Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игры на улицы с детьми дошкольного возраста

Кузнецова Марина Евгеньевна

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Регулярные прогулки на свежем воздухе способствуют оздоровлению и закаливанию организма детей. Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов.
Во время прогулки:
  • происходит познание окружающего мира,
  • ребенок учится общаться со сверстниками,
  • прогулка позитивно влияет на здоровье и эмоциональное состояние ребенка.
  • Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и всего прочего.
  • Прогулки на улице являются отличной профилактикой проблем со зрением, и в том числе близорукости. Дело в том, что при нахождении на улице ребенок постоянно перемещает взгляд с близлежащих объектов на предметы, находящиеся вдалеке, и обратно, а это является своеобразной тренировкой для глаз, укрепляющей зрение малыша.
  • прогулка способствует умственному развитию. Во время пребывания на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем. 
Чем занимаются мамы, когда выходят на улицу погулять с малышом? Некоторые мамы приводят детей на ближайшую детскую площадку и там оставляют их «играться», а сами заводят беседу с другими мамами. Другие отходят в сторонку покурить или углубляются в книжку. Третьи обсуждают погоду с бабушками, отдыхающими на скамеечках. Определенная польза от таких прогулок, наверное, тоже есть, но мы поговорим про других мам — про тех, которые сами любят играть вместе с детьми и придумывают для своих и соседских детей самые разные увлекательные занятия.
Мамы выполняют на прогулке не только роль массовика-затейника. Они же учат своих и соседских детей основам взаимодействия: делиться и меняться игрушками, не швырять песок и не драться. Пока малыши еще сидят в колясках, мамы выбирают, куда отправиться с чадом — в парк или на площадку, в магазин, к фонтану или к пруду. И именно от мамы зависит, узнает ли малыш на каждой прогулке что-то новенькое или будет скучать и капризничать в магазине.
Некоторые мамы стараются одевать малышей на каждую прогулку как можно наряднее и потом не разрешают ребенку буквально ничего. На качели нельзя, потому что они скрипят, на скамейку нельзя, потому что она мокрая после дождя, на горку нельзя, потому что она ржавая, в песочницу нельзя, потому что песочек грязный. И оказывается, что можно только ходить по дорожкам или сидеть в коляске, а иначе одежда испачкается. Куда  больше пользы от прогулок будет, если вы разрешите ребенку исследовать окружающий мир и на прогулку оденете его по проще, а парадную одежду оставите для походов в гости, в магазин или в поликлинику.

 
Летние прогулки
Лето — идеальное время для долгих прогулок. Можно захватить с собой воду и еду и отправиться на целый день в парк, а можно пойти на ближайшую детскую площадку и там устроить что-нибудь новенькое, например, провести веселые соревнования.
Отметьте на земле старт и финиш и придумайте задания для веселых стартов. В первый раз пусть все просто бегут, во второй — идут спиной вперед, в третий — прыгают на двух ногах, как зайчики. Если не устали, то можно устроить не прямую трассу, а змейкой между деревьями. А если погода сухая и вы не боитесь испачкать руки, то можно и на четвереньках посоревноваться. 
Многим малышам очень нравится запускать и потом ловить мыльные пузыри — еще одна прекрасная детская забава.
Букеты и венки — тоже отличное занятие для лета. И многие девочки в 5-6 лет уже могут сами сплести себе венок или смастерить из цветка колечко или браслетик.
Если у вас с собой есть мелки, можно начертить на асфальте «классы» и попрыгать по ним. А можно писать на асфальте буквы, рисовать зверей и даже рассказывать сказку, попутно рисуя персонажей.
Дети очень любят и на улице, на площадке, и на домашнем спорткомплексе играть в «цирк». Можно устроить конкурс — кто придумает самое смешное упражнение на лесенке или на горке, или кто лучше изобразит клоуна, или поупражняется в жонглировании. Веселые циркачи с радостью покажут вам все свои трюки!
Если есть настроение и несколько детей, готовых побегать и попрыгать, то можно организовать «полосу препятствий». Просто договоритесь о трассе, скажем, бегом вокруг вон тех березок, потом пробежать под горкой, перелезть через скамейку, скатиться  с горки — и назад.
Вы гуляете в парке или в лесу и идете по лесной дороге, где нет машин и прочих опасностей большого города?
Самое время поиграть в «Прятки-убегалки». Правила игры очень простые. Вы договариваетесь с детьми, что идти надо по дорожке и прятаться тоже не слишком далеко от нее, а если на дороге будет развилка, то надо остановиться и ждать (или прятаться, не доходя до развилки). После этого дети убегают вперед и слушают, как взрослый считает до 15. Примерно на счет 10 дети сворачивают с дороги и стараются притаиться в укромном месте. Взрослый, идя по дороге, сообщает, кого ему видно. Тот, кто удачно спрятался, может выскочить из своей засады уже после того, как взрослый пройдет мимо. В эту игру хорошо играть летом, когда много зелени и есть где спрятаться.
Еще в лесу можно потренировать глазомер — например, задавая детям вопрос: «Сколько шагов до этого дерева?», а потом проверяя их ответы.
Осенние прогулки
Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.
Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?
Наблюдение во дворе.
Оглянемся вокруг и задумаемся – что изменилось в природе с приходом осени? Пусть во дворе растёт одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему раз в несколько дней – рассматривайте и трогайте листики.
Качаясь на качелях, можно «полететь вместе с птичками» в теплые края, любуясь цветом осеннего неба.
В песочнице – потрогать прохладный песок и обратить внимание на теплую одежду приятелей. А потом вместе с ними отправиться на поиски тонких корочек льда. Если подержать в руке это прозрачное хрупкое чудо, кроха увидит и почувствует, как холодное стёклышко на глазах превращается в тёплую капельку. Вот так фокус.
Прогулка в парк.
В разных уголках парка можно наблюдать многоликость пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуетесь раскидистым клёном и соберёте под ним нарядный букет. Завтра добавите в композицию веточки рябины. Дуб по праву займёт почётное место в прогулках. Обнаружив под ним однажды гладкий жёлудь, да ещё с симпатичной шляпкой.
Поиграйте в игры, их можно придумать прямо на ходу. Например, показывая лист, попросить ребёнка определить с какого дерева он упал, постараться вспомнить его название. Можно сопровождать игру такими словами, как: «Раз, два, три, дерево с такими листьями найди!».
Замечайте всё на своём пути, даже незаметные паутинки, которых так много в парке в это время года. Разговаривайте о всём, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна, он широкий резной, похож на твою ладошку. Этот листик — желтый. А вот – красный».
Позвольте ребёнку веселиться в своё удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать охапки опавших листьев и зарываться в них с головой! Фотографируйте своё чадо на роскошном фоне, не забывайте снимать и всё вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти недавнюю прогулку и закрепить впечатления.
 
«Гербарий».
Одно из интереснейших занятий в это время года — сборка гербария, изготовления поделок из природного материала. Соберите различный природный материал (шишки, сухие корни, ветки, сучки), дома будет весело и познавательно сотворить из него различные поделки, добавив пластилин. 
                Увлекательные прогулки под дождём.
Даже в дождливый день можно не только приятно проводить время, но и развивать своего ребёнка. Приходим в детский городок, прячемся под крышу беседки и наблюдаем.
За дождём.
Думаете, это не интересно? Попробуйте! Дождики ведь тоже бывают разные. Сильные и скупые, едва накрапывающие, с тучами, затянувшими всё небо, и возникшие из отдельной персональной тучки. А посмотрите, какие у тучек цвета, сколько оттенков. И как по-разному их освещает солнце.
Если же день хмурый и небо затянуто, интересно порассуждать с малышом, где сейчас находится солнце, можно ли его найти и определить местоположение светила. Самое время достать компас. С компасом можно славно поиграть: определить, где твой дом, где песочница, где магазин, в который ходим за молоком. С детьми по старше составить карту маршрута «Найди дорогу домой ( или найди  клад)».
Дождь не прекращается? Займитесь каплями. Их можно ловить ведёрком или в ладошки, следить за ними. Оказывается, на перила беседки капельки падают не так, как в траву. Возьмите лупу и рассмотрите упавшую каплю. Вооружившись лупой и поняв, как она действует, малыш начнёт разглядывать всё подряд.
Наклоните ближайшую ветку, чтобы рассмотреть почки и листики. Интересно сравнивать листья разных деревьев. Лупа покажет, что они отличаются друг от друга не только по размеру, но и структурой» разные прожилки, края и узор,
Ребёнок начал отвлекаться? Значит, устал. Пора менять вид деятельности, ведь малыши не могут подолгу заниматься одним и тем же.
Поиграем в «Капельки».
Представьте, что вы – две капли, которые плыли над землёй внутри тучки. Как капли плывут? Представим это и. поплывём по кругу в беседке. А потом капельки решили спрыгнуть вниз. (Как они прыгали) Даже в небольшой тучке много- много капель – вот уж малыш вволю напрыгается!
Интересно, как под дождём пробежит лисичка? А зайчик? А вот медведь идёт…
Поймаем дождинку.
Просто ловим капельки. Сколько их упало в ладошку? А на указательный пальчик? А на мизинец сколько капелек помещается?
Обратите внимание малыша:  на размер капель (большие – маленькие), на температуру (теплые – холодные), на ощущения которые появляются. Пусть ребёнок попробует описать, что он чувствует, ловя дождинки.
Время тихих уроков.
Поиграли? Теперь снова можно позаниматься спокойно. Например, сочинить историю под названием «Приключения капельки, которая прилетела к нам с тучей» или «Приключения снежинки, которая пала с неба». И это будет не простое фантазирование, а знакомство с признаками времен года, рассказ о том, что означает выражение «круговорот воды в природе» и как это в действительности происходит.
Ребёнок усвоит на отлично любые новые сведения, если они доступны для его понимания и интересно изложены. А что для детей интереснее сказок!
Вот вам канва, на которую можно «нанизывать» саму сказочную историю. Лучше всего заняться сочинением вместе с ребёнком.
«Жили- были в тучке 2 маленькие капельки- дождинки. Плавали они по небу, смотрели на землю. И стало дождинкам скучно. Вот они и говорят: «Что мы всё сверху смотрим? Давай прыгнем вниз! » Сказали они тучке: «Отпусти нас! »туча была большая- пребольшая, дождинок в ней было много- много. «Хорошо, - сказала тучка - я вас отпускаю». И… пошёл дождик. Множество капелек – дождинок стали прыгать из тучи на землю. И наши знакомые тоже. Первая дождинка упала на травку, вторая на кустик. Дождь шёл очень долго, капелек - дождинок было много – много. Они поили землю водой, что очень нравилось всем растениям; и цветам, и деревьям, и кустарникам, и траве. Упали дождинки на землю, посидели и захотелось им путешествовать  дальше. «Здравствуй, ручеёк, можно мы с тобой вместе бежать будем? » - спросили капельки – дождинки. «Здравствуйте, _ ответил ручеёк, - можно».
Вместе с ручейком капельки добежали- доплыли до маленькой речушки. Из маленькой попали в большую. Много – много воды, весело с другими каплями плыть».
В зависимости от возраста и познаний вашего малыша сказку можно усложнять, добавлять подробности.
Найди по описанию.
Даже если вы идете с ребенком по делам, по дороге можно поиграть. Загадайте дерево, птичку, машину и многое другое. Опишите ребенку, назовите основные признаки. Когда ребенок отгадает, поменяйтесь.
Посчитаем. Найди по цвету. Найди по форме.
Закрепление начальных математических навыков. Посчитать можно все что угодно (машины, птички, листики, снежинки, детей на площадке).
Зимние прогулки.
Чем заняться зимой на прогулке:
  • кататься с горок на ледянке;
  • кататься кубарем;
  • барахтаться в пушистом снегу;
  • копать снег и делать куличики;
  • лазать по вершинам сугробов;
  • пинать ледышку по дорожке;
  • играть в хоккей;
  • кидаться снежками;
  • лепить снеговиков, снежных медведей и котов, крокодилов и гусей;
  • строить домики для мышки — из снежно-ледяных плит, из пучков сухой травы, из комков снега;
  • сверлить палкой или ручкой от лопатки дырки в сугробах;
  • топтать на снегу хитрые тропинки-лабиринты pi по ним потом бегать;
  • прокладывать следы — играть в экспедицию на Северный полюс;
  • искать на деревьях снежных змей; строить большие снежные крепости и дома; падать на спину в снег и махать руками — «рисовать ангелочков»;
  • рисовать палкой по снегу;
  • поливать снег подкрашенной водичкой из бутылки; выкладывать по снегу разноцветные ледышки, чтобы получился узор;
  • отдирать куски наста и кидать их на землю, чтобы разбились;
  • кидать руками или лопатой снег в воздух — очень красиво, особенно вечером под фонарем. При этом надо громко кричать «салют!» или «ура!» и постараться забежать под падающий снег;
  • играть в «догонялки-бух» — бегать по сугробам и кого догонят — того валять;
  • сажать ветки, упавшие с деревьев во время ветра, в снег; а еще собирать в решетку от коляски ледышки и снежки, а потом растапливать их дома: можно под водой, а можно понаблюдать, как они постепенно будут таять;
  • отдирать сосульки;
  • валяться в сугробах;
  • водить новогодние хороводы вокруг всех елок, петь про елочку;
  • наряжать елку в лесу всякими игрушками;
  • кататься с горок — и на ледянках, и на санках;
  • пытаться подняться на эти горки по самому крутому месту, или по льду, или по самым глубоким сугробам;
  • долбить ступеньки возле горки;
  • ходить на лыжах;
  • кататься на коньках;
  • бегать, прыгать, водить хороводы.
Вот наш любимый снежный хоровод:
Мы шагаем по сугробам, 
Поднимаем выше ногу, 
Топ-топ, топ-топ, 
Бух! Упали все в сугроб!
Можно вместе с детьми мастерить кормушки, например — из молочных пакетов, развешивать их в ближайшем парке, а потом обходить все кормушки и досыпать в них крошки и зернышки. Так у вас будет и более-менее протяженный маршрут, и цель прогулки.
В сильный мороз можно сделать с детьми ледяные фонарики. Вот самый простой способ: сложить снег по кругу, утрамбовать, и потом поливать его водой, чтобы вырастали ледяные стенки. А внутрь такого фонарика можно поставить толстую свечку или бенгальский огонь.
Эх, прокачу!
Прогулка помогает освоить понятия «быстро», «медленно».
Необходимый инвентарь: детские санки со спинкой.
◈ Усадив малыша в санки, предупредите его: «Сейчас я повезу тебя медленно». «А сейчас мы поедем быстрее» — и везите санки быстрее.
Так же дети очень любят экспериментировать.
Цветная вода.
Наливаем в бутылочку воду с красителем и вперед рисовать узоры на снегу. Нарисуйте на снегу дорогу, по которой должен пробежаться малыш.
Измеряем глубину
Игра знакомит с понятиями «короткий», «длинный», «глубоко», «мелко»
Необходимый инвентарь: длинная и короткая палки.
◈ Предложите малышу измерить глубину снега. Воткните в сугроб короткую палку, покажите, часть какого размера осталась на поверхности.
◈ То же самое проделайте с длинной палкой.
◈ Сравните выступающие над снегом части.
◈ Разрешите малышу самому измерять глубину сугробов.
◈ Из палок можно сделать лес или сад, приговаривая: «Это деревце маленькое — еще не выросло, а это вот какое большое».
Снежная картина
Развивает творческие способности
Необходимый инвентарь: длинная палка.
◈ Найдите ровную заснеженную поверхность и покажите ребенку, как можно палкой рисовать на снегу.
Снежная радуга
Развивает творческие способности
Необходимый инвентарь: разведенная гуашь одного или двух цветов, большая кисть.
◈ Попробуйте порисовать на снегу красками.
◈ Обязательно говорите ребенку, каким цветом вы воспользовались и что хотите нарисовать.
◈ Разрешите ребенку раскрасить снег самому.
Снеговик
Способствует разбитию координации движений, воображения, творческого мышления
◈ Слепите вместе с малышом небольшого снеговика. Пусть кроха приделает снеговику руки, воткнет нос-морковку, сделает глаза и рот.
◈ Придумайте имя снежному человечку.
◈ Лепить из снега можно не только снеговиков, но и домики, крепости, фигурки животных и другие предметы. Все это должно порадовать вашего малыша.
Снежные куличики
Развивает творческие способности
Необходимый инвентарь: детское ведерко, фигурные формочки.
◈ Научите ребенка делать куличи из снега.
◈ Если вы взяли с собой краски, получившиеся фигурки можно раскрасить или полить водой, а на следующий день любоваться ледяными скульптурами.
Ледяная мозаика
Развивает творческие способности
Необходимый инвентарь: цветные кубики льда, замороженные в холодильнике.
◈ Заранее приготовьте цветные кубики льда. Собираясь на прогулку, возьмите их с собой. Покажите ребенку, как выкладывать из льдинок узоры или фигурки.
Чьи это следы?
Знакомит с миром животных, обучает сравнению
◈ Покажите ребенку, как на ровной снежной поверхности можно делать отпечатки следов или ладошек.
◈ Поищите следы животных и птиц и сравните со своими следами.
 
Весенние прогулки
Весна — такое радостное время года, когда природа пробуждается от зимнего сна, сбрасывает снежное одеяло, и мир заполняется солнечным светом и птичьим щебетом. Детям, даже самым маленьким, можно показать массу вполне заметных изменений, которые происходят в природе.
Во-первых, дни становятся длиннее и света с каждым днем все больше. Со старшими детьми можно даже записывать, во сколько становится темно, — и за неделю вы заметите разницу. Во-вторых, снег весной начинает темнеть и съеживаться, образуются первые ручьи. Тут уж запасайтесь самой непромокаемой одеждой — и коробком спичек. Самые простые кораблики готовы! Можно просто запустить кораблик, а можно те же спички заранее раскрасить фломастерами. А уж если построить запруду на ручье, то будет целое озеро для спичечных кораблей!
На проталинах — и над трубами теплоцентрали уже расцветают первые желтенькие солнышки мать-и-мачехи. Расскажите ребенку, почему эти цветы имеют такое название. Одна сторона листочка у них гладкая — как будто сердитая мачеха, а вторая — мягонькая, добрая — как мама. 
Проращиваем семена.
Пробуждение весны и появление зелени завораживает и больших, и маленьких. Принесите домой несколько разных веточек с почками, поставьте их в банку с водой и понаблюдайте, как раскроются почки, как станут пушистыми и солнечными серебристые комочки вербы и как расцветут нежно- розовыми цветами сухие ветки багульника.
Рисуем весну. 
Если ваши дети любят рисовать, то можете предложить им любопытное задание — нарисовать времена года в виде 4 принцесс. Зимняя наверняка будет нарисована синим, фиолетовым и голубым. Осень — скорее всего красная и оранжевая, а вот лето и весна — самые интересные!
Кораблики
Ты куда бежишь, кораблик?
Ты куда спешишь, кораблик?
Водосточная канава не впадает в океан. 
Ю. Устинов
Весна — самое подходящее время для строительства всевозможных плотин и запруд и для запуска кораблей.  Если вы хотите запускать кораблики в уличных ручейках, то проще всего — вооружиться несколькими коробками спичек или  зубочисток или же кусочками пенопласта.
Кораблик из пробки или пенопласта. 
Этот простенький кораблик из пробковой подставки под горячее вы можете вырезать всего за несколько минут. Подойдет и плотный мелкозернистый пенопласт — из него тоже получаются хорошие кораблики. Если же вы столь запасливы, что храните дома кусочки сосновой коры, то вам можно только позавидовать — из коры получаются прекрасные легкие и послушные суденышки! В качестве мачты втыкаем зубочистку, а снизу утяжеляем кораблик монеткой или кусочком жести, чтобы не опрокидывался. Паруса нужны скорее для красоты — их можно сделать из любого подходящего листочка бумаги.
Плоты. 
А еще можно взять фломастеры, отслужившие свой век, и из них соорудить плот! Можно поступить еще проще — отправить в плавание коробочку с ячейками из-под яиц или пластиковый поднос.
Настенный календарь
Детям, особенно маленьким, трудно представить себе течение времени, и разобраться с этим может помочь большой настенный календарь. Вы можете взять лист АЗ и на нем нарисовать круг, разделенный лучами на 12 частей. Можно разделить круг только на 4 части — по временам года, а можно — и по месяцам, тут уж вам виднее.  После этого хорошо бы подобрать или нарисовать самим картинки или любые другие иллюстрации к каждому месяцу. Можно в середине нарисовать дерево и разделить его крону на 4 части — зимой ветки спрятаны под снегом, весной появляются почки и цветы, летом листья зеленые, а осенью — желтые и оранжевые.
А потом начинается самое интересное: на этом календаре делается карта дней рождения. Находите фотографию примерно 3x4 см, приклеиваете ее напротив нужного месяца и подписываете. Скажем, мама — 10 августа. Папа — 10 ноября. Бабушка — 6 октября. Приклеиваете фотографии детей, родственников и знакомых, и получается отличное наглядное пособие. Дети тут же запоминают, что у мамы и дедушки день рождения в конце лета, а у папы и у бабушки — осенью. При помощи такого календаря можно даже самым маленьким показать, что такое — через месяц, через полгода, через год.
—    Вот видишь, сейчас весна только началась, снег еще не растаял. Потом будет апрель, снег растает и вырастет травка. Потом май, видишь, где нарисованы цветочки. А потом наступит лето, и мы поедем на дачу к бабушке!
Наблюдение за природными явлениями, за окружающими предметами, общение с другими детьми и взрослыми – все это составляющие процесса познания мира, а значит и гармоничного развития вашего малыша.
Главное, чтоб прогулка для ребенка стала интересной и занимательной. Она дает возможность закрепить и получить новые знания в игровой форме. Любая ваша совместная деятельность на прогулке будет вдвойне полезна, если добавить к ней улыбки и хорошее настроение!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»