Что такое кейсы?
Джорджевич Ирина Николаевна,
учитель ГБОУ СОШ №10
Кейс – это конкретная задача на определенную тематику, составленная по реальной ситуации, решение которой требует определенных аналитических, практических, коммуникативных и других навыков. Ситуация может касаться любой из сфер: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и проблему (противоречие) и строится на реальных фактах.
Соответственно, решить кейс – это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.
В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права. Основоположником кейс-метода считается Христофор Колумб Лэнгделл. В то время на юридических факультетах придерживались классического обучения – чтения лекций и изучения учебных пособий. Лэнгделл, став деканом, предложил прямо противоположный подход. Он начал внедрять метод кейсов (case-study) — метод разбора реальных ситуаций, предлагая студентам ознакомиться с оригинальными материалами дела и сделать собственное заключение. В бизнес-обучении кейс-метод утвердился с 1920-х годов. Преподаватели столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса только при помощи лекций и учебников. Их альтернативой стали интервью с предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе отчеты о том, как они решали ту или иную проблему, а также о факторах, влияющих на их деятельность.
В системе школьного образования существует проблема недостаткапрактических знаний и профориентации школьников, и как следствие, выбор не того направления для будущего обучения в университете, а затем и работы. На момент окончания школы у выпускников отсутствует точное понимание о их будущей профессии, что негативно сказывается в дальнейшем на их профессиональной деятельности и профпригодности.
Сравнительно недавно метод решения кейсов получил широкое распространение в образовании и в России, став одной из эффективных технологий обучения. Основными преимуществами кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения являются:
• Практическая направленность. Кейс-метод носит прикладной характер, он позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
• Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники полностью погружаются в ситуацию: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладение готовым знанием, а на его выработку, поиск.
• Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки», которые оказываются крайне необходимы в рабочем процессе.
Главной особенностью кейса является то, что кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно, а эффективных решений – несколько. Также отличительной особенностью кейса является его решение в условиях ограниченного времени.
Решение кейсов состоит из нескольких шагов:
1) исследования предложенной ситуации (кейса);
2) сбора и анализа недостающей информации;
3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
4) выработки наилучшего решения.
Таким образом, решение кейса затрагивает следующие направления и цели:
- Работа с информацией. В ходе решения кейса участнику приходится искать недостающие данные в условиях ограниченного времени, анализировать большие объемы информации, делать гипотезы и предположения, оценивать альтернативы логично и структурированно оформлять результаты проведённой работы.
- «Мягкие навыки». Участник в ходе решения кейса сталкивается с необходимостью организовать командную работу над проектом, улаживать конфликты, грамотно формулировать свое мнение, искать компромиссы, а также презентовать свое решение перед публикой.
- Навыки управления. Участник ищет нестандартные и креативные решения, эффективно действует в условиях стресса, учится быстро принимать решения в условиях ограниченного времени и вводных данных.
При написании кейса за основу берется модель ситуации в реальной жизни, при необходимости ситуация заостряется и в нее закладывается проблема, провоцирующая дискуссию. Содержание кейса дополняется данными из открытых источников (художественная и публицистическая литература, статистические данные, анализ научных статей, интернет-ресурсы).
Так как цель кейса – обучение и проверка конкретных умений, то в него закладывается комплекс знаний и практических навыков, которые участникам нужно получить, а также устанавливается уровень сложности и дополнительные требования.
В конечном итоге, кейс должен соответствовать четко поставленной цели создания, иметь уровень сложности, соответствующий возможностям учащихся, быть актуальным и ориентированным на коллективную выработку решений, а также обязательно должен иметь несколько решений и альтернатив.
Список литературы
1. Смирнова М.С. Кейс-технологии в образовательном процессе: От школы до магистратуры// Интерактивная наука. 2016. (Электронный ресурс) – [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/v/keys-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse-ot-shkoly-do-magistratury
2. Доброин Д.Ю. Использование кейс-технологии для подготовки учителя к организации исследовательской деятельности младших школьников / Д.Ю.Добротин, И.Н.Добротин // Вестник Московского Государственного Педагогического Университета. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – №4 (34). – С. 47–53.
3. Неустроева М.И. Кейс-технология в образовательном процессе // EUROPEAN SCIENCE. – 2016. - №12(22). – С. 77-79. (Электронный ресурс) – [Режим доступа]: https://elibrary.ru/item.asp?id=27446798
4. Введение в кейс-метод: Что такое кейсы и зачем они нужны (Электронный ресурс) [Режим доступа]: http://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/
Так как цель кейса – обучение и проверка конкретных умений, то в него закладывается комплекс знаний и практических навыков, которые участникам нужно получить, а также устанавливается уровень сложности и дополнительные требования.
В конечном итоге, кейс должен соответствовать четко поставленной цели создания, иметь уровень сложности, соответствующий возможностям учащихся, быть актуальным и ориентированным на коллективную выработку решений, а также обязательно должен иметь несколько решений и альтернатив.
Список литературы
1. Смирнова М.С. Кейс-технологии в образовательном процессе: От школы до магистратуры// Интерактивная наука. 2016. (Электронный ресурс) – [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/v/keys-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse-ot-shkoly-do-magistratury
2. Доброин Д.Ю. Использование кейс-технологии для подготовки учителя к организации исследовательской деятельности младших школьников / Д.Ю.Добротин, И.Н.Добротин // Вестник Московского Государственного Педагогического Университета. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – №4 (34). – С. 47–53.
3. Неустроева М.И. Кейс-технология в образовательном процессе // EUROPEAN SCIENCE. – 2016. - №12(22). – С. 77-79. (Электронный ресурс) – [Режим доступа]: https://elibrary.ru/item.asp?id=27446798
4. Введение в кейс-метод: Что такое кейсы и зачем они нужны (Электронный ресурс) [Режим доступа]: http://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/