любовь - главное в жизни человека, и посвящает этой теме часть творчества. Выходят книги «Набело» (1977), «Страна Любовь» (1980), «Пробный камень» (1982), «Сойди с холма» (1984). В целом любовная лирика Р. Казаковой - это стихи точные, искренние, рожденные опытом и чувством.
Выступающий 8.
Из первых книг, из первых книг,
которых позабыть не смею,
училась думать напрямик
и по-другому не сумею.
Из первых рук, из первых рук
я получила жизнь, как глобус,
где круг зачеркивает круг
и рядом с тишиною — пропасть.
Из первых губ, из первых губ
я поняла любви всесильность.
Был кто-то груб, а кто-то глуп,
но я — не с ними, с ней носилась!
Как скрытый смысл, как хитрый лаз.
как зверь, что взаперти томится,
во всем таится Первый Раз —
и в нас до времени таится.
Но хоть чуть-чуть очнется вдруг,
живем — как истинно живые:
из первых книг, из первых рук,
из самых первых губ, впервые.
Выступающий 9.
Римма Казакова своими стихами собирала стадионы.
Но настоящую славу ей принесли песни, которые вместе со звездами эстрады пела и поет вся страна («Ненаглядный мой», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь», «Ариадна», «Игра», «Нет пути назад», «Поздняя женщина» и др.).
Выступающий 9.
Постарею, побелею,
как земля зимой.
Я тобой переболею,
ненаглядный мой.
Я тобой перетоскую,-
переворошу,
по тебе перетолкую,
что в себе ношу.
До небес и бездн достану,
время торопя.
И совсем твоею стану —
только без тебя.
Мой товарищ стародавний,
суд мой и судьба,
я тобой перестрадаю,
чтоб найти себя.
Я узнаю цену раю,
ад вкусив в раю.
Я тобой переиграю
молодость свою.
Переходы, перегрузки,
долгий путь домой…
Вспоминай меня без грусти,
ненаглядный мой.
Выступающий 9.
Казакова не только писала стихи, но и много переводила - поэтов Армении, Узбекистана, Балкарии, Казахстана, Украины, Азербайджана, Словакии и др. Часто выступала с публицистическими статьями и статьями о поэзии, долгие годы была секретарем Союза писателей, занималась общественной деятельностью.
Римма Федоровна Казакова ушла из жизни 19 мая 2008 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище. За годы своей жизни Римма Казакова была удостоена многих наград и званий: ордена Кирилла и Мефодия первой степени, ордена Дружбы народов, Трудового Красного знамени и других.
Выступающий 10.
В шестидесятые годы двадцатого века огромную роль в культурной жизни страны играла музыка. Музыкальная поэзия белилась на 2 направления – эстрадная песня и бардовская (авторская) песня. Бардовская песня – это исполнение собственных стихотворений, положенных на музыку, под гитару. У истоков бардовской песни стояли такие поэты, как Булат Окуджава, Новелла Матвеева. Александр Галич, Юрий Визбор.
Выступающий 11.
Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе в творческой семье. Отец – географ, историк-краевед, увлекался путешествиями и приключенческой литературой, поэтому назвал своих детей необычно – Новелла и Роальд. Мама – преподаватель литературы, поэтесса.
После окончания школы поэтесса работала с 1950 года по 1957 в детском доме Щелковского района (Московская область). После этого заочно поступила на высшие литературные курсы, проходившие при Литературном институте им. Горького, которые окончила в 1962 году. А в 1961 поэтессу приняли в ряды членов Союза писателей СССР.
Мелодии своих первых песен Матвеева сочинила ещё в конце войны, а в начале 60-х годов 20 века простая девушка из провинции с прекрасным голосом и старенькой гитарой смогла завоевать столицу, а затем покорила и страну. Ее песни быстро полюбились и стали звучать из магнитофонов по всей стране.
О песнях Новеллы Матвеевой сказано немало. Прежде всего, это феноменальное действие на человека – очищающее, умиротворяющее, иногда в них слышится лёгкая печаль, как понимание сиюминутности, скоротечности счастливого мгновения.
Учащиеся исполняют песню «Я леплю из пластилина» из к/ф «Почти смешная история». Стихи – Н. Матвеева, музыка – С. Никитин.
Выступающий 11.
Произведения Матвеевой вошли в первый бардовский сборник Советского Союза – это была пластинка, носившая названия «Песни» и выпущенная в 1966 году. Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии и была удостоена Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Матвеева Новелла Николаевна за свою долгую жизнь сталкивалась и с невзгодами, непониманием критиков и творческими неудачами, однако этому не удалось сломить ее волю. До последних дней она продолжала работать и выступать, поражая своим жизнелюбием и невероятной энергией.
Чаще всего в своих произведениях Новелла Матвеева обращалась к лирико-романтической тематике. Ее поэзия очень светла и жизнерадостна. В ней нет жестокости, грязи, низменных чувств.
Выступающий 11. Стихотворение «Девушка из харчевни».
Любви моей ты боялся зря —
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И если ты уходил к другой,
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.
Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.
Теченье дней, шелестенье лет,
Туман, ветер и дождь.
А в доме события — страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.
Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.
Любви моей ты боялся зря.
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь…
А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять.
Выступающий 12.
Булат Шалвович Окуджава родился в Москве. Отец — грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и был расстрелян. В 1938 году мать сослали в Карагандинский лагерь, Булат остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси.
В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. В декабре 1942 года был ранен. Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года в звании гвардии рядового. Был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в 1985 году — орденом Отечественной войны I степени.
Окончил в 1950 году филологический факультет Тбилисского государственного университета. Получив диплом, работал школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году. В 1959 году вернулся в Москву и стал выступать как автор стихов и музыки песен, быстро завоевывая популярность. К периоду 1956-1967 годов относится сочинение наиболее известных ранних песен: «На Тверском бульваре», «Песенка о Леньке Королеве», «Голубой шарик»,
«Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Часовые любви», «Песенка об Арбате», «Веселый барабанщик», «Живописцы», «Дежурный по апрелю».
Выступающий 13. Стихотворение «Веселый барабанщик».
Встань пораньше, встань пораньше,
встань пораньше,
Когда дворники маячат у ворот.
Ты увидишь, ты увидишь,
как веселый барабанщик
в руки палочки кленовые берет.
Будет полдень, суматохою пропахший,
звон трамваев и людской водоворот,
но прислушайся - услышишь,
как веселый барабанщик
с барабаном вдоль по улице идет.
Будет вечер - заговорщик и обманщик,
темнота на мостовые упадет,
но вглядись - и ты увидишь,
как веселый барабанщик
с барабаном вдоль по улице идет.
Грохот палочек... то ближе он, то дальше.
Сквозь сумятицу, и полночь, и туман...
Неужели ты не слышишь,
как веселый барабанщик
вдоль по улице проносит барабан?!
Выступающий 13. В 1962 году Окуджава был принят в Союз писателей СССР. Он участвовал в работе литературного объединения «Магистраль», работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». В 1962 году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус». Окуджава — автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Белорусский вокзал», «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «катюша». В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80 фильмах.
Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни наряду с В. C. Высоцким (он называл Б. Ш. Окуджаву своим духовным учителем), А. А. Галичем и Ю. И. Визбором.
Учащиеся исполняют «Грузинскую песню». Стихи и музыка – Б. Окуджава.
Выступающий 14. С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию. С 1992 года — член комиссии по помилованиям при Президенте РФ, с 1994 — член комиссии по Государственным премиям РФ. Также был членом Совета общества «Мемориал». 12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. У дома 43 на Арбате, в котором жил Окуджава, в 2002 году ему был установлен памятник. Окуджава является автором около двухсот авторских и эстрадных песен, которые запоминаются своей простотой и искренностью.
Учащиеся исполняют песни Б. Окуджавы «Стать богатеем иной норовит» и «Пожелание друзьям».
Выступающий 15.
Александр Аркадьевич Галич родился в городе Екатеринославе в октябре 1918 года. Настоящая фамилия Александра Галича – Гинзбург, а псевдоним придумал из собственного имени – Г от фамилии, АЛ от имени, ИЧ от отчества. После девятого класса Галич поступил в Литературный институт, и его литературная деятельность изначально была связана с написанием пьес и сценариев для кинофильмов, среди которых «Вас вызывает Таймыр», «Матросская тишина», «Под счастливой звездой», «За час до рассвета», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по волнам».
Выступающий 16.
С середины 1960-х круто меняет свою жизнь, обращается к поэзии, начинает исполнять свои стихи под гитару. В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. С 1968 его песни начали издаваться за границей, и Галичу были запрещены выступления. В 1971 его исключают из Союза писателей, членом которого он был с 1955 года. В 1974 года Галич эмигрировал из СССР и был лишен советского гражданства. Жил в Париже, выступал в эмигрантской среде в Израиле и США. Скончался 15 декабря 1977 года в результате несчастного случая.
Выступающий 16. Стихотворение «Последняя песня, или Баллада о переселении душ».
Не хочу посмертных антраша,
Никаких красивостей не выберу.
Пусть моя нетленная душа
Подлецу достанется и шиберу!
Пусть он, сволочь, врет и предает,
Пусть он ходит, ворон, в перьях сокола.
Все на свете пули — в недолет,
Все невзгоды — не к нему, а около!
Хорошо ему у пирога,
Все полно приязни и приятельства —
И номенклатурные блага,
И номенклатурные предательства!
С каждым днем любезнее житье,
Но в минуту самую внезапную
Пусть ему — отчаянье мое
Сдавит сучье горло черной лапою!
Выступающий 17.
Рассказ о поэтах-шестидесятниках был бы неполным без имени Юрия Визбора – одного из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни. Песни, написанные им, поет уже несколько поколений, и они звучат, как раньше, душевно и романтично.
Юрий Визбор родился 20 июня 1934 в Москве. После школы поступил в педагогический институт, и именно там началась творческая биография будущего барда. В те годы в институте много времени уделялось развитию песенных традиций, самодеятельности, туризму. Свои первые песни Юрий написал еще будучи студентом первого курса. После института Визбор служил в армии в Мурманской области и продолжал писать. В 1961-м Визбор написал шесть песен к фильму «Выше неба», самой знаменитой стала песня «Домбайский вальс».
Учащиеся исполняют песню «Домбайский вальс».
Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой.
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своем этот край.
Нас провожает с тобой
Гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой
Марево дальних дорог.
Вот и окончился круг -
Помни, надейся, скучай!
Снежные флаги разлук
Вывесил старый Домбай.
Что ж ты стоишь на тропе,
Что ж ты не хочешь идти?
Нам надо песню запеть,
Нам надо меньше грустить.
Снизу кричат поезда -
Правда, кончается март...
Ранняя всходит звезда,
Где-то лавины шумят.
В 60-е годы Визбор начал выступать с концертами. Он стоял у истоков создания радио «Юность» и музыкального журнала «Кругозор». Он ездил по стране с