Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
VI Педагогический Конгресс «Новая грамотность»

Развитие креативности учащихся: ожидания и возможности

Святова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии № 343, методист ИМЦ

​Невского района Санкт-Петербурга
Современный, быстро меняющийся мир, с его противоречивостью и нестабильностью, с огромным потоком информации, обрушивающимся на каждого человека, диктует нам, педагогам, и всей системе образования в целом свои условия. Мы должны обучить и подготовить к жизни такого ученика, который бы умел быстро адаптироваться к реалиям, ориентируясь в потоке различной информации, оценивая её для решения нескольких задач одновременно, при этом он должен бы понимать, что именно от его инициативности и упорства зависит конкретно его будущее. Но ученик - выпускник - это только одна сторона, есть ещё и другая - само общество, в которое он придёт, тот стремительно меняющийся рынок труда, требующий от работника не только знаний и навыков в решении типовых задач, но и импровизации, творчества, умения работать в условиях неопределённости. И если сложить эти две стороны, то получается, что наша система образования, ориентированная все же на стандартность и стабильность, не всегда справляется с такими вызовами современного общества.
Именно это и отмечалось не раз в ходе подготовки к VI Педагогическому Конгрессу, тема которого стала своеобразным ответом на изменения, происходящие в сегодняшнем мире.
Хочется отметить что о «новой грамотности», или о грамотности при решении жизненных задач, начали говорить ещё в конце 20в. Но почему же именно сейчас вопрос о формировании функциональной грамотности и универсальных компетентностей звучит наиболее остро? Мне кажется, потому что поколение Z, с которым столкнулись учителя, - это совершенно новое по своему отношению к жизни и к себе поколение (по Теории поколений). Не лучше и не хуже, просто - другое: они уже живут в мире цифровой информации, стремятся по-своему изменить этот мир и утвердиться в нём, им многое интересно, т.е. изначально они любознательные и активные. Но при этом вся их жизнь в основном - это жизнь в виртуальной среде, поэтому им так трудно порой существовать в реальности. И к сожалению, наша урочная система обучения и упор в большинстве учреждений всё же на достижение предметных результатов (о чём, кстати, свидетельствуют и международные исследования PISA), приводят к разрыву двух сторон одного процесса - учащихся и школы.
Поэтому, чтобы выполнить свою задачу сформировать, помочь, воспитать, направить, школа должна, как мне кажется, увидеть в учащемся не участника образовательного процесса, а конкретного человека, адаптация которого к этой сложной жизни в современных условиях и есть главная задача педагога. Следовательно, на первое место как фактор обучаемости и самореализации выдвигаются личностные качества и развитие универсальных компетентностей. Но готова ли школа к этим вызовам времени? И способна ли формировать уже сейчас ключевые компетентности? Выступления педагогов на VI Педагогическом Конгрессе помогают увидеть некоторые ответы на данные вопросы. Подробнее остановлюсь на работе секции 2, которая была посвящена одной из составляющих 4К – креативности. Так что же понимается под развитием креативности учащихся?
Опираясь на книгу М.А.Пинской «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке», можно вывести следующее определение креативности – это способность участвовать в процессе, направленном на получение оригинальных решений, или нового знания, или вдохновляющего выражения воображения. Значит, развивая креативность, мы тем самым формируем следующие навыки и компетентности: любознательность, создание идей и развитии предложенных идей. Это ожидание. А каковы же реалии?
Под креативностью и её развитием, с одной стороны, понимают
- способность учащихся творчески осмыслить материал, по-новому посмотреть на традиционные вещи, найти новые смыслы и активно участвовать в творческой деятельности (Полещенко О.И.);
- развитие интереса к творческой деятельности (Кириллова У.Е.);
- работу с творческими заданиями (Репина С.А.).
А с другой стороны –
- самостоятельность в деятельном, а не пассивном процессе обучения (Рафальчук О.Г.);
- развитие самостоятельности учащихся, которое проявляется в умении ставить цель и добиваться её, принимать решение и нести за него ответственность (Вашуркина У.Л.).
Таким образом, наше понимание развития креативности довольно стандартное – это развитие интереса к окружающему миру и воображения, при этом, конечно же, важен навык самостоятельного поиска ответов на собственные вопросы. Но, к сожалению, мы упускаем чаще всего развитие такой составляющей креативности, как развитие предложенных идей, а это уже взаимодействие с чужими идеями и умение быстро перестраиваться в изменившихся условиях.
Кроме того, анализируя выступления, можно увидеть, что в современной педагогической практике используются разные методические средства, способствующие развитию креативности учащихся. Одни из них направлены на развитие любознательности, воображения:
 - создание интегрированной креативной среды, где происходит слияние музыкально-эстетического образования с общим образованием (Берсенева Ю.В.);
- интеграция предметов (например, искусства и литературы), позволяющая творчески осмыслить материал, найти звуковые, цветовые и словесные формы для создания образа и по-новому посмотреть на классический материал (Полещенко О.И.);
- обучение в мультимедийной среде, когда происходит регулярная смена занятий, ориентированных на различные каналы восприятия (Кириллова У.Е.);
Другие же методики способствуют развитию продуцирования собственных идей и умения применять их в нестандартной ситуации:
-методика «перевёрнутый класс», модульное обучение, система накопительного оценивания – и всё это в системе урока через создание ситуации постоянного множественного выбора (Вашуркина У.А.);
- метод «философский бой», этапы подготовки к которому, а также стадии прений и атаки, действительно, способствуют развитию гибкости и подвижности мышления, умению быстро перестраиваться в условиях появления новой информации (Ваганов М.Г.);
- использование продуктивных заданий, особенно работа со вторичным текстом, на разных предметах (Репина С.А.).
Особое внимание привлекло выступление Рафальчук О.Г., где рассматривалось такое средство развития креативности учащихся, как визуализация текста. Не секрет, что урок с применением ИКТ в последнее время часто приучает учащихся, к сожалению,  не к творчеству, а к пассивности, так как не всегда предполагает их самостоятельность. А предложенная О.Г. Рафальчук система использования технических средств превращает учеников в соавторов, создающих цифровую образовательную среду. Так, работа с готовым художественным текстом через формирование навыка распредмечивания, то есть способа интерпретации содержания понятия вне контекста, направлена как раз на развитие креативности. В своей практике я тоже использую данную методику, когда учащиеся создают визуально-вербальный текст, делают его продуктом своего творчества и транслируют свою мысль.
Таким образом, в современном образовании уже существуют методы, которые стимулируют учеников проявлять любознательность и использовать собственный жизненный опыт. Хотя, надо заметить, эти педагогические приёмы в действительности применяются не везде и не всегда: всё зависит от образа жизни самой школы, тех ценностей, которые значимы для конкретного учебного заведения.
Итак, проанализировав ожидания и реалии в развитии креативности учащихся, можно заметить, что система обучения на сегодняшний день мало уделяет внимание развитию такого составляющего креативности, как умению быстро приспосабливаться в изменившихся условиях с появлением новой информации. Наверное, потому что главным в нашей системе образования пока являются предметные результаты. Их легче оценить, да и весь учебный план построен именно на таком обучении. Мне кажется, что, учитывая запросы времени, надо менять прежде всего систему оценивания, когда учитывалось бы при формирующем оценивании развитие ключевых компетентностей учащихся. Тогда и «новая грамотность» будет достигаться не за счёт увеличения роста учебной нагрузки, а за счёт заинтересованности и учителей, и учеников в такой самореализации.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»