Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Программа здоровьесберегающих технологий предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Краснодарского края

Голубев Юстон Сергеевич

Введение........................................................................................................... 3

ГЛАВА I. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ И УКРЕПЛЕНИЯ

СВОДА СТОПЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………6

1.1. Анатомо-физиологические и функциональные особенности

       стопы …………………………………………………………………...6

1.2.Виды нарушений сводов стопы………………………………………12

1.3. Причины и современные взгляды на профилактику и коррекцию

плоскостопия........................................................................................ 14

ГЛАВА II.  МЕТОДЫ,  ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ........................................................................................ 18

ГЛАВА III.  Программа здоровьесберегающих технологий предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Краснодарского края…………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы....................................................................................... 29

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Состояние здоровья детей является главным  показателем важнейших достижений общества в социально - экономическом, культурном и научном отношениях. Всемирная организация здравоохранения вынуждена констатировать, что современное поколение людей по ряду важнейших физиологических показателей уступает предшествующим поколениям. Динамика ухудшения здоровья наших детей наметилась давно (О.М. Федоровская, 2005г).  Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Около 30% детей школьного возраста составляют группу риска.

Пристального внимания заслуживают вопросы развития и состояния опорно-двигательного аппарата, и в частности стоп (Е.В. Брянчина, 1997г). Стопа является одним из важнейших звеньев опорно-двигательного аппарата человека, морфо-функциональное состояние которого имеет большое значение для формирования всего опорно-двигательного аппарата, и особенно в детском возрасте (Е.Н.  Вавилова, 1995г). Слабость мышц, поддерживающих своды стопы, является одним из условий нарушений нормального свода стопы, что, в конечном счете, может привести к патологическим изменениям не только в стопе, но и в других звеньях опорно-двигательного аппарата, а также и к другим нарушениям в нервной и сердечно-сосудистой системах.

В период дошкольного возраста происходит морфофункциональное совершенствование всех систем организма, закладываются основы здоровья и физического совершенства. В настоящее время наблюдается резкий рост функциональных нарушений в органах движения обусловленных, с одной стороны, особенностями формирования  и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, с другой стороны, влиянием на эти процессы физического воспитания и двигательной активности. Профилактика ортопедической патологии и выработка правильной осанки – процесс достаточно длительный, составляющий одно из направлений воспитательной работы в детских учреждениях.   

Цель исследования:изучение педагогических условий и разработка программы предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Краснодарского края.

Объект исследования:методы коррекционно-профилактической помощи при плоскостопии у детей   в образовательных учреждениях края.

Предмет исследования:педагогический процесс формирования мероприятий с целью профилактики плоскостопия в дошкольных образовательных учреждениях.  

Гипотеза:результативное использование в дошкольных образовательных учреждениях программы, содействующей физиологическим основам двигательной деятельности дошкольников. 

Задачи исследования:

ØИзучить по литературным данным анатомо-физиологические и функциональные особенности стопы у детей дошкольного возраста.

ØИзучить и апробировать в дошкольных учреждениях методы диагностики плоскостопия.

ØСоздать программу профилактики плоскостопия для детей дошкольного возраста, которая должна стать теоретической и практической базой для решения проблем ортопедической патологии в Краснодарском крае.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия, разработана программа предупреждения нарушений функций стопы – одного из важнейшим звеньев опорно-двигательного аппарата. 

Практическая значимость  исследования заключается в том, что предлагаемая программа профилактики нарушений стопы может быть результативна использована в практической работе воспитателями и преподавателями физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях Краснодарского края.  Применение разработанной методики дает возможность не только предупреждать, но и формировать нормальные своды стопы в процессе физического воспитания.   

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.  ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ И
УКРЕПЛЕНИЯ СВОДА СТОПЫ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

1.1.                         Анатомо-физиологические и функциональные особенности  стопы.

 

Функция стопы имеет двойную задачу: с одной стороны, стопа является единственной опорой при стоянии, с другой - при локомоторных движениях стопа сообщает поступательное движение телу (Ю.И. Данько, 1974 г). В связи с этим, а также благодаря пронации стопы развиваются своды: два переднезадних и один поперечный. Переход к стопохождению вызывает наклон первого луча, что и является причиной образования поперечного свода: наличие же внутреннего свода вообще является характерным для прямого хождения.

Впервые научный анализ строения стопы был произведен братьями W. Weber, B. Weber в 1836 г. Они различали две продольные дуги свода - внутреннюю и наружную. Несколько позднее R. Fick назвал наружный свод опорным, а внутренний рессорным, имеющие общую точку опоры сзади. Исходя из  строения стоп, автор рассматривал в ней не две, а пять продольных дуг, соответствующих пяти плюсневым костям. Самая высокая и длинная дуга - вторая, а самая короткая и низкая - пятая. Такое описание строения стопы, где выделяется пять продольных и одна поперечная дуга, было принято большинством ученых и практических специалистов. "В местах человеческого организма, - писал П.Ф. Лесгафт - где требуется увеличить подпорку, мы находим приспособление, подобно своду". Между отдельными частями свода находятся гладкие хрящевые поверхности, которые уменьшают до минимума трение. Части, составляющие свод, имеют форму клиньев: суженные книзу части клиньев соединяются между собой связками, которые находятся под влиянием сильных мышц и не допускают предельного напряжения. Такого рода устройство свода сильно влияет на уменьшение воздействия толчков и сотрясений (Е.Н. Вавилова, 1995 г. ).

Принято различать три свода стопы: внутренний, наружный, поперечный. Внутренний свод - пяточная кость, таранная, ладьевидная, три клиновидных, три плюсневых. Вершиной внутреннего свода является суставная щель между таранной и ладьевидной костями. Наружный свод - пяточная, кубовидная, плюсневые кости. Вершиной наружного свода является отросток кубовидной кости. При анализе строения стопы большинство авторов опору внутреннего и наружного сводов на пяточном бугре принимают за одну точку, Harles и Starke различают на пяточном бугре две точки опоры, одну для внутреннего свода, другую для наружного, согласно двум выростам на пяточном бугре. Эти два выроста на пяточном бугре образовались не под влиянием давления того или другого свода, а являются местами прикрепления подошвенного апоневроза и коротких мышц стопы. Поперечный свод - проходит через кубовидные, клиновидные основания плюсневых костей.

Составными частями сводов стопы являются мягкие ткани: фасции, апоневрозы, подкожная жировая клетчатка, мышцы и сухожилия, а также проходящие здесь сосуды и нервы. Все волокнистые соединительные образования взаимосвязаны между собой.

Основное значение удержанию сводов стопы многие авторы приписывают связкам, укрепляющим суставы и удерживающим кости относительно друг друга, а также играющим тормозящую роль при движении в суставах (В.П. Алферова. 1991 г.). И.М.Сеченов писал, что "связки в силу сильного напряжения затрудняют или останавливают движения или допускают дальнейшее продвижение лишь разрываясь". Установлено, что связки могут удлиняться на 10% от своей первоначальной длины, а после окончания напряжения вновь сокращаться. П.Ф. Лесгафт считал, что главным тормозом в суставах является "живой организм", то есть взаимное сопротивление мышц, окружающих сустав.

Своды стопы удерживаются пассивными и активными силами. К пассивным относятся кости и связки стопы, к активным - мышцы.
Мышцы, удерживающие свод, делятся на две группы: длинные, переходящие на стопу с голени, и короткие - мышцы собственно стопы.
К длинным мышцам относятся: длинные сгибатели пальцев, сухожилия которых проходят в переднезаднем направлении по подошвенной стороне стопы, и работающие, вместе с мышцами самой стопы, расположенными в средней части подошвы, как синергисты; длинная малоберцовая мышца, проходящая наискось по нижней поверхности костей предплюсны, способствующая удержанию поперечного свода и вместе с передней большеберцовой мышцей принимающая участие в образовании своего рода костно-сухожильно-мыщечной петли, поддерживающей свод стопы снизу. Поперечная головка мышцы, приводящей большой палец, также удерживает поперечный свод стопы в области головок плюсневых костей. Мышечно-сухожильные "затяжки" продольного направления укорачивают стопу, благодаря чему стопа сохраняет характерную форму. К поверхностной "затяжке" продольного свода относят также подошвенный апоневроз и короткие сгибатели пальцев.

Глубокую продольную "затяжку" свода образуют длинный сгибатель большого пальца и общий сгибатель пальцев, задняя большеберцовая мышца и сухожилия коротких мышц стопы.

Сила мышц, с которой они обеспечивают отталкивание и подтягивание костей стопы друг к другу, зависит от анатомических, физиологических и биомеханических условий. На вопрос, какого рода рычагом является стопа, например, в таком простом движении, как поднятие на носки, различные исследователи отвечают неодинаково: одни с считают стопу рычагом второго рода с осью вращения в плюснефаланговых суставах (А.С. Красикова, 2002г ), другие рассматривают в этом случае стопу как рычаг первого рода с осью вращения в голеностопном суставе, по обе стороны которого действуют две силы в одном направлении. По мнению же третьих, при различных положениях стопа может рассматриваться как рычаг первого, так и рычаг второго или третьего рода (Б.Б. Егоров, 1994 г.).

Сила тяжести тела, давящая на таранную кость сверху, распадается на две составляющие. Одна направлена к переднему краю опоры стопы, другая к заднему, по общему мнению, давление тела при вертикальном стоянии падает главным образом на пятку. Возможны перераспределения прилагаемых сил в ту или другую сторону. В этом случае будет иметь значение исходное положение стоп и всего тела, положение общего центра тяжести, тип осанки и другие факторы. Отношение в распределении давления на плюсну и пятку, по разным данным, составляет от 1:3 до 1:5. Изучая распределение давления на передний и задний отделы уплощенных и дугообразных стоп, Я.Б.Рывлин  пришел к выводу, что передний отдел уплощенной стопы при одинаковой нагрузке испытывает большее давление и, следовательно, находится в более неблагоприятных условиях сопротивления нагрузке, чем стопа с более выраженным сводом. Также было установлено, что распределение давления как на своды стопы, так и между пяткой и передними точками, меняется индивидуально в зависимости от характера стойки и постановки стоп (В.П.Альферова, 1991г). Так, при напряженном стоянии, когда вертикаль общего центра тяжести (ОЦТ) тела проходит ближе к переднему краю стопы, сила, давящая на головки плюсневых костей, должна увеличиваться, а при спокойном или антропометрическом стоянии, когда линия ОЦТ проходит ближе к заднему краю стопы, давление на переднюю часть стопы уменьшается. Перераспределение давления на ту или иную часть стопы оказывает влияние на сводчатость стопы. Величина свода постоянно меняется при изменяющихся положениях тела и движениях в суставах (А.С. Красикова, 2002 г.).

Сводчатость стопы и напряжение удерживающих мышц зависят от положения вертикали ОЦТ тела по отношению к суставам нижней конечности, от постановки стоп при различных видах стояния, ходьбы, бега, прыжков и разнообразных по форме физических упражнений. Например, при
параллельной постановке стоп своды выше по сравнению с развернутыми  носками, и чем больше они разведены, тем ниже свод (Т.Ю. Круцевич, 2003г ). Кроме того, оказалось, что сила мышечных сокращений, необходимая для удержания тела в вертикальном положении, может вызывать в костях усилия, превышающие силы, породившие их. При опоре на всю подошву сжатие переднего и заднего отделов стопы возрастает соответственно смещению центра тяжести вперед. Кости высокого свода стопы подвержены меньшему сжатию, чем кости низкого свода.

На сводчатость стопы весьма влияет и осанка человека. По данным ряда авторов (П.Ф. Лесгафт,  1938 г. ), плоские и уплощенные стопы часто сочетаются с лордотическим видом осанки, боковыми искривлениями позвоночника и другими нарушениями осанки, что приводит, в свою очередь, к большому давлению на своды стоп. Известно, что стопа играет исключительную роль при сжатии, ходьбе, беге, прыжках и многих других физических упражнениях. В одних случаях важна прочность и относительно малая ее подвижность, в других, наоборот, хорошая подвижность.

Движения в суставах стопы происходят вокруг всех основных осей: поперечной, сагиттальной, вертикальной. Форма суставных поверхностей взаимосвязана с функцией и осями возможных в суставе движений.
Основными движениями являются сгибание и разгибание стопы по поперечной оси голеностопного сустава, а амплитуда движений - существенным фактором в достижении высоких спортивных результатов во многих видах спорта.

По М.Ф.Иваницкому, сгибание стопы обеспечивают мышцы задней и наружной поверхности голени: трехглавая мышца голени, подвешенная, задняя большеберцовая, длинный сгибатель большого пальца, длинный сгибатель пальцев, длинная и короткая малоберцовая.

Разгибателями стопы являются мышцы, составляющие переднюю группу мышц голени: передняя большеберцовая, длинный разгибатель пальцев, длинный разгибатель большого пальца.

Приведение стопы происходит при одновременном сокращении передней и задней большеберцовых мышц, в отведении участвуют короткая и длинная малоберцовая мышцы.

Общая ось вращения подтаранного и таранно-пяточно-ладьевидного суставов происходит в переднезаднем направлении. Вокруг этой оси возможны пронация и супинация стопы. При одновременном движении стопы не только в названных суставах, но и в голеностопном, возможно ее круговое движение (циркульдукция). Стопу пронируют, главным образом: длинная и короткая малоберцовая мышцы, длинный разгибатель пальцев. Супинируют - передняя большеберцовая мышца и длинный разгибатель большого пальца.

Поочередное движение групп мышц, проходящих около суставов и идущих к ним с голени, вызывает круговое вращение стопы.
Строение и функции детской стопы существенно отличаются от таковой у взрослого человека (В.А. Епиванова, 1988г ).

Скелет стопы ребенка имеет скрытое строение с момента его рождения, но своды маскируются сравнительно большими жировыми отложениями со стороны подошвы: с возрастом эти отложения уменьшаются, и своды приобретают большую выраженность. Большое количество хрящевых тканей у детей обусловливает мягкость и податливость скелета стопы, связки и мышцы также развиты еще недостаточно, поэтому у детей амплитуда движений в сочленениях стопы больше, а деформация ее архитектоники легче. Установлено, например, что при стоянии стопа ребенка уплощается в два раза больше, чем стопа взрослого человека (С.М. Иванова, 1975 г ). После 6 лет ребенок при беге начинает ставить стопу с носка, формируются более правильные элементы ходьбы. После 7-8 лет сила мышц и выносливость повышаются. К 10 годам строение стопы приближается к строению взрослых, к 12-15 годам прирастают эпифизы фаланг и плюсневых костей. Процесс окостенения стопы заканчивается только в 18-20 годам, поэтому при большой эластичности связочного аппарата и возрастной слабости мышечной системы нередко несоответствие между требованиями, предъявляемыми к стопе ребенка, и ее возможностями противостоять силе давления на стопу при выполнении ряда движений. Этим объясняется ранимость стопы ребенка в  дошкольном возрасте.

Как показывают исследования (В.П. Обижесвет, 1998 г.), с возрастом высота сводов стопы изменяется. У детей 1-2 лет жизни "плоскостопие" наблюдается в 70-80%, но в возрасте 8-12 лет встречается значительно реже. Плоскостопие у детей раннего возраста, по мнению авторов, является истинным и не связано с большой жировой прокладкой на подошвенной поверхности стопы. Однако низкий свод не является следствием патологических изменений, а представляет собой определенную фазу развития детской стопы ("физиологический этап"). С возрастом высота свода увеличивается.

 

1.2.                         Виды нарушений сводов стопы.

Деформации стоп очень разнообразны. Плоскостопие считается одной из часто встречающихся деформаций опорно-двигательного аппарата, при которой происходит стойкое уплощение свода стопы, то есть его понижение, вплоть до полного исчезновения. И поскольку на стопе имеется два свода: продольный и поперечный, то и уплощение продольного свода называют продольным плоскостопием;, а поперечного - поперечным плоскостопием. При уплощении обоих сводов деформация определяется как комбинированное плоскостопие.
На нормальной стопе продольный свод хорошо виден с внутренней стороны (медиальной) в виде выемки и опирается спереди на головки плюсневых костей, сзади на пяточную кость. Основной признак продольного плоскостопия - это исчезновение внутренней продольной выемки стопы, при которой пятка и вся стопа могут отклониться к внешнему краю стопы. 'Как правило, плоскостопие сопровождается в большей или меньшей степени поворотом стопы (вокруг ее длинной оси) внутрь, то есть пронацией, вальгированием. Часто, особенно в сильно выраженных случаях, плоскостопие сопровождается также отведением переднего отдела стопы.

Различают врожденное и приобретенное плоскостопие.
Врожденное плоскостопие возникает вследствие первичных пороков зачатия, при недоразвитии малоберцовой кости, иногда в сочетании с другими дефектами эмбрионального развития. И хотя причин возникновения этого вида деформации достаточно много, врожденное плоскостопие, как показывает практика, наблюдается очень редко, приблизительно 3% (В.О. Маркс, 1978 г.). Установить врожденное плоскостопие раньше 5-6 лет нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы (Т.И. Осокина, 1988г) Деформация с течением времени значительно прогрессирует и становится фиксированной (Г.Н. Олонцева, 1985 г.).  Из приобретенных форм плоскостопия различают статическую, паралитическую, травматическую. Наиболее частой из всех видов ортопедических деформаций стоп является статическая, составляющая чрезвычайно большой процент - 82 (О.А. Скоролупова, 2003г.). Статическое плоскостопие почти всегда бывает двусторонним.

Плоскостопие – заболевание чрезвычайно распространенное, можно сказать социальное. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми: «на каждом шагу» слышны жалобы на боли в стопах, мышцах голени, в коленных и даже тазобедренных суставах. Самая распространенная причина болей – уплощение стоп.

Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности. Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки.

По сравнению с правильными, изящными стопами взрослого, стопы ребенка кажутся тяжелыми и неуклюжими, и, что часто беспокоит родителей, кажутся плоскими. Если вашему малышу еще нет трех лет, то опасения излишни. Дело в том, что у ребенка ясельного возраста выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. В том, что это плоскостопие мнимое, можно убедится простым способом: поставить ребенка на стол или на пол и попробуйте вложить палец под его стопу с внутреннего края. Свободно входящий палец убедит в том, что костная конструкция стопы отделена от твердой поверхности стола или пола слоем жира.

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение. При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция. Если ребенок стоит, то область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

 

1.3. Причины и современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия.

Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний.

Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка.

Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви. Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско-вальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем возрасте. Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. В норме – пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп – пятка заметно отклонена кнаружи.

Этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета. Практически у всех детей плоскостопие сопровождается теми или иными дефектами опорно-двигательного аппарата, особенно часто – различными нарушениями осанки. По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешенное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы.

В детском возрасте плоскостопие чаще всего сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плоско-вальгусными. Лечение и профилактика этого дефекта практически такие же, как и обычного плоскостопия (Г.Н. Олонцева, 1985 г.). О вальгусном (Х-образом) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами.

Вопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, не подследственное качество, а приобретенный дефект. Искривление ног появляется чаще всего через некоторое время после того, как ребенок встал на ноги и начал ходить. Особенно часто это происходит, если малыш встал на ноги раньше времени, если он много стоял (например, в манеже), если он не ползал. Это объясняется слабостью, недоразвитостью его мышечно-связочного аппарата и чрезмерной нагрузкой на нижние конечности.

Одной из наиболее вероятных причин искривления ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и не леченая форма. К более редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов.

Неблагоприятно сказывается на состоянии ног излишний вес ребенка. Однако у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у худых. Девочки страдают чаще, что связано с их более широким тазом.

При вальгусной деформации ног основные изменения происходят в коленом суставе. Неравномерное развитие мыщелков бедренной кости (более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных) приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность. Голень отклоняется кнаружи, в тяжелых случаях может быть искривление костей голени выпуклостью вовнутрь. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах.

Общая слабость мышечно-связочного аппарата проявляется во всех суставах, стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены кнаружи), развивается плоскостопие (И.С.Красикова, 2002 г.).

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь – мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая при этом движению. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий стопам «дышать», так же являются необходимыми качествами хорошей детской обуви.

Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы. Детям с плоскостопием, а особенно с плоско-вальгусными стопами нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника. Но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь.

Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие заболевания. Однако без назначения врача заказывать, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя. Такие стельки могут нанести стопе ребенка больше вреда, чем пользы.

Ортопедические стельки вкладывают в ту же самую «рациональную» обувь, хорошо фиксирующую стопу. Стельки в мягких тапочках или разношенных туфлях бесполезны. Так как стелька занимает определенный объем в обуви, приобретайте ботиночки на один размер больше, чем требуется по длине стопы.

Надо учесть, что стельки имеют определенный срок годности. Индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода. Стельки из более мягких эластичных материалов следует менять еще чаще – каждые три-четыре месяца.

Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, следует иметь как минимум две пары: одну -  для улицы, другую – для дома.  Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Эти своеобразные «костыли» стоит использовать во время длительного пребывания ребенка на ногах. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют еще больше.

При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей суставов стопы. Во время сна применяют лонгеты. При тяжелых формах плоскостопия с сильными постоянными болями показано оперативное лечение.

Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики. Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиник.

 

ГЛАВА II. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЙ

Стопа человека, по сравнению с четвероногими, испытывает двойную нагрузку при ходьбе. При этом с каждым шагом по различным жестким покрытиям она испытывает ударные нагрузки, равные 18-20gускорения (примерно 1g=9,8м/сек), т.е. максимальная ударная нагрузка на стопу при обычной ходьбе в 2 раза превышает ускорение стартующего космического корабля. Здоровая тренированная стопа нейтрализует нагрузки (толчковое ускорение) до 70% благодаря сводчатому анатомическому строению и своей рессорной функции. В итоге на голень действует только 6-7 g, на бедро 4-5gи до головы доходит 0,5-1gускорения. Когда рессорная функция стопы нарушена, то все толчковые ускорения проходят вверх по скелету, доходя до головы и травмируют головной мозг, способный работать нормально на ускорениях не более 3-4g. Легко предвидеть, что в таких случаях человек будет страдать от постоянной головной боли. Именно в подобных случаях головной мозг вынужден искать себе дополнительную защиту и, приспосабливаясь к таким нагрузкам, создавать спиралевидную пружину из позвоночника как последний барьер для защиты нежной ткани головного мозга от агрессии толчковых ускорений ног. Подобное искривление позвоночника появляется у детей по мере формирования плоскостопия.

Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее свода.

Различают продольное и поперечное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, её передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на I и V, как это бывает в норме. При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стопы увеличивается.

Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие. Плоскостопие может быть врожденным (встречается крайне редко) и приобретенным. Наиболее частые причины последнего слабость мышечно-связочного аппарата стопы, ношение неправильно подобранной обуви, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, а также паралич нижней конечности (чаще после полиомиелита- название паралитического плоскостопия). Иногда плоскостопие возникает как профзаболевание у людей, чья работа связана с длительным пребыванием на ногах(парикмахеров, продавцов и др.). плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин.

Для диагностики плоскостопия используются различные методы: клинический, рентгенологический, плантографический, фотометрический, а также метод компьютерной плантотензометрии.   

Исследование морфофункционального состояния стопы было проведено у 60 детей, лиц младшей возрастной группы СОШ № 1 ст. Полтавской.

Метод «мокрого следа».Следует намочить ногу, затем наступить на лист бумаги, что бы получить отпечаток. Эту пробу выполняли стоя.  В вертикальном положении стопы испытывают достаточную нагрузку. На отпечатке внешний контур должен быть непрерывным, а внутренний – иметь изгиб.  В норме только узкая полоска соединяет носок и пятку на отпечатке. Далее на отпечатке мокрого следа проводятся измерения. Проводится горизонтальная линия вначале на самой узкой (У) части стопы, затем на самой широкой (Ш). Проведенные линии измеряются линейкой. Примерная степень плоскостопия вычисляется по формуле У/Ш ,если У/Ш≤ 0,33, то нет плоскостопия, если У/Ш › 0,33, то есть плоскостопие.

При использовании данного метода мы получили достаточно неожиданные результаты.  Из исследуемых детей дошкольного возраста у 90% обнаружено нарушение стопы, а у 10% - согласно полученным результатам их «мокрый» отпечаток соответствовал норме. Учитывая высокий процент нарушений у обследованных, считаем, что этот метод не достаточно достоверен.

Метод «определения угла свода стопы в подвесе».Заключается в визуальном и механическом определении наличия плоскостопия без опоры стопы на твердой поверхности. Существует два метода определения угла свода стопы в подвесе:

- на внутренней части стопы в подвесе проводится линия от свода стопы до пятки и от свода стопы до середины большого пальца. Далее производится транспортиром измерение угла, полученного после правоведения линий

- на внутренней части стопы в подвесе проводится линия от свода стопы до пятки и от свода стопы до основания фаланги большого пальца. Далее производится транспортиром измерение угла, полученного после правоведения линий. 

При использовании данного  метода мы получили следующие результаты: у 92% дошкольников,  обнаружены признаки нарушений в развитии стоп, а у 8% - показатели соответствовали норме. Как и при исследовании,  методом «мокрого следа», метод «определения угла свода стопы в подвесе» по нашему мнению, не может считаться достаточно надежным.

Метод плантографии.Для выявления плоскостопия у детей   проводили  тест при помощи плантографа.  Плантограф – это деревянная рамка высотой 2 см. и размером 30 х 30 см., на которую натянуто полотно  и сверху него полиэтиленовая пленка. Оценку состояния подошвенной поверхности стоп осуществляли по плантограмме графико-расчетным методом (рис. 1), разработанным Г.Г. Потихановой, С.Ф. Годуновым и Н.П. Черниной (Э.Г. Мартиросов, 1982).  Использовали предложенную ими формулу:

 

Х

К =  ________,

У

где К – коэффициент, определяющий состояние среднего отдела продольного свода стопы, Х – ширина закрашенной части отпечатка по продольной линии, У – ширина наружной части продольного свода стопы:

         при К от 0 до 0,5 – стопа полая;

         при К от 0,51 до 1,20 – стопа с нормальным сводом;

         при К от 1,21 до 1,30 – I-я степень плоскостопия;

         при К от 1,31 до 1,50 – 2-я степень плоскостопия.

 

 

 

         Рис.1.  Схема расчета плантограммы графико-расчетным методом.

                      Исследование морфофункционального состояния стопы было проведено у 108 детей (4-7 лет).  Перед началом обследования осуществлен скрининг всех детей по картам медицинского контроля. Алгоритм проводимых исследований имел следующую структуру:

1. Заполнение данных, полученных из медицинской карты обследуемого ребенка.

         2. Получение отпечатков стопы левой и правой ноги обследуемого.

         3. Обработка полученных данных и выдача заключения о  состоянии стопы обследуемого ребенка.

Результаты исследования.При плоскостопии, сопровождающемся уплотнением свода стопы, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить, а, следовательно, огромное значение имеет предотвращение плоскостопия. Результаты оценки плантограмм у детей, посещающих МДОУ в г. Славянск-на-Кубани  на период 2006-2007 гг. представлены в табл.1. Из 48 детей 4 лет у 9% обнаружено статическое

Таблица 1

 

Состояние среднего отдела продольного свода стоп

у обследованных  детей различного возраста

 

Возраст и к-во

обследованных

Состояние продольного свода

Полая

Нормальная

1-я

степень

2-я

степень

4 года (n=48)

5 лет (n=38)

6 лет (n=36)

7 лет (n=24)

2%

3%

2%

4%

87%

81%

79%

75%

9%

12%

14%

15%

2%

4%

5%

6%

 

 

 

плоскостопие Iстепени. В возрасте 5 лет  (38 измерений), аналогичная деформация стопы наблюдалась у 12%.  В 6 и 7 лет, соответственно, 14 и 15%.  Количество обследованных детей с нормальным сводом стопы в возрастном аспекте уменьшилось с 87% (у 4-х лет) до 75% (у 7-ми лет).   

В результате проведенных исследований можно сделать вывод о том, что самым достоверным и доступным методом определения плоскостопия является метод плантографии.  Методы «мокрого следа» и  метод «определения угла свода стопы в подвесе»  имеют большую погрешность, поэтому они могут быть использованы только на  предварительном этапе обследования на наличие плоскостопия у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его, путем укрепления мышц и связок стопы с помощью разработанной нами программы.

  ГЛАВА III.  Программа здоровьесберегающих технологий предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Краснодарского края

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а так же правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.

Разработанная нами организационная модель программы профилактических мероприятий нарушений функций стопы у дошкольников в общеобразовательных учреждениях может быть представлена следующим образом (схема 2).

Схема 2

Организационная модель программы профилактических мероприятий нарушений функций стопы у дошкольников.

 
  Блок-схема: процесс: Целевой блок

 

 

     

 

 
 

 

 

 

 

 

Организационная диаграмма

 

 

 

Организационная диаграмма

 

В процессе реализации программы в ДОУ № 53 ст. Ивановской были использованы следующие формы занятий физическими и корректирующими упражнениями :

vИндивидуальные занятия

vИндивидуальные задания

vИндивидуально-групповые занятия

vГрупповые занятия

vИгровые занятия

vУтренняя гимнастика и закаливание

vОздоровительная ходьба , спортивные праздники

vЗанятия в воде

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающимся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становиться трудно ходить. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии. Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена  к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.

Длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому ощущению стопы (Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления»). Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста. Лучшим средством физической нагрузки является ходьба, но только в том случае, когда она правильная. Упражнения в ходьбе, не обеспечивающие ее правильность, могут привести к развитию плоскостопия или усилению других имеющихся деформаций ног. Упражнения в правильной ходьбе должны проводиться в каждом занятии гимнастикой не только с детьми раннего возраста, но и в последующих дошкольных возрастах. Для этого используют разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, физическими упражнениями, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы.

Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Она должна быть по ноге детская обувь имеет совершенно плоскую подошву, без изгиба для свода стопы, и тем самым деформирует  мышцы ног, ведет к уплощению стопы. Детям нужна обувь на небольшом каблуке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой, крепким задником.

Залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними. Ежедневно перед сном необходимо мыть ребенку ноги теплой водой с мылом. Затем тщательно вытирать их досуха, особенно межпальцевые промежутки. Ногти обязательно следует обрезать не реже одного раза в две недели, лучше сделать после общей ванны или после мытья ног. Ногти надо обрезать поперек, не скругляя их по бокам. Нельзя обрезать их «до предела», до ногтевого ложа, это чревато развитием вросших ногтей.

Наибольший эффект оказывают упражнения(приложение №1), если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна.

В период от 4 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период. В последние годы ведущими направлениями по ФК стали изучение эффективности двигательных и качественных показателей развития движений (Е.Н. Вавилова, 1995 г.).

Из выше сказанного следует, что вопрос профилактики и коррекции плоскостопия стоит остро. В связи с этим, перед специалистами работающими с детьми стоит проблема: поиск новых путей профилактики и коррекции плоскостопия у детей  дошкольного возраста.

На основании проведенного нами исследования можно придти к следующим выводам:

Наиболее информативным диагностическим методом для определения функциональных нарушений стопы является метод плантографии. 

 

Предупреждать плоскостопие можно, выполняя основные положения разработанной нами программы.

В специальных занятиях ЛФК с детьми, страдающими плоскостопием, необходимо вначале использовать пробные упражнения для выявления степени нарушений двигатель­ной и опорной деятельности в связи с плоскостопием (приложение 1).

Список литературы

1.     Аленькин П.Ф. «Массаж и движения». – Екатеринбург., Средне-Уральское книжное издательство, 1992 год.

2.     Белая М.А. «Руководство по лечебному массажу», 2-е изд. – М.: Медицина, 1983 г.

3.     Брянчина Е.В. Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.04/ Российская гос. академ. физ. культуры. - М., 1997. - 22 с.

4.     Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.

5.     Данько Ю.И. «Очерки физиологических упражнений». М.: Медицина. 1974 г.

6.     Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления». М. 1994 г.

7.     Зайцев А.А., Копеева Е.П. Палищук Н.К. Самугуб С.А. «Физическое воспитание дошкольников». – Калининград, 1997 г.

8.     Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. «Биомеханика двигательного аппарат человека». – М.: ФиС, 1981 г.

9.     «Как вырастить здорового ребенка» / Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 1991 г.

10.                       Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г.

11.                       . Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. вузов физ. воспитания и спорта: в 2-х т. - К., 2003. - Т.II. - 392с.

12.                       Лесгафт П.Ф. «Анатомия мышечной системы». – Л.: ФиС, 1938 г.

13.                       Лесгафт П.Ф. «Собрание педагогических сочинений». – М.: ФиС, 1953, Т. 4.

14.                       «Лечебная физкультура при заболевания в десятком возрасте». / По д ред.  С.М. Иванова. – М.: Медицина. 1975 г.

15.                       «Лечебная физкультура: справочник» / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина 1988 г.

16.                       Маркс В.О. «Ортопедическая диагностика». – Минск: Наука и механика, 1978 г.

17.                       Матвеев С.В. Херодинов Б.И. «Здоровый ребенок. Физическое воспитание и врачебный контроль». – СПб.: Сотис. 1999.

18.                       Обижесвет В.П. «Настольная книга медицинской сестры детского  сада» 1998 г.

19.                       Осокина Т.И. «Пособие для воспитателей». М. 1988 г.

20.                       Олонцева Г.Н. «Учебное пособие». М. 1985.

21.                       Скоролупова О.А. «контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении». М. 2003 г.

22.                       Спешнев Ф.Ф. «Спортивно-вспомогательная гимнастика». – М.: ФиС. 1957.

23.                       «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина. 1983 г.

24.                       .Сергеев И.Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60.

25.                      

26.                       «Травматология и ортопедия». / Под ред. Г.С. Юмашева. – М.: Медицина. 1990 г.

27.                       Хухлаева Д.В. «Теория и методики ОРВ детей дошкольного возраста». М. 1978 г.

28.                       Федоровская О.М. Оздоровительная физическая культура в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Федоровская О.М. // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков : Всерос. конф. с междунар. участием. – М., 2002. – С. 77-79.

29.                       Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в государственном дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида /Федоровская О.М.// Здоровьесберегающие технологии в адаптивной физической культуре : науч.-практ. конф. – М., 2003. – С. 5-8.

30.                       Федоровская О.М. Технологии здоровьесбережения в дошкольном образовании / Федоровская О.М. //Дошкольное и начальное образование, пути развития : Междунар. конф. – СПб., 2004. – С. 96-99.

31.                       Федоровская О.М. Оздоровительные технологии : опыт работы дет. сада № 1221 компенсирующего вида г. Москвы / Федоровская О.М.// Здоровье, обучение и воспитание детей и молодежи в 21 веке : Междунар. конгр. – М., 2004. – С. 234-237.

32.                       Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ / Федоровская О.М.// Дошкольное воспитание. – 2004. –  № 1. – С. 33-36.

33.                       Федоровская О.М. Оздоровительная физическая культура в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Федоровская О.М., Бабенкова Е.А.// Учитель Кузбасса. – 2005. – № 1. – С. 65-72.

34.                       Федоровская О.М. Опыт практического применения комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях : метод. рекомендации /Федоровская О.М., Бабенкова Е.А.– М., 2006.  84 с.

35.                       Федоровская О.М. Оценка эффективности методики оздоровительной физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях разного вида / Федоровская О.М., Бабенкова Е.А.// Валеология. –  Ростов н/Д, 2006. – 16 с.

36.                       Фонарев М.И., Фонарева Т.А.Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983, с. 319-321.

37.                       Щербак А.П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении». М. 1999 г.

38.                       Юмашев Г.С., Репкер К. «Основы реабилитации».  М.: Медина 1973 г.

.

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»