Роль творчества в воспитании обучающихся
Омского кадетского военного корпуса
Русак Георгий Алексеевич,
воспитатель ФГКОУ «Омский кадетский
военный корпус МО РФ». г. Омск, ул. Ленина, 26.
воспитатель ФГКОУ «Омский кадетский
военный корпус МО РФ». г. Омск, ул. Ленина, 26.
...Поэзия - не поза и не роль.
Коль жизнь под солнцем - вечное сраженье,
стихи - моя реакция на боль,
моя самозащита и отмщенье!
стихи - моя реакция на боль,
моя самозащита и отмщенье!
А. Кутилов
Учёба в кадетском корпусе имеет значительные отличия от учёбы в простой средней школе. В первую очередь это:-жесткая регламентация распорядка дня;
-преобладание групповых видов деятельности;
-подчинение и субординация;
-совмещение учебной деятельности с обязанностями, связанными с бытом и другими служебными вопросами.
Конечно, выполнение этих задач требует от кадет больших усилий, много времени и несёт серьёзную морально-психологическую нагрузку. Поэтому хочется, чтобы воспитательная деятельность, направленная на формирование духовной личности, личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являлись бы важнейшими регуляторами повседневной жизни осуществлялась ненавязчиво, незаметно и не усложняла учебный процесс, а делала его интереснее и необычнее.
Именно поэтому в процессе формирования духовности как свойства личности большая роль принадлежит поэзии. Только хорошая поэзия легко проникает в глубины наших душ и уже оттуда заставляет нас поступать правильно. Нужно постараться, чтобы там, где живёт душа, не было пустоты.
Строки стихотворении Василия Фёдорова «Сердца» в поэтической форме напоминают нам:
Все испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая займет наш враг,
Займет, сводя все те же счеты,
Займет, засядет,
Нас разя...
Сердца! Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.
В нашем кадетском корпусе на уроках литературы кадеты изучают классику поэзии. Под руководством преподавателей они учатся видеть и понимать простые и сложные средства поэзии, различать эпитеты, метафоры, иронию. Они учатся правильно декламировать произведения наших великих поэтов. Многочисленные мероприятия позволяют им попробовать свои силы в публичном выступлении сначала перед товарищами по учёбе, а потом и на более высоком уровне. Успехи оцениваются отметками, грамотами и, внеочередными увольнениями, что особенно приято.
Но есть и другие возможности окунуться в прекрасный мир поэзии. В нашем учебном заведении издаётся газета «Будни кадета» и журнал «Кадетка».
Это даёт возможность обучающимся не только читать и учить стихи, выступать с ними на мероприятиях, но и самим попробовать освоить искусство рифмы. Очень многие уже осуществили первую «пробу пера» и напечатали свои произведения.
Вот, например, отрывок стихотворения кадета Д. Рязанцева написанного к Дню учителя в этом году:
Учитель каждому знаком,
Ведь без него нам не прожить,
Он учит нас, как строить дом,
Как говорить и как служить.
Как правильно писать слова,
Как понимать чужую речь.
Он может, пожалев сперва,
Нам мужество в сердцах зажечь.
Тот свет, что он даёт для нас
Мы будем пристально хранить
Чтоб доброты набрать в запас,
И чтобы долг свой не забыть!
Кадетский корпус – это дом
Где любят знания и смех.
Учитель – каждому знаком
Но здесь, друзья, он лучше всех!
«Поэзия-это искусство выражать в слове прекрасное. Она служит выражением идеальных стремлений человека…» Такое определение дано поэзии в словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка Ф. Павленко.
Умение владеть, словом, опираться на него в сложных ситуациях, вежливо и уверенно аргументировать доказывая свою правоту, помогает обучающимся решать многие простые и сложные проблемы, налаживать взаимоотношения в коллективе, повышать свою самооценку и завоёвывать авторитет. Первые творческие успехи мотивируют их на дополнительное общение с классической литературой, поиск ответов на серьёзные философские вопросы, делает их серьёзнее и взрослее.
Если у подростка есть возможность выражать свои мысли и чувства средствами поэзии, если его стихи напечатаны в красивом журнале и услышаны другими людьми, если у него есть возможность самому ощутить силу своего слова, то рано или поздно он поймёт, что многие жизненные проблемы можно решать не только агрессией, не только кулаками и грубостью. Есть и другой путь: «стихи - моя реакция на боль, моя самозащита и отмщенье!»