Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация проектной деятельности учащихся

Иванова Яна Викторовна
      Образовательный  процесс должен быть ориентирован на личность как творческое активное начало. Активно действуя в окружающем его пространстве, ребенок творит, создает себя, самоопределяется в системе жизненных отношений.
      Образовательная среда должна способствовать творческому становлению личности ребенка, раскрытию его индивидуальности, уникальности и неповторимости.
      Творчеству, как и любой другой деятельности, можно научиться. Для этого нужно понять, в соответствии с какими механизмами оно разворачивается, и овладеть ими. «Погружение в творчество» должно быть обеспечено грамотным отбором и сочетанием форм, методов и приемов организации творческой деятельности учащихся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, соблюдение принципов доступности.
      К одной из продуктивных и оптимальных технологий создания образовательной среды начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования.
      Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:
- предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
- предполагает взаимодействие педагога, учеников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели;
- включает умение оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- служит средством развития творческой активности, мышления способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему;
- воспитание таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, изобретательность.
        Включение школьников а проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку.
        Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная  творческая или игровая деятельность, имеющая  общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
         Как педагогическая технология  метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий:
- программно-целевая: реализация проекта обусловлена общественно и личностно значимой целью и предусматривает поэтапную программу действий по ее достижению;
- деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив – проблема – цель – задачи – методы и способы – план – действия – результат – рефлексия»;
- интегративная: подразумевает совместную деятельность учащихся, учителя и родителей, которая может включать различные направления: игровое, творческое, трудовое, учебно-познавательное;
- интеллектуальная:  при реализации проекта происходит формирование  развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы учащихся;
- креативная: главная идея проектной деятельности – развитие творческой личности школьника, его самореализация через проживание «ситуации успеха» ( успех в работе закрепляет в сознании ребенка все удачные ступени деятельности, это значит, что ребенок будет заинтересован в результатах своих действий и научится нести за них ответственность;
 - коммуникативная: сотрудничество с одноклассниками расширяет круг взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребенка, совместная работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье;
- стимулирующая: дает возможность участнику проекта почувствовать себя значимым, успешным, нужным, способным преодолевать проблемные ситуации;
- ценностно-ориентационная: ученик осознает ценность взаимоотношений с другими людьми, через усвоение социальных норм у школьников вырабатываются собственные ценностные ориентиры;
        К ведущим принципам организации проектной деятельности учащихся можно отнести следующие:
- последовательность в планировании и осуществлении проекта;
- динамичность ( проект должен иметь временные рамки );
- регулярность ( при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале );
- инициативность: значимость для детей  предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы создает атмосферу заинтересованности к общему делу;
- гуманность: добровольность участия, рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы; равенство всех членов команды, право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте, разработку своего  проекта;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;
- самодеятельность: реализация проекта осуществляется  посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за результат несут все члены группы;
- результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении  практической задачи;
- здоровьесбережение: творчество выступает профилактическим средством, альтернативой вредным привычкам – у детей возникают новые интересы, формируется новая система ценностей
- завершенность: проект должен быть доведен до логического завершения  и представлен так, чтобы у каждого ребенка  осталось чувство гордости за полученный результат.
        Таким образом проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых методов, направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»