Организация проектной деятельности учащихся
Иванова Яна Викторовна
Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность как творческое активное начало. Активно действуя в окружающем его пространстве, ребенок творит, создает себя, самоопределяется в системе жизненных отношений.Образовательная среда должна способствовать творческому становлению личности ребенка, раскрытию его индивидуальности, уникальности и неповторимости.
Творчеству, как и любой другой деятельности, можно научиться. Для этого нужно понять, в соответствии с какими механизмами оно разворачивается, и овладеть ими. «Погружение в творчество» должно быть обеспечено грамотным отбором и сочетанием форм, методов и приемов организации творческой деятельности учащихся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, соблюдение принципов доступности.
К одной из продуктивных и оптимальных технологий создания образовательной среды начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования.
Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:
- предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
- предполагает взаимодействие педагога, учеников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели;
- включает умение оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- служит средством развития творческой активности, мышления способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему;
- воспитание таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, изобретательность.
Включение школьников а проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Как педагогическая технология метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий:
- программно-целевая: реализация проекта обусловлена общественно и личностно значимой целью и предусматривает поэтапную программу действий по ее достижению;
- деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив – проблема – цель – задачи – методы и способы – план – действия – результат – рефлексия»;
- интегративная: подразумевает совместную деятельность учащихся, учителя и родителей, которая может включать различные направления: игровое, творческое, трудовое, учебно-познавательное;
- интеллектуальная: при реализации проекта происходит формирование развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы учащихся;
- креативная: главная идея проектной деятельности – развитие творческой личности школьника, его самореализация через проживание «ситуации успеха» ( успех в работе закрепляет в сознании ребенка все удачные ступени деятельности, это значит, что ребенок будет заинтересован в результатах своих действий и научится нести за них ответственность;
- коммуникативная: сотрудничество с одноклассниками расширяет круг взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребенка, совместная работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье;
- стимулирующая: дает возможность участнику проекта почувствовать себя значимым, успешным, нужным, способным преодолевать проблемные ситуации;
- ценностно-ориентационная: ученик осознает ценность взаимоотношений с другими людьми, через усвоение социальных норм у школьников вырабатываются собственные ценностные ориентиры;
К ведущим принципам организации проектной деятельности учащихся можно отнести следующие:
- последовательность в планировании и осуществлении проекта;
- динамичность ( проект должен иметь временные рамки );
- регулярность ( при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале );
- инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы создает атмосферу заинтересованности к общему делу;
- гуманность: добровольность участия, рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы; равенство всех членов команды, право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте, разработку своего проекта;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;
- самодеятельность: реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за результат несут все члены группы;
- результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической задачи;
- здоровьесбережение: творчество выступает профилактическим средством, альтернативой вредным привычкам – у детей возникают новые интересы, формируется новая система ценностей
- завершенность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен так, чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат.
Таким образом проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых методов, направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию.