Есть ли место в школе исследованию?
Григорович Анжела Викторовна
Наверное, каждый учитель столкнулся с проблемой низких учебных результатов по истории и обществознанию. В процессе поиска причин данной проблемы я определила для себя две главные – низкая учебная мотивация и, как следствие, падение познавательного интереса. Учащиеся стали на уроке менее активны, не умеют делать выводы, доказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию, находить решения для проблемной ситуации. Этот перечень можно продолжать долго. А общество сегодня предъявляет к будущему работнику достаточно высокие требования. Он должен:
• уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем;
• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Как же решить данную проблему? Как учить детей без принуждения и с интересом? Как помочь им раскрыть свои способности и дать стимул к творчеству? Как развить у ребенка потребность и способность самому искать новое? Мы, школьные учителя, должны найти те способы, методы и приемы, которые позволят нам дать ответы на все эти вопросы.
Решить проблему низкой мотивации и познавательного интереса помогает организация исследовательской и проектной деятельности в школе. Известно, что движущими силами исследовательского обучения являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Исследования в области психологии мышления показывают, что поздно начинать развитие исследовательских, творческих способностей, когда молодой человек становится студентом, или тем более, молодым специалистом. Поэтому где, как ни в школе формировать исследовательскую культуру?!
Исследовательская (проектная) деятельность совершенно справедливо считается современной образовательной технологией. Она одна из самых востребованных на сегодняшний день. В настоящее время проводятся многочисленные конференции, конкурсы исследовательских работ среди учащихся, интеллектуальные турниры, тематические ученические конференции.
Проектная и исследовательская деятельность позволяют создать такое образовательное пространство, которое можно охарактеризовать ключевыми словами:
• уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем;
• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Как же решить данную проблему? Как учить детей без принуждения и с интересом? Как помочь им раскрыть свои способности и дать стимул к творчеству? Как развить у ребенка потребность и способность самому искать новое? Мы, школьные учителя, должны найти те способы, методы и приемы, которые позволят нам дать ответы на все эти вопросы.
Решить проблему низкой мотивации и познавательного интереса помогает организация исследовательской и проектной деятельности в школе. Известно, что движущими силами исследовательского обучения являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Исследования в области психологии мышления показывают, что поздно начинать развитие исследовательских, творческих способностей, когда молодой человек становится студентом, или тем более, молодым специалистом. Поэтому где, как ни в школе формировать исследовательскую культуру?!
Исследовательская (проектная) деятельность совершенно справедливо считается современной образовательной технологией. Она одна из самых востребованных на сегодняшний день. В настоящее время проводятся многочисленные конференции, конкурсы исследовательских работ среди учащихся, интеллектуальные турниры, тематические ученические конференции.
Проектная и исследовательская деятельность позволяют создать такое образовательное пространство, которое можно охарактеризовать ключевыми словами:
- Личностное развитие
- Глубина и осмысленность знаний
- Поиск, самостоятельность, активность
- Сотрудничество
- Свобода выбора
- Успех
Но если специально не развивать исследовательские способности ученика, то взяться им будет просто неоткуда. Успешная исследовательская деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальном и среднем звеньях обучения. Очень важно учитывать, что обучение началам учебного исследования, проекта представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование соответствующих умений и навыков, в процессе которого необходимо сочетать определенные методы и приёмы. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок. Именно на уроке необходимо, сформировать понимание важности научного познания мира и интереса к его исследованию, обеспечить освоение некоторой совокупности способов постановки и решения исследовательских задач.
Но понятно, что на уроке невозможно использовать только исследовательские методы, поэтому активно заниматься учебно-исследовательской и проектной деятельностью необходимо через внеурочную работу по предмету. Большую роль здесь играют внеурочные занятия, научные общества (объединения) учащихся.
В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры учащегося:
• мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
• умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;
• умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;
• специальные исследовательские умения и навыки: умения видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать информацию, проводить опыты и наблюдения, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.
Для того, чтобы рассмотреть, какими способами формировать те или иные исследовательские умения, необходимо выделить основные этапы учебного исследования:
Но понятно, что на уроке невозможно использовать только исследовательские методы, поэтому активно заниматься учебно-исследовательской и проектной деятельностью необходимо через внеурочную работу по предмету. Большую роль здесь играют внеурочные занятия, научные общества (объединения) учащихся.
В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры учащегося:
• мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
• умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;
• умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;
• специальные исследовательские умения и навыки: умения видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать информацию, проводить опыты и наблюдения, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.
Для того, чтобы рассмотреть, какими способами формировать те или иные исследовательские умения, необходимо выделить основные этапы учебного исследования:
- На этапе проблематизации учащиеся должны осуществлять самостоятельный выбор темы, определять цели и задачи исследования, видеть противоречия и проблемы, проявлять заинтересованность в изучении объекта, формулировать вопросов, на которые хотелось получить бы ответы.
- Выдвижение гипотез: в гипотезе содержится новое знание (предположительное), это основа и характеристика творческого мышления. Учащиеся должны научиться выдвигать как можно больше, даже самых парадоксальных, гипотез. Чем больше гипотез – тем креативнее мышление.
- На этапе разработки плана исследования учащиеся должны находить источники, средства, способы сбора и анализа информации, планировать итоговый продукт, определять критерии оценки результативности своей работы, планировать свою работу поэтапно.
- Сбор и систематизация полученной информации. На этом этапе важны общеучебные умения систематизации и классификации полученной информации, ее анализ, деление на существенное и несущественное, здесь очень важно критическое мышление.
- Формулирование выводов, оформление результата. Здесь необходимо уметь делать обобщения, формулировать и объяснять выводы, выбирать эффективную форму представления полученных результатов.
- Представление результатов работы. На этом этапе необходимо научить учащихся не только эффективно, но и эффектно представить результаты своей работы, уметь работать с аудиторией, отвечать на полученные вопросы и самим задавать вопросы.
- Рефлексия. Самооценка. Навыки рефлексии и самооценки очень важны для успешной адаптации личности в существующем мире (таблица 1)
Важным условием успешности такой работы является ее системность, соответствие приемов и способов возрастным особенностям учащихся, преемственность уроков, внеурочной деятельности, занятий учебным исследованием (таблица 2), обязательное использование межпредметных связей и проведение интегрированных учебных занятий.
Продуманная организация исследовательской деятельности способствует формированию у школьников творческого мышления, навыков умственной деятельности, воспитанию самостоятельности в принятии конкретных решений, развитию навыков сотрудничества, взаимопомощи и поддержки в процессе коллективного решения исследовательских задач. Реализация исследовательского обучения позволяет успешно решить многие проблемы современного образования: развитие исследовательской и информационной компетентности, повышение учебной мотивации, преодоление недисциплинированности некоторых учеников, профессиональное самоопределение школьников. Создавая условия для развития ребенка, учителю необходимо научиться трем основным вещам:
Продуманная организация исследовательской деятельности способствует формированию у школьников творческого мышления, навыков умственной деятельности, воспитанию самостоятельности в принятии конкретных решений, развитию навыков сотрудничества, взаимопомощи и поддержки в процессе коллективного решения исследовательских задач. Реализация исследовательского обучения позволяет успешно решить многие проблемы современного образования: развитие исследовательской и информационной компетентности, повышение учебной мотивации, преодоление недисциплинированности некоторых учеников, профессиональное самоопределение школьников. Создавая условия для развития ребенка, учителю необходимо научиться трем основным вещам:
- Не делать за детей того, что они могут делать сами.
- Инициировать детский поиск и пробы собственных вариантов решения задач.
- Дать право каждому на ошибку, его собственную…
Приложение 1. Тренинг по формулированию целей и задач исследования, выдвижению гипотез
Инструкция: 1. проводится разминка на активизацию мыслительной деятельности;
2. деление на группы (лучше по интересам, можно игровое деление, например, собраться в одной группе всем, у кого есть карточки-характеристики к одному предмету, явлению). Каждая группа получает тему исследования и работает над вопросами в течение данного времени.
3. презентация работы групп.
4. проведение рефлексии.
Задания к темам:
1. Тема «Коллективизация и судьба моей семьи»
-- В чем может состоять исследовательская проблема?
-- Запиши цель исследования (конечный результат, что вы хотели бы получить, узнать в конце работы).
-- Выскажите свои предположения по заданной теме.
-- Какими способами, средствами вы можете проверить свои предположения?
2. Тема «Влияние школьного самоуправления на формированию лидерских качеств школьников»
-- Сформулируйте и запишите проблему
-- Запиши цель исследования
-- Какие задачи следует решить, чтобы достичь цели?
-- Предложите свои гипотезы
-- Что поможет проверить ваши предположения?
3. Тема «История города - в названиях»
— Какую проблему вы видите в названии данной темы?
— Что бы вы хотели исследовать в рамках данной темы.
— Какие результаты надеетесь получить?
— С какими трудностями можете столкнуться в процессе своего исследования?
— Какими способами вы будете достигать поставленных результатов?
Эти тренинги проводятся на занятиях историко-обществоведческой секции научного общества учащихся. Но также можно построить работу над темой урока, факультативного занятия.
Инструкция: 1. проводится разминка на активизацию мыслительной деятельности;
2. деление на группы (лучше по интересам, можно игровое деление, например, собраться в одной группе всем, у кого есть карточки-характеристики к одному предмету, явлению). Каждая группа получает тему исследования и работает над вопросами в течение данного времени.
3. презентация работы групп.
4. проведение рефлексии.
Задания к темам:
1. Тема «Коллективизация и судьба моей семьи»
-- В чем может состоять исследовательская проблема?
-- Запиши цель исследования (конечный результат, что вы хотели бы получить, узнать в конце работы).
-- Выскажите свои предположения по заданной теме.
-- Какими способами, средствами вы можете проверить свои предположения?
2. Тема «Влияние школьного самоуправления на формированию лидерских качеств школьников»
-- Сформулируйте и запишите проблему
-- Запиши цель исследования
-- Какие задачи следует решить, чтобы достичь цели?
-- Предложите свои гипотезы
-- Что поможет проверить ваши предположения?
3. Тема «История города - в названиях»
— Какую проблему вы видите в названии данной темы?
— Что бы вы хотели исследовать в рамках данной темы.
— Какие результаты надеетесь получить?
— С какими трудностями можете столкнуться в процессе своего исследования?
— Какими способами вы будете достигать поставленных результатов?
Эти тренинги проводятся на занятиях историко-обществоведческой секции научного общества учащихся. Но также можно построить работу над темой урока, факультативного занятия.