Формирование УУД через проектную деятельность на уроках биологии
Морозова Виктория Витальевна,
учитель биологии
ГБОУ «Центр «Динамика»
учитель биологии
ГБОУ «Центр «Динамика»
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами главной задачей современной школы является создание условий, обеспечивающих развитие личности ребёнка. Основой полноценного развития личности выступает деятельность.
Любой ребёнок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счёт приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
В процессе развития ребёнок самостоятельно реализует свои возможности, благодаря познавательно-творческой деятельности. В отличие от учебной познавательно-творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребёнка самостоятельности, самореализации и поиску. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках познавательно-творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата.
В психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение» - это подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
«... Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».[1]
Таким образом, в основе познавательной деятельности лежит биологическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.
Следовательно, одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, стимулирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.
Отсюда возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий (УУД), которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает возможности для формирования определенных УУД.
Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.[2]
Проектная деятельность как метод возлагает основную деятельность на ребенка, например в выборе темы, методов и предмета исследования. Ребенок выбирает то, что ему интересно. А задача руководителя – задать вектор движения. И начиная двигаться по нему, ученик начинает задавать проблемные вопросы. А это и есть вовлечение в самостоятельный познавательный процесс.
И как следствие происходит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Кроме того, проектная деятельность построена на другой системе взаимодействия педагог-ученик. Это исключительно партнерская система и совершенно другой уровень межличностных отношений, который побуждает молодых исследователей к наибольшей активности.
Проектная деятельность гармонично вписывается в урочную деятельность, дополняет её и позволяет работать не только над углублением, систематизацией предметных знаний, но и в большей степени добиваться личностных и метапредметных результатов образования. Современный ребёнок живёт в век информационных технологий, учится пользоваться дополнительной информацией, приобретает навыки сбора и обработки этой информации, необходимые для создания проектов.
Проект может быть организован в рамках одного предмета, а может объединять несколько предметов.
Начиная с пятого класса, с курса биологии, учащиеся включаются в проектную деятельность с подготовки информационных проектов, таких как, «Растения Санкт-Петербурга», «Красная книга природы Ленинградской области».
В шестом классе при изучении биологии можно проводить исследовательские проекты. Например, при изучении темы «Грибы», учащиеся по группам и самостоятельно, работая со справочными материалами и ресурсами сети Интернет, могут подготовить такие проекты как «Разнообразие грибов», «Грибы-хищники», «Значение грибов в природе и жизни человека».
Особый интерес у учащихся вызывают исследовательские проекты в разделе «Человек и его здоровье», направленные на изучение механизмов функционирования и регулирования систем органов и организма в целом.
При изучении данного раздела в 8 классе учащиеся выполняют мини – проекты в качестве домашних заданий к уроку, например, составить рацион своего питания.
Большое внимание проектной деятельности уделяется в разделе «Общая биология», например, при изучении темы «Генетика человека» учащийся 9 класса могут составить генеалогическое древо своей семьи и подготовить исследовательский проект «Мои корни». А при изучении темы «Происхождение и развитие жизни на Земле» в 11 классе ученики создают проект «Виртуальные экскурсии в прошлое».
Анализируя опыт работы по организации проектной деятельности по биологии, можно сделать вывод, что проектная деятельность учащихся наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, согласно стандартам второго поколения.
Таким образом, при правильной организации, проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.
Литература
В процессе развития ребёнок самостоятельно реализует свои возможности, благодаря познавательно-творческой деятельности. В отличие от учебной познавательно-творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребёнка самостоятельности, самореализации и поиску. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках познавательно-творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата.
В психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение» - это подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
«... Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».[1]
Таким образом, в основе познавательной деятельности лежит биологическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.
Следовательно, одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, стимулирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.
Отсюда возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий (УУД), которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает возможности для формирования определенных УУД.
Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.[2]
Проектная деятельность как метод возлагает основную деятельность на ребенка, например в выборе темы, методов и предмета исследования. Ребенок выбирает то, что ему интересно. А задача руководителя – задать вектор движения. И начиная двигаться по нему, ученик начинает задавать проблемные вопросы. А это и есть вовлечение в самостоятельный познавательный процесс.
И как следствие происходит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Кроме того, проектная деятельность построена на другой системе взаимодействия педагог-ученик. Это исключительно партнерская система и совершенно другой уровень межличностных отношений, который побуждает молодых исследователей к наибольшей активности.
Проектная деятельность гармонично вписывается в урочную деятельность, дополняет её и позволяет работать не только над углублением, систематизацией предметных знаний, но и в большей степени добиваться личностных и метапредметных результатов образования. Современный ребёнок живёт в век информационных технологий, учится пользоваться дополнительной информацией, приобретает навыки сбора и обработки этой информации, необходимые для создания проектов.
Проект может быть организован в рамках одного предмета, а может объединять несколько предметов.
Начиная с пятого класса, с курса биологии, учащиеся включаются в проектную деятельность с подготовки информационных проектов, таких как, «Растения Санкт-Петербурга», «Красная книга природы Ленинградской области».
В шестом классе при изучении биологии можно проводить исследовательские проекты. Например, при изучении темы «Грибы», учащиеся по группам и самостоятельно, работая со справочными материалами и ресурсами сети Интернет, могут подготовить такие проекты как «Разнообразие грибов», «Грибы-хищники», «Значение грибов в природе и жизни человека».
Особый интерес у учащихся вызывают исследовательские проекты в разделе «Человек и его здоровье», направленные на изучение механизмов функционирования и регулирования систем органов и организма в целом.
При изучении данного раздела в 8 классе учащиеся выполняют мини – проекты в качестве домашних заданий к уроку, например, составить рацион своего питания.
Большое внимание проектной деятельности уделяется в разделе «Общая биология», например, при изучении темы «Генетика человека» учащийся 9 класса могут составить генеалогическое древо своей семьи и подготовить исследовательский проект «Мои корни». А при изучении темы «Происхождение и развитие жизни на Земле» в 11 классе ученики создают проект «Виртуальные экскурсии в прошлое».
Анализируя опыт работы по организации проектной деятельности по биологии, можно сделать вывод, что проектная деятельность учащихся наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, согласно стандартам второго поколения.
Таким образом, при правильной организации, проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.
Литература
- А.Г.Асмолов и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010
- Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран. психол. исследования. М., 1982. Т.1. С.24