Исследовательская и проектная деятельность учащихся
на уроках истории и обществознания
Лукьянова Анастасия Алексеевна
За последние время произошла масса изменений, не осталась без внимания и система образования. Благодаря новым технологиям стали открыты новые возможности в деятельности учителя. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся, поиск новых знаний, умений пользоваться поисковыми системами.На законодательном уровне определён обязательный минимум содержания исторического и обществоведческого образования выпускников школы. Современный педагог преподает то, что обучающийся должен знать, уметь, чему должен научиться, применяя УУД. Методические инновации связаны с интерактивными методами обучения, позволяющих взаимодействовать в режиме беседы.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. В результате создаются условия, при которых учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать познавательную деятельность, переводя её на более высокие формы сотрудничества.
В ходе обучения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность.
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий:
- возрастает уровень использования наглядности на уроке (презентации, отрывки из фильмов и т.д.);
- повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке (обсуждение, рассуждение, описание и т.д.);
- появляется возможность организации проектной деятельности обучающихся;
- преподаватель, использующий информационные технологии, должен обращать внимание на логику преподнесения учебного материала;
Суть метода проектной деятельности – стимулирование интереса обучающихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённым объёмом знаний, умений, навыков и через проектную деятельность показать их практическое применение.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную и групповую. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой задачи, проблемы, требующей интегрированного знания для её решения;
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- Мотивированная деятельность участников проекта;
- Структура проекта (поэтапные результаты);
- Выявление проблемы, анализ и предложение путей её решения, оформление конечных результатов;
- Подведение итогов.
Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории и обществознания предполагает использование широкой базы источников. Данное требование диктует необходимость работы обучающихся с информацией, самостоятельности формирований ими в виде творческой образовательной продукции
Таким образом, новые образовательные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для обучающихся, так и для нас самих.
В соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.