Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Организация проектно-исследовательской деятельности
учащихся как средство формирования УУД
в рамках реализации ФГОС
Хапугина Полина Ивановна,
учитель естественного цикла
Проблема активности учащихся на уроках, их интереса к предмету уже давно стала актуальной. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требования современного урока. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию, из каких либо других источников.
 Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из таких подходов, бесспорно, является исследовательский метод.
Ещё раз хочу напомнить, из своего предыдущего выступления, что в отличие от  традиционного  урока, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.
И в основе современного урока лежит технология системно-деятельностного подхода.
 Основной педагогической задачей которого является организация условий, инициирующих деятельность учащихся.
 
Что нам следует понимать под проектно-исследовательской деятельностью:
  • совместная учебно – познавательная деятельность;
  • деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач;
 творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Проектно-исследовательская деятельность способствует:
  • развитию самостоятельности;
  • целеустремленности;
  • ответственности;
  • настойчивости;
  • толерантности;
  • инициативности;
  • приобретению социальной практики за пределами школы
  • адаптации к современным условиям жизни.
Главная идея проектно-исследовательской деятельнояти:
  • Направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.
  • Этот результат называется проект!
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно,    
в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая  
проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать  
публично достигнутый результат.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Среди положительных сторон проектной деятельности, можно выделить следующие моменты:
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения – учитель партнер;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.
 
Виды учебных исследований можно классифицировать по следующим признакам:
- по доминирующей в проекте деятельности:
исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
- по количеству учащихся:
индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- по теме:
монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
- по месту проведения:
урочные, внеурочные;
- по продолжительности:
мини-работы, рассчитанные на один урок.
краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков.
недельные.
среднесрочные – продолжительностью в одну четверть.
долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.
Естественно то, что ходе проектной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей наших учеников, могут возникнуть ряд проблем, а именно:
1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
5. Возрастает нагрузка на учителя.
 
Как же их разрешить? Предложу такой вариант:
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
 
Для организации эффективной работы необходимо определить показатели развития исследовательских умений учащихся. Для этого можно воспользоваться следующей таблицей.
В результате данных критериев выходим на общий уровень оценки исследовательских умений учащихся:
Низкий уровень (0 - 1 балл) – учащийся не умеет логически мыслить, не способен формулировать   выводы, правильно оценить результат работы, не способен применить известные методы для решения новых задач, не проявляет творческую активность, не способен работать самостоятельно.
Средний уровень (2 - 4 балла) – способен анализировать информацию, принимать логически обоснованные решения, проявляет творческую активность, формулирует вопросы для уточнения информации, может самостоятельно найти ответ на сформулированный вопрос, пользуясь рекомендованными источниками информации.
Высокий уровень (5 - 6 баллов) – умеет самостоятельно анализировать информацию, отбирать необходимые факты, делать обобщения, аргументировано отстаивает свою точку зрения, осознает смысл и цели работы; способен предвидеть последствия принимаемых решений, обладает умением мысленного экспериментирования, умеет самостоятельно выдвигать гипотезы, находить источники информации для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез, умеет самостоятельно планировать свою работу.
Исходя из своего опыта работы, хочу сказать, что всё, выше сказанное, многим из нас покажется чем-то новым, кто-то (и я в том числе) скажет: «Вот опять что-то выдумали. Теперь проекты какие-то надо делать, когда, да и с кем? И т.д. и т.п.»
Спешу Вас успокоить! Все не так страшно! Не задумываясь о названии методик, о всех методических терминах, отбрасывая всю умную теорию, мы с вами делаем это на своих урока.
Пример: любая практическая работа (физика, химия, география, биология, технология, информатика), любое сочинение, изложение, может быть сложнее в математике.
Но, всё это исследовательская деятельность на уроке на стадии изучения нового материала или в закреплении пройденного.
Посмотрите, все попадает под данные характеристики:
  •  информационно-исследовательский;
  • индивидуальный, групповой;
  • монопредметный;
  • мини-работы, рассчитанные на один (два) урока.
  • краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков.
  • недельные.
Пример из только что проведенного урока по географии в 6 классе. В разделе «Атмосфера», тема урока «Ветер. Роза ветров».
Во- первых: от теоретического материала на уроках никто никогда не отказывается, да это и невозможно. Невозможно что-то исследовать и создавать без элементарных базовых знаний. Поэтому я считаю, на уроке должен присутствовать теоретический материал, кроме того его надо учить!
Во-вторых: думаю, никто не будет спорить с тем, что если ученик что-то сделал сам, пришёл к какому-то результату, то,  то что он сделал должно им запомниться надолго, ведь это он САМ и это обязательно отложится в памяти.
Так вот, опираясь на имеющиеся знания предыдущих уроков, в теме ветер на этапе изучения нового материала, учащимся предлагаю разделиться на группы и выполнить следующие и задания. Дети получают алгоритм действий на карточках.
I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря.
Алгоритм для I группы.
  • Познакомиться с текстом §38, на стр. 128-129, рассмотреть рис.76. Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
  • На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
II группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря.
Алгоритм для II группы.
  • Познакомиться с текстом §38 на стр. 128-129, рассмотреть рис.76. Представьте, что вы ночью находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
  • На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования:
а) Какое давление над сушей и над морем ночью? Почему?
б) В каком направлении перемещается ветер и почему?
в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
III группа. А у вас задание посложнее! Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом и зимой.
Алгоритм для III группы.
  • Познакомиться с текстом §38, на стр. 129, рассмотреть рисунок 77. Представьте, что вы летом и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: зимой и летом?
  • На листе показать движение ветра летом и зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?
В качестве результата ( проекта), дети сдают заполненный лист опорных сигналов.
Делают выводы.
Озвучивают классу причинно-следственные связи, объясняют, почему и как, они пришли к таким заключениям.
Фиксируют полученный результат в виде определений в тетрадь.
Каждая группа предоставляет свой результат.
Отмечу, что задания могут быть разного уровня, как данный. Он чуть более сложный, так как включает описание сразу двух понятий.
Его можно дать более сильной группе или разделить и сформировать еще одну группу.
Выполнение самостоятельной практической работы.
Где заданы условия и требуют решения и выполнения работы.
 Более сложный вариант в виде домашнего задания и более длительного исследования. Самостоятельно наблюдать за направлением ветра в течении определенного промежутка времени и составить розу ветров и сделать выводы о преобладании их в нашей местности.
Из своего собственного опыта применение поектно-исследовательской деятельности- это создание и прведение  устного журнала по химии в 9 классе по теме «Химия неметаллов».
Журнал разрабатывался совместно с учащимися, причём обращаю внимание на то, что работа велась с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому целью мероприятия ставились не просто знания, умения и навыки, но и правильная организация коллективной творческой деятельности, позволяющей увлечь детей общим делом.
С помощью учителя и чёткой организацией деятельности учеников. Ими была проделана большая работа. Дети проработали большое количество информации по теме «Неметаллы». Особенно вопросы, которые не затрагиваются на уроке. Не выходя за рамки домашней аптечки, был разработан и проведен химический эксперимент с неметаллами и веществами образованными ними. Один эксперимент – это по сути уже проект.
Результатом работы являлась, созданная детьми презентация. И сам журнал с отдельными рубриками, что было продемонстрировано самими учениками во внеурочное время, включая и химический эксперимент.
При разработке и подготовке данного мероприятия стремились, раскрыть лучшие стороны детей, показать достоинства и проблемы школьников, научить детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию сотрудничества, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками. А, все это и является формирование коммуникативных УУД.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.
И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться на любых уроках, начиная с начальной школы и продолжая в средней.
При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»