Организация проектной деятельности на уроках технологии
Серкова Татьяна Викторовна
Организация проектной деятельности создает учителю благоприятные условия для решения проблемы гуманизации образования. Учебный предмет «Технология» обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений. Это позволяет учащимся успешно адаптироваться в современной технологической среде, активно участвовать в ее преобразовании и самореализоваться в окружающем мире.
Задачи реализации проектной деятельности:
- Повышать уверенность ученика в своих силах.
- Развивать у учащихся «командный дух», вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
- Обеспечивать механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.
- Развивать у учащихся исследовательские умения (выявлять проблемы, выявлять информацию из литературы), наблюдательность, умение строить гипотезы, обобщать, мыслить аналитически.
Проектная деятельность опирается на следующие правила и принципы:
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Этапы работы над проектом:
- Постановка цели: выявление проблемы, противоречия: формулировка задачи.
- Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
- Самообразование и актуализация знаний.
- Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
- Исследование: решение отдельных задач, компоновка материала.
- Обобщение результатов и выводы.
- Анализ успехов и ошибок. Коррекция.
Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Виды проектов:
- Информационный и исследовательский проект.
- Обзорный проект.
- Продукционный проект (наиболее распространенный на уроках технологии).
- Проекты-инсценировки или организационные проекты.
Проекты могут быть разнообразны по форме. Например, создание технологической карты и изготовление изделия, организация «трудового десанта» с репортажем с места событий и др.
Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д.
Исследовательский проект может быть по содержанию: монопредметным (только по обслуживающему труду); межпредметным; надпредметным (например, проект, который выполняется в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских).
По включенности в учебные планы проект может быть: итоговым (когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) и текущим (в этом случае часть содержания учебного курса выносится на самообразование и проектную деятельность).
Проектная технология позволяет формировать такие личностные качества, которые развиваются, лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда ребенок участвует в совместной трудовой деятельности. К таким качествам можно отнести:
- умение брать ответственность за выбор, решение,
- умение разделять ответственность,
- умение анализировать результаты деятельности,
- способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время и т.п. интересам своего дела).
Основные виды проектов на уроке технологии:
- Учебно-познавательный проект - это ограниченное по времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний, умений и навыков на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащихся. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу .
- Групповой творческий проект по технологии представляется нам одним из наиболее перспективных в условиях реформирования содержания образования.
Основные идеи, присущие групповым творческим проектам по технологии - общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе такого проекта.
Порядок организации проектной деятельности в группе:
- Начать нужно с размещения рабочих мест детей, чтобы они могли общаться и видеть друг друга.
- Подобрать задания для работы учащихся в группе (общее для группы и дифференцированные для членов группы).
- Заранее разбить группу (например, девочек данного класса) на подгруппы (бригады) и определить функции при выполнении заданий.
- Сразу выбирать ответственных в подгруппах.
- Объяснить ученикам принципы распределения по бригадам в течение учебного года и методику работы в бригадах.
Основные особенности организации групповой проектной деятельности:
- взаимозависимость;
- личная ответственность каждого члена коллектива за собственные успехи и успехи своих товарищей;
- совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся;
- реализация социализирующих функций;
- общая оценка результатов коллективного проекта, которая складывается из оценки особенностей общения учащихся и академических результатов.