Физическая культура: проблемы и решения
Андреева Елена Станиславовна,
учитель физической культуры ГБОУ СОШ №189
Центрального района Санкт-Петербурга
учитель физической культуры ГБОУ СОШ №189
Центрального района Санкт-Петербурга
«…мы – люди здоровья, и поэтому мы
признаем гигантское значение физкультуры».
Луначарский А. В.
признаем гигантское значение физкультуры».
Луначарский А. В.
Данные за последние годы показывают, что только лишь 10% выпускников можно назвать полностью здоровыми. При оценке здоровья учеников нельзя так же не учитывать и психологическое здоровье, ведь занятие спортом оказывает положительное влияние на все сферы жизни человека. Поэтому создание комфортных условий на уроке является обязательным критерием, который позволит вовлечение все группы учеников и получит максимальный результат от занятий.
Основываясь на своем личном опыте преподавания, был сделан вывод о том, что современный урок физкультуры должен не только компенсировать двигательную активность учеников, давать представления о всех видах спорта, быть информативным, но и выполнять одну из наиболее главных функций, развить в человеке любовь и желание заниматься спортом, а также дать понимание о необходимости физической деятельности.
За счет климата-географических, экологических и социальных условий, большинство детей не имеют возможности реализовать свой потенциал вне школьных стен, поэтому урок физкультуры – это именно та необходимая дисциплина, способная восполнить дефицит движения ученика.
Уроки физкультуры не должны ограничиваться определенными видами спорта, поэтому к базовым видам добавятся, например, гандбол, борьба, бадминтон и др. Учитель, основываясь на потребностях учащихся, имеет право сам сформировать план урока, где базовые виды спорта будут сочетаться с элементами из различных спортивных направлений. За урок ученик должен уметь использовать полученные знания, технические действий, различные приемы и физические упражнения в игровой и соревновательной активности. Такой формат урока рассчитан на самосовершенствование, полное вовлечение всех групп учеников, а также умение применить полученные знания на практике.
Современный урок физкультуры должен отвечать следующим требованиям
- оборудованное место проведения урока;
- создание доброжелательной обстановки на уроке;
- план работы с темой, целью, задачами урока (вводная часть);
- обсуждение и вовлечение учащихся в урок;
- демонстрация;
- работа «учитель-ученик»;
- работа «ученик-ученик»;
- здоровьесохранение;
- самостоятельность и самосовершенствование;
- обратная связь и полученные выводы.
Урок, проведенный по такому формату, создаст не только благоприятные условия для, физической, умственной деятельности, но и поможет развить необходимые коммуникативные навыки, а так же самостоятельность у ученика.
Для достижения заданных требований необходимо, чтобы знания, полученные, учащимися, были актуальны и помогли при самостоятельной организации занятий, а работа с различными дидактическими материалами закрепит их.
Вводная часть урока должна состоять из обсуждения пройденного материала, получения информации по новой теме и его освоение. Учитель сам выбирает каким образом лучше преподнести материал, сюда входит работа с дидактическим материалом и организация рабочих групп, либо индивидуальная работа.
Основная часть урока должна быть направлена на двигательную активность учеников, где главной задачей учителя, является не только развить навыки ребенка, но также проследить за нагрузкой и здоровьем. При демонстрации спортивного элемента, важно чтобы учитель и в последствие ученик, умел проконтролировать правильность выполнения упражнения, а так же стабильно увеличивал объем и интенсивность выполнения физической нагрузки.
В завершающей части, ученики должны оценить полученную информацию и сделать выводы о целесообразности проведенного урока.