Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метапредметная олимпиада как инновационный
продукт образовательной практики

(из опыта работы гимназии)
Воронин Виталий Анатольевич
Рассмотрение метапредметной олимпиады «Социальный навигатор старшеклассника» петербургской гимназии № 148 им. Сервантеса представляет возможность изучения феномена инновационной практики - опыта ее развития, масштабирования, наполнения зависимыми от социального контекста педагогическими смыслами.
            Истоки олимпиады «Социальный навигатор» базируются на участии гимназии им. Сервантеса в инновационных программах и проектах формирования и оценки функциональной грамотности учащихся, в том числе реализованных Общественным институтом развития школы (ОИРШ), кафедрой теории развития образовательных систем Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО), Центром довузовских программ и проектов Санкт-Петербургского филиала
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург).
            Первый из таких проектов начала 2000-х годов: «Создание в школе системы оценивания метапредметных результатов образовательной̆ деятельности учащихся». Проект предполагал проектирование учителями общеобразовательных учреждений ситуационных задач развития функциональной грамотности учащихся.
            Задачи, разработанные учителями, представляли проблемные ситуации с вопросами и заданиями по их решению. Сюжеты задач были связаны с различными видами деятельности (образовательной, досуговой, бытовой), применимы в ситуациях выполнения различных социальных ролей (ученика, члена семьи, потребителя, участника общественного объединения). Содержание задач устанавливало связь учебного материала с природной, социальной и культурной средами, стимулировало прикладное использование предметных знаний. Некоторые из них были направлены на разработку прикладных проектов. Задачи предназначались для использования на уроках, включали материал учебных предметов.
            На следующем этапе проекта (2009 год) была разработана экспериментальная программа, которая предусматривала привлечение учащихся к созданию сюжетов задач. Программа предполагала проектирование технологии оценки решения ситуационных задач, разработку методики организации командного турнира старшеклассников.
            Задачи, разработанные учащимися под руководством педагогов, охватывают широкий̆ круг социальных проблем: охраны культурного наследия и защиты от вандализма, экологической̆ безопасности среды проживания, развития толерантности, поддержки безопасности на дорогах, культуры досуга и отдыха. Задачи поднимают личностные проблемы самопознания, выбора жизненного пути, повышения эффективности допрофессиональной̆ подготовки, выбора товаров и услуг. Их выполнение индивидуально или в группе позволяет оценить готовность к выполнению функциональных ролей гражданина, члена семьи или школьного коллектива, абитуриента, потребителя бытовых, образовательных, информационных услуг.
            Программа проектирования ситуационных задач позволила выделить актуальные проблемы старшеклассников, выявить особенности их общекультурного и социального кругозора, установить взаимосвязь содержания ситуаций с особенностями социального развития молодежи.
            Оснащение ситуационных задач методическим инструментарием оценки их выполнения позволило связать программу развития функциональной грамотности с возможностями освоения нового поколения образовательных стандартов , направить ее на достижение новых видов образовательных результатов.
            Современный этап проекта развития функциональной грамотности, поддерживаемый Центром довузовских программ и проектов НИУ ВШЭ -Санкт-Петербург предусматривает несколько вариантов организации.
            1. Разработку задач, их презентацию в рамках школьных олимпиад.
            2. Организацию межшкольных районных турниров школьных команд. Турниры проходят в 2 этапа. Команды-участники представляют решения уже опубликованных и методически обработанных задач, проектируют собственные задачи. Турниры проводятся в онлайн и офлайн форматах.
            3. Организацию городского турнира школьных команд «Компас жизни» с участием команд - победителей районных туров.
            Участие гимназии им. Сервантеса во всех представленных вариантах программы развития функциональной грамотности позволило образовательному учреждению освоить ее инновационную практику на различных уровнях функционирования образовательных систем: групповом (внутриклассном), школьном, районном, региональном. За время участия в проекте гимназией был разработан комплект задач, обновляемый каждый год. Часть задач без дополнительной методической доработки были опубликованы в журналах и сборниках. Проектирование и презентация ситуационных задач были включены в состав заданий курсов обществознания.
            Подготовка и проведение турниров по оценке функциональной грамотности в качестве самостоятельного блока вошли в состав программы внеурочной деятельности. В целостном виде программа развития функциональной грамотности стала составным элементом образовательной программы гимназии Сервантеса. Как следствие, уровень развития функциональной грамотности учащихся, предъявляемый на конкурсах различного уровня получил высокую профессиональную и общественную оценку., а вовлечение в программу учителей, методистов , администрации образовательного учреждения позволил разработать метапредметные олимпиаду «Социальный навигатор старшеклассника», предложить ее для распространения в общеобразовательных учреждениях Калининского района Санкт-Петербурга.
            Метапредметная олимпиада «Социальный навигатор старшеклассника» с 2020 года является партнерским сетевым проектом Центра довузовских программ НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург и гимназии № 148 им. Сервантеса. Олимпиада выполняет функции районного отборочного тура городской олимпиады по оценке функциональной грамотности «Компас жизни» (https://www.cervantes148.ru/rayonnaya_opornaya_ploschadka.shtml).

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»