Формирование у детей дошкольного возраста привычки здорового образа жизни
Мансурова Асият Магомедалиевна
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее,
чем вырастить здорового человека.
Здоровыйобразжизни - этонепростосуммаусвоенныхзнаний, астильжизни, адекватноеповедениевразличныхситуациях, детимогутоказатьсявнеожиданныхситуацияхнаулицеидома, поэтомуглавнойзадачейявляетсяразвитиеунихсамостоятельностииответственности. Все, чемумыучимдетей, онидолжныприменятьвреальнойжизни.
Привычкакздоровомуобразужизни - этоглавная, основная, жизненноважнаяпривычка; онааккумулируетвсеберезультатиспользованияимеющихсясредствфизическоговоспитаниядетейдошкольноговозраставцеляхрешенияоздоровительных, образовательныхивоспитательныхзадач. Поэтомудошкольноеучреждение исемьяпризваны вдошкольномвозрастезаложитьосновыздоровогообразажизни, используяразличныеформыработы.
Внастоящеевремязначительновозрослоколичестводетей сплохимздоровьем, появляется всебольшедетейсчастымипростуднымизаболеваниями, излишнимвесом, нарушениямиосанки, плоскостопием. Причинсложившейсяситуациимножество, нооднаизосновных- малоподвижныйобразжизни. Домародителипредпочитаютзавлечьребенкаспокойнымииграми: влучшемслучаерисованием, интеллектуальнымиилидругиминастольнымииграми, вхудшем - просмотромтелепередачиливидеофильмов.
Движение - врожденнаяпотребностьчеловека, отудовлетворениякоторойзависитегоздоровье. Поэтомукрайненеобходимоудовлетворитьпотребность ребенкавдвижении. Онослужитважнымусловиемформирования всехсистемифункцийорганизма, однимизспособовпознаниямира, ориентировкивнем, атакжесредством всестороннегоразвитиядошкольника.
Необходимопересмотретьравнодушное, потребительскоеотношениексвоемуорганизму. Ведьзачастую проявлятьбеспокойствомыначинаемтолькотогда, когдаболезньуженапороге. Изэтогоследует, чтонужноизменитьпассивныйобразжизниназдоровый, пронизанныйвдумчивойзаботой илюбовью ксвоемутелу, душе. Необходимоприобщить детейкздоровомуобразужизнисраннеговозраста.
Воспитаниепотребностивздоровомобразежизниудетейосуществляетсяпо следующимнаправлениям:
1.Привитиекультурно-гигиеническихнавыков.
2.Обучениеуходузасвоимтелом, навыкамоказанияэлементарнойпомощи.
3.Формированиепредставленийотом, чтополезноичтовреднодляорганизма.
4.Формирование привычкикежедневнымфизкультурнымупражнениям.
5.Формированиепотребностисемьи (родителей) ребенкавздоровомобразежизнедеятельностииличногопримера вукрепленииисохраненииздоровья.
«Заботаоздоровьеневозможнабезпостояннойсвязиссемьей» В.А.Сухомлинский.
«Вздоровомтеле - здоровыйдух»-подтакимдевизомживетнашедошкольноеобразовательноеучреждение. Актуальнымдлянасявляетсясохранениеиукреплениездоровьядетей. Оттого, какпроведетребенокэтототрезоксвоейжизни, будетвдальнейшемзависетьмногое.
Системаработысдетьмипредполагаетразличныеформы, средстваиметодыформированияпредставленийоЗОЖ.
Основнымиформамиработыявляютсязанятия, досуги, режимныемоменты, спортивныесоревнованияипраздники.
ГлавнойцельюработыДОУявляетсявоспитаниефизическиздоровогоисоциальноадаптированногоребенка, обеспечениеегопсихическогоблагополучия, атакжеформированиеудошкольникаответственностизасвоездоровье. Такимобразом, вДОУфизическаякультура- одинизведущихкомпонентовдеятельностидетей.
Существуютразнообразныеформыивидыдеятельности, направленныенасохранениеиукреплениездоровьявоспитанников. Ихкомплексполучилвнастоящеевремяобщееназвание«здоровьесберегающие»технологии. НашеДОУуженескольколетосваиваеткомплексмер, направленныхнасохранениездоровьяребенканавсехэтапахегообученияиразвития.
Педагогическийколлективобеспечивает:
1.Использованиетехнологийназанятиях:
- дыхательнаягимнастика;
- пальчиковаягимнастика.
2.Обеспечениездоровогоритмажизни:
-щадящийрежим(адаптационныйпериод);
-гибкийрежим;
-наличиефизкультурныхуголковвгруппе;
-строгоесоблюдениедвигательногорежимавтечениедня;
-обеспечениеблагоприятногопсихологическогоклимата;
-коррекцияодеждывзависимостиоттемпературывоздуха.
3.Физическиеупражнения:
-утренняягимнастика;
-физкультурно-оздоровительныезанятия;
-подвижныединамические, спортивныеигры;
-бодрящаягимнастикапослесна;
-спортивныепраздникииразвлечения.
4.Спецзакаливание:
-закаливание;
-дыхательнаягимнастика;
-обширноеумывание;
- хождениепо«дорожкамздоровья»;
-полосканиегорлаирта.
ПедагогамиДОУпроводитсябольшаяработаповалеологическомувоспитаниюиобразованиюдетей.Подбираютсяэффективныеметодыиприемы, позволяющиевдоступнойформепреподнестизнанияостроениителачеловека, оважностиправильногопитания, закаливания, сна. Итакимобразомприобщаютдошкольниковкздоровомуобразужизни.
Представленияобосновахжизнедеятельностичеловекараскрываютсяприпомощиэлементарныхопытовиэкспериментов. Навыкиздоровогообразажизниформируютсяизакрепляютсявдидактических, сюжетно-ролевыхиграх, упражнениях, вповседневнойжизни.
Особоезначениеввоспитаниидетейпридаетсяразвитиюдвиженийчерезподвижныеигры, какнафизкультурныхзанятиях, такивповседневнойжизни. Большоезначениеуделяетсяорганизацииполноценногодневногосна. Гимнастикапослеснапозволяетпробудитьорганизм, нормализоватькровообращение, снятьвялостьисонливость, быстропридтивбодроесостояниеинастроение.
Условияжизни, нравственнаяиэмоциональнаяатмосфера, вкоторойживетребенокцеликомиполностьюзависятотвзрослых, иони, бесспорно, несутответственностьзасчастьеиздоровьедетей.