Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Фильмы, которые мы смотрим

Новикова Анна Юрьевна,
воспитатель СПБ ГБПОУ "Олимпийские надежды"

У кино — две функции: отображать окружающую
реальность и создавать новую.
Зигфрид Кракауэр
В школе "Олимпийские надежды" большое внимание уделяется спортивной деятельности, в следствии чего, воспитанники отдают приоритет спорту, а учеба отходит на второй план. Одной из задач воспитателей является помощь в выполнении домашнего задания, подготовка к школе.
Существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на целенаправленные и нецелена­правленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становится все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
  • расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
  • показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
  • формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
  • развивают эстетический вкус, чувство юмора;
  • мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Мультфильм — наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный анализ увиденного, мультфильм становится мощным воспитательным инструментом.
Кинофильмы – с детства любимый путь получения информации. В кино различные сведения и знания ученик получает свободно, без нажима. Кино позволяет иллюстрировать абстрактные понятия. Поэтому часто то, на что раньше школьники не обращали внимания, что казалось им трудным для понимания на уроке, теперь привлекает их интерес, вызывает желание узнать об увиденном намного больше, понять, почему так происходит.
В образовательном кинематографе тема будущего фильма связана с решением учебных, методических или воспитательных задач.
В общей сложности, можно выделить семь основных функций кинематографа. 1. Информационная функция Кинематограф является одним из средств массовой информации, то есть участвует в процессе информационного обеспечения общества и является носителем социальной информации (памяти, знаний, культуры), сохраняя, накапливая и передавая ее. Однако анализировать и изучать кинематограф лишь как средство массовой информации представляется ошибочным в силу сложности его структуры (здесь необходимо помнить, что кинематограф является также социальным институтом и видом искусства). 2. Коммуникативная функция Будучи неразрывно связанной с информативной функцией, эта функция отражает социальный аспект кинематографа и ту диалогичность (в понимании М.Бахтина) его природы, о которой мы уже говорили выше. Кинематограф — это диалог мировоззрений, мнений, взглядов, культур. Именно благодаря коммуникативной функции происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте. Акт общения может осуществляться на разных уровнях: между властью и обществом, между странами, народами, социальными группами, индивидами. Кроме того, кинематограф — это общение киноленты со зрителем, ее обращенность к аудитории и ответная реакция аудитории. Недаром М. И. Жабский называл именно публику (а не профессиональную кинокритику) в числе четырех социальных структур (наряду с актерами, режиссерами и продюсерами), результатом деятельности которых и является киноискусство [2, c. 37]. 3. Нормативная (идеологическая) функция Кинематограф является проводником определенной идеологии (в широком смысле этого слова, как понимал ее С.Эйзенштейн), то есть системы мировосприятия, целого сложного комплекса опыта, знаний, обычаев, традиций, нравов, норм, идеалов, морали, соответствующих конкретному обществу. Кинематограф во многом ответственен за ценностные ориентации, которые обеспечивают сохранение общества, его структуры и форм жизни. Ослабление нормативной функции приводит к падению в социуме престижа духовной культуры, обесцениванию норм морали и нравственности, смене идеалов. Именно эту тенденцию отмечают исследователи в современной жизни части российской молодежи постсоветской России. Например, М. И. Жабский говорит о необходимости социологии кинематографа поднимать вопросы о политическом влиянии кинозрелища и моральной тревоге по поводу его деструктивного воздействия на подрастающее поколение [3]. Как отмечает М. В. Скрипарь в своем исследовании манипулятивного воздействия кинематографа на общество, «процесс формирования ценностных ориентаций молодежи носит стихийный характер», в то время как кинематограф как средство социального управления «позволяет контролировать и повышать эффективность данного процесса» [4, c. 11]. 4. Посредническая (политическая) функция
Эту функцию исследователи выделяют отдельно, хотя она во многом объединяет две предыдущие (коммуникативную и идеологическую). Здесь кинематограф выступает в качестве посредника, устанавливающего связь между разными структурами общества: обществом и государством, социумом и властью. В этом смысле кинематограф выступает в качестве инструмента управления обществом, реально выполняя политическую, управленческую функцию в силу своего мощного, масштабного и многостороннего влияния на чувства и сознание людей. С этой точки зрения, кинематограф, подобно журналистике, можно было бы назвать «четвертой властью», определенной кинопропагандой.
Такая функция кинематографа, до определенной степени, необходима и неизбежна в обществе. Кино может использоваться для усиления патриотизма, как социальный разоблачитель и как мощное средство в борьбе с насилием, нацизмом, нетерпимостью, расовыми предрассудками, социальными проблемами (наркомания, алкогольная зависимость) и так далее. Вместе с тем, тоталитарные государства могут использовать кино как средство манипуляции общественным сознанием, подменяя моральную цензуру политической, а личностные ценности — коллективно-идеологизированными. Именно эта роль кинематографа как рычага социального управления специально изучалась С. А. Иосифяном и В. А. Петровским, которые видели в нем средство исполнения «социального заказа по воспитанию социально и политически зрелого молодого поколения» [5, c. 83].
Интересной с точки зрения осуществления кинематографом коммуникативной, нормативной и посреднической функций представляется исследование М. В. Скрипарь, которая выделяет три функции кинематографа в процессе социализации и формирования ценностных ориентаций молодежи. Кинематограф может выступать как: социальный стабилизатор, который обеспечивает устойчивость общества и социальных групп внутри его, сохраняет заданное направление социального развития и поддерживает определенные ценностные ориентации в обществе. Яркими примерами здесь могут служить картины советского периода: героические драмы, историко-биографические фильмы («Чапаев», «Мы из Кронштадта»), кинокомедии («Трактористы», «Свинарка и пастух»), детские и юношеские фильмы («Приключения Электроника», «Тимур и его команда», «Неуловимые мстители»), которые «несли четкую социально-политическую ориентацию, внедряя в сознание и поведение подросткового поколения ясные ориентиры» [6. c. 47]. социальный катализатор, который дает определенный толчок обществу и ускоряет определенные процессы социализации. Последствия такого толчка могут нести в себе как положительную, так и отрицательную динамику. Примерами положительного воздействия на общество могут служить опять-таки фильмы советского периода, призывающие к восстановлению народного хозяйства после войны («Кавалер золотой звезды», «Калиновая роща»), мотивирующие выбор будущей профессии («Дорога к звездам» о космонавтах, «Им покоряется небо» о летчиках, «Отчий дом» о тружениках сельского хозяйства» и многие другие). Так, под влиянием фильма «Девчата» огромное число молодых людей отправились работать на Дальний Восток. Однако перестроечный период стал периодом обновления компонентов нормативно-ценностной структуры, периодом адаптации советсвих граждан к новым условиям. Появившиеся в этот период киноленты («Интердевочка», «Игла») «впервые за всю историю советской кинопромышленности оказали деструктивное воздействие на сознание, что привело к довольно печальным результатам» [7, c.46]. Наиболее ярким современным примером является фильм «Бойцовский клуб», ставший социальным катализатором агрессии и насилия и приведший к возникновению бойцовских клубов во всех странах мира. социальный ингибитор, способствующий предотвращению или замедлению нежелательных социальный процессов, таких как агрессия, алкоголизм, наркомания (примерами таких фильмов могут служить кинокартины «На игле», «Реквием по мечте», Потерянный уикенд», «Покидая Лас-Вегас»). 5. Релаксационная (развлекательная) функция Эта функция связана с потребностью личности в физической и психологической разрядке. Отдых, расслабление, игра являются обязательными элементами любой культурной деятельности. Киноиндустрия предлагает аудитории широкий спектр фильмов различных жанров (комедия, фэнтези, фантастика, мелодрама, триллер, детектив и многие другие). Разные кинокартины по-разному способны воздействовать на психику зрителя. Эмоциональная разрядка, которую в итоге получает зритель от взаимодействия с произведением искусства, в частности от просмотра картины, принято определять через понятие катарсиса, то есть эстетического очищения, высшего духовно-эмоционального результата эстетического опыта, основанного на сопереживании, активном включении зрителя в экранный мир. Кино является мощным социально-психологическим средством в освобождении зрителя от фрустраций, напряжения, экзистенциональной тоски, фобий, чувства вины, незащищенности. Оно помогает достичь очищения души и вернуться в повседневность «отдохнувшим», обретшим новое понимание себя и других. Разные жанры по-разному способствуют устранению комплексов и аффектов из психики человека: комедия устраняет чувство напряженности между обществом и индивидом через шутку, осмеяние кумиров, стереотипов, высмеивание проблем; детектив — через утверждение власти закона, провозглашение права личности на защиту от посягательств извне. Появившиеся в1980-е годы фильмы ужасов и их популярность подтвердили потребность современного человека испытывать чувство страха. Переживая смертельные опасности с героями кинокартины, зритель, тем самым снижает уровень своего подсознательного страха, одновременно получая удовольствие от одновременного осознания своей безопасности и спасения. Однако, по мнению специалистов, перенасыщенность художественной информацией и образностью в современном кинематографе и совершенствование технических средств для создания спецэффектов делают непредсказуемыми психологические реакции человека. Реальные возможности психики человека имеют свои пределы, и проблемы с освоением потока современной экранной культуры могут угрожать сохранению личности человека и здоровью общества в целом. 6. Интеграционная функция Описывая влияние глобализации на кинематограф, мы уже говорили о том, что скачок в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий стал мощным фактором в объединении человечества, интеграции традиций и культур, распространении потоков информации по всему миру. В этих новых условиях кинематограф создал интернациональную зрительскую аудиторию, сделав кино других стран доступным зрителю в любой точке планеты. Таким образом, являясь одновременно искусством и средством массовой информации, кинематограф обретает особое значение как фактор социальной интеграции и проводник культурной информации. Обратной стороной глобализации стала унификация стандартов и утрата культурной идентичности отдельных народов. Мировой кинематограф стал проводником чуждых культур с несанкционированными во многих национальных обществах ценностями, моделями мировосприятия и нормами социального поведения. В заключение этой части хотелось бы сделать вывод о том, что кинематограф является очень мощным социальным институтом, выполняющим ряд важных функций в обществе. Но при нарушении гармонии и чрезмерном ослаблении или усилении отдельных функций, кинематограф может стать проводником деструктивных для конкретного общества тенденций, приводя к искажению его ценностей.
Предлагаю вашему вниманию подборку фильмов в соответсвии с школьной программой с 7-11 кл.
7 класс
Мультфильм "Илья Муромец и Соловей-разбойник" (по мотивам русских былин);
Мультфильм "Вересковый мёд" (по одноименной балладе Р.Л.Стивенсона);
Фильм "Метель" (по повести А.С.Пушкина "Метель" из сборника "Повести Белкина");
Фильм "Тарас Бульба" (по одноименной повести Н.В.Гоголя);
Фильм "Последний дюйм" (по рассказу Д.Олдриджа "Последний дюйм");
8 класс
Фильм "Капитанская дочка" (по одноименной повести А.С.Пушкина);
Фильм "Капитанская дочка" (по повести А.С.Пушкина, экранизация 1978 года);
Фильм "Капитанская дочка" (по повести А.С.Пушкина
"Капитанская дочка");
Спектакль "Портрет" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет");
Телеспектакль "Ревизор" (по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор");
Фильм "Человек-амфибия" (по повести А.Р.Беляева "человек-амфибия");
9 класс
Мультфильм "Прометей" (по мотивам драмы Эсхила "Прометей прикованный");
Мультфильм "Сказание про Игорев поход" (по мотивам памятника древнерусской литературы "Слово о полку Игореве")
Спектакль "Горе от ума" (по одноименной пьесе А.С.Грибоедова "Горе от ума");
Спектакль "Мещанин во дворянстве" (по пьесе Мольера "Мещанин во дворянстве");
Фильм "Ася" (по повести И.С.Тургенева "Ася");
Мультфильм "Бедная Лиза" (по произведению Н.Карамзина);
Спектакль "Недоросль" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль");
Мультфильм "Премудрый пескарь" (по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина)
Мультфильм "Василий Тёркин" (по поэме А.Т.Твардовского "Василий Тёркин");
10 класс
Фильм "Шинель" (по одноименной повести Н.В.Гоголя );
Фильм "Евгений Онегин" (по роману в стихах А.С.Пушкина);
Фильм "Герой нашего времени" (главы "Тамань","Максим Максимыч", "Бэла") (по произведению М.Ю.Лермонтова);
Фильм "Герой нашего времени" (глава "Княжна Мери") (по произведению М.Ю.Лермонтова);
Спектакль "Фауст" (по пьесе Гете "Фауст");
Фильм "Отцы и дети". 1 - 2 серия (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети");
Фильм "Отцы и дети". 3 - 4 серия (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети");
Фильм "Пышка" (по одноименной новелле Мопассана);
Фильм "Дон Кихот" (по роману Сервантеса);
Фильм "Гобсек" (по роману О.Бальзака "Гобсек");
Фильм "Красное и чёрное". 1 серия (по одноименному роману Ф.Стендаля");
Фильм "Красное и чёрное". 2 серия (по одноименному роману Ф.Стендаля");
Фильм "Красное и чёрное". 3 серия (по одноименному роману Ф.Стендаля");
Телеспектакль "Гроза" (по пьесе А.Н.Островского "Гроза");
Фильм "Жестокий романс" (по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница");
Фильм "Мёртвые души". 1 серия (по роману Н.В.Гоголя "Мёртвые души");
Фильм "Мёртвые души". 2 серия (по роману Н.В.Гоголя "Мёртвые души");
11 класс
Телеспектакль "Вишневый сад" (1 серия) (по одноименной пьесе А.П.Чехова);
Телеспектакль "Вишневый сад" (2 серия) (по одноименной пьесе А.П.Чехова);
Фильм "Человек в футляре" (по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре");
Мультфильм "Легенда о пламенном сердце" (по мотивам рассказа А.П.Чехова "Старуха Изергиль");
Спектакль "На дне" (по мотивам пьесы А.П.Чехова "На дне");
Спектакль "Превращение" (по мотивам новелле Ф.Кафки "Превращение");
Фильм "Преступление и наказание" (по роману Ф.И.Достоевского "Преступление и наказание");
Мультфильм "Старик и море" (по одноименной повести Хемингуэя);
Фильм "Тихий Дон". 1-3 серии (по одноименному роману М.Шолохова);
Фильм "Мастер и Маргарита". Сериал 1-2 серия(по роману М.Булгакова);
Фильм "Мастер и Маргарита". Сериал 3 серия(по роману М.Булгакова);
Фильм "Мастер и Маргарита". Сериал 4 серия(по роману М.Булгакова);
Фильм "Мастер и Маргарита". Сериал 5 серия(по роману М.Булгакова);
Фильм "Мастер и Маргарита". Сериал 6 серия(по роману М.Булгакова);
Фильм "Мастер и Маргарита". Сериал 7 серия(по роману М.Булгакова);
Фильм "Мастер и Маргарита". Сериал 8 серия(по роману М.Булгакова);
Фильм "Мастер и Маргарита". Сериал 9 серия(по роману М.Булгакова);
Фильм "Мастер и Маргарита". Сериал 10 серия(по роману М.Булгакова);
 
Литература:
  1. Социология и кинематограф / Под общ. ред. Жабского М. И. — М., 2012 — С.9. Социлогия и кинематограф / Под общ. ред. Жабского М. И. — М., 2012. — С.37 Социлогия и кинематограф / Под общ. ред. Жабского М. И. — М., 2012.
  2. Скрипарь М. В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ориентаций молодежи. — Чита, 2009. — С.11.
  3. Иосифян С. А., Петровский В. А. Кинематограф: детский и подростковый зритель // Социологические исследования, 1995. № 3. — С.83
  4. Скрипарь М. В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ориентаций молодежи. — Чита, 2009. — С.47.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»